Способность видеть, слышать, чувствовать.

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мыговорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя взависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенказначительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот,беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден. В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом задвигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит накакой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12 --30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает"гукать". Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процессназывается "ознакомлением". Ребенок как будто бы говорит: "Да, теперь язнаю, что это такое". Если вы поменяете предмет или, не убирая первый,покажете малышу другой, он повторит свои действия. Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новыезрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явноепредпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенокнастораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается кнему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать нанего внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук,например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку илиигрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным иуслышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть наколокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разномуреагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, асвист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженнуюиндивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однаколишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящемуузнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое,включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен иливозбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает илидвигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия илинет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родителизнают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать иукладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда отголода, а когда его крик означает: "Ничего страшного не случилось. Просто яхочу, чтобы меня приласкали". У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонныйблуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до ипосле кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющимрезкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет,чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одноощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничатьи раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение днябывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются иначинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взявна руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать иуснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске. Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагируетни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает вдоме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое времяпокричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся,что нижеперечис- ленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша. 1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенномспокойном состоянии. 2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка наруки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен ивыгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большойудобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом. 3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли онутихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если выпочувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще втечение пяти минут. 4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этомслучае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкуюмузыку -- радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты. 5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам.Будьте уверены в себе и не забывайте, что занимаясь делами, нужно сохранятьих обычную последовательность, спокойствие и равновесие. 6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом,обратитесь к детскому врачу. Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менееон стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру "один наодин": вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводитеих в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родителивырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первымшагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает"гулить". Хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самомполном смысле слова учится говорить. Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором сосвоим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза иокругляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Онможет кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегказапрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первыйвзгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов,который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд,лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться сребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица увзрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, чтосейчас в разговоре наступит пауза. Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают вопределенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобыпривлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разныезвуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в своюочередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того какволнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводитвзгляд в сторону. Через несколько секунд "собеседники" снова смотрят друг надруга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, ввашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствиеи малышу и родителям.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Разговор с ребенком Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйтеего, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить сним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когданужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот,можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго. Папины игры Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из нихвносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали вего воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенкатаким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например,если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машинычто-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вывместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются всенеобходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во времяпоездки.)

Время игр

Зрение "Кукла из тарелки" Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо иприкрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны нарасстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малышначнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка. Таблюдение за предметом Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой.Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25 -- 30 сантиметров отлица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали,начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец,попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроениеммалыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал илиему стало скучно. Посмотри на меня Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слеванаправо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову. Прыгающая игрушка Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку.Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушканаходилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх ивниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить. Вид из кроватки Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы,ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы. Двигающаяся игрушка Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можнопередвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть втечение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки, а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что онспособен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другиеигрушки на бортики кроватки. Восприятие звуков Детские стихи Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи,например: "Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять..." илипридумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйтеслова. Пинетки с колокольчиком Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой,малыш будет слышать звон колокольчика. Где я? Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременнопередвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развиватьзрение и слух. Ощущения Помассируйте малышу пальцы рук и ног Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятномуощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело. Развитие осязания Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разногоматериала -- шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Легкое прикосновение Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Емупонравятся эти ласковые прикосновения. Приятные запахи Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, какодеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу-поможет в развитии его обоняния. Упражнения Поднимите и опустите руки малыша Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой иопустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. Приэтом напевайте какую-нибудь песенку. Прогулка на велосипеде Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируядвижения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например:"Мы едем, едем, едем в далекие края..." Взгляд наверх Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называяего по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднятьголову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук. Посмотри на маму Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь наспину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь,чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Повседневные деда

Время кормления Изменяйте положение ребенка При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однакоесли вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он виделокружающие предметы под разными углами зрения. Оберните детский рожок Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пустьмалыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить вмагазине или сделать из носка яркой расцветки. Яркое полотенце Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркоецветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время отвремени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончитекормление. Время купания Нежное прикосновение Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихуюколыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться ипочувствовать себя в безопасности. Заверните ребенка Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки.(Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: "Ку-ку".) Время пеленания Развлечение Повесьте несколько легких игрушек над детским пеле-нальным столиком. Нанекоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки. Подышите над руками и животиком ребенка Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая вниманиена разных частях своего тельца, он лучше узнает себя. Время отдыха Развевающиеся ленты Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьтеих рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрическийвентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятнопонаблюдать за ними. Непродолжительный отдых Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком.Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе нагрудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесьдовольны проведенным вместе временем.

* Два месяца *

Мир ребенка

Двухмесячный ребенок заметно отличается в своем развитии отноворожденного -- его поведение более осознанно. Он уже не находится вполной зависимости от безусловных рефлексов. Теперь ребенок использует их всвоих интересах. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущенияперестают быть инстинктивными, а поведение изменяется в соответствии сусловиями окружающей обстановки. В периоды бодрствования двухмесячный малыш большую часть времениактивен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается кзвукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При видекакого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. Сособым удовольствием малыш рассматривает собственные руки и учится при этомдержать их в поле зрения. Родители и ребенок продолжают вести разговоры "один на один", описанныев предыдущей главе, однако характер этих "диалогов" меняется. Начать иподдерживать их по-прежнему может только взрослый, но теперь ребенок знает,как сообщить о том, что пора сделать паузу. Попеременно глядя на вас иотводя взгляд в сторону, он способен поддерживать "разговор" достаточнодолго, не нервничая и не переутомляясь. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша -- онстал чаще улыбаться. Как правило, в возрасте трех недель ребенок улыбаетсяпри звуке знакомого голоса, а в возрасте четырех недель -- при видезнакомого лица. Двухмесячный малыш радуется уже не только знакомым лицам, нотакже интересным предметам и звукам. Кроме того, теперь он способендостаточно адекватно реагировать на сильные внешние раздражители.

Двигательные навыки

Наши рекомендации