Способность видеть, слышать, чувствовать.

Одна из самых характерных особенностей семимесячного ребенка -- умениезамечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу жеобнаруживает рисунок на новой простыне и царапает его пальцами так, какбудто хочет взять. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязьюокружающих предметов. Ребенок берет кубик в одну руку, рассматривает его,потом еще один - в другую, и тоже изучает его, а затем ударяет кубики друг о друга. В этом возрасте ребенок с интересом исследует расположение предметов впространстве. Теперь он узнает знакомые вещи, например рожок или плюшевогомишку, даже если они перевернуты вверх ногами, и, как правило, возвращает ихв обычное положение. Любопытство малыша вызывает также положениесобственного тела в пространстве. Он ерзает и выгибается у мамы на руках,запрокидывает голову назад, стремясь увидеть окружающие предметы вверхногами. В этом возрасте ребенок начинает понимать, что один предмет можетнаходиться на другом, даже если они выглядят как одно целое. Есликакую-нибудь мелкую вещь, например розетку для варенья, положить на большийпредмет подобной формы, например на блюдце, то малыш заметит, что розеткуможно взять, не трогая блюдце. Ребенок также стремится исследовать соотношение между передней и заднейстороной предмета. Он будет вертеть из стороны в сторону плоские предметы,такие, как книга или крышка от кастрюли, пытаясь осознать, как отдельныеповерхности, имеющие разную форму, могут быть частями одного и того жепредмета. Самый большой интерес ребенка вызывают вещи круглой формы. Онбудет снова и снова вращать круглый предмет, пытаясь обнаружить у него углы,найти его переднюю и заднюю, верхнюю и нижнюю стороны. Ребенок с интересом обнаруживает, что у одних предметов естьдвигающиеся части, а другие изменяют свою форму. Это возбуждает любопытствомалыша. Он хватается за лоскутки или за веревочку, которая привязана кигрушке, и вертит ее из стороны в сторону. Малыш может провести не менее10-ти минут, комкая в руках кусочек фольги. Догадываясь, что предметы продолжают существовать независимо от того,видны они или нет, шестимесячный ребенок пытался найти погремушку,наполовину спрятанную под одеялом. Спустя месяц, он начинает осознавать, чтоесть более сложные взаимоотношения между вещами. Уронив погремушку со столана пол, ребенок заглядывает вниз, стараясь обнаружить ее там. Помните, всего несколько месяцевназад он продолжал пристально смотреть на то место, откуда она исчезла, какбы надеясь, что взглядом можно вернуть ее обратно. Теперь действия малышастали более осознанными и целенаправленными, потому что он знает, чтопогремушка, которая упала на пол, там и осталась. Свидетельством возросшего интеллекта ребенка является то, что онспособен возвращаться к прерванному занятию. Например, в тот момент, когдавы входите в комнату, малыш с увлечением стучит одним кубиком по другому. Оностанавливается на мгновение, смотрит на вас, а затем снова возвращается кигре. В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают,а продолжают существовать. Это особенно хорошо видно во время игры в прятки.Семимесячные и восьмимесячные дети начинают понимать, что объект, которыйисчезает из поля зрения, вовсе необязательно пропадет навсегда. Когда мамапрячется под шарфом, а затем появляется, своим радостным смехом ребеноквыражает не только удовольствие от игры, но и чувство облегчения. Хотя малыши догадывается, что мама рядом, ему все же хочется знать это наверняка.

Понимаем своего ребенка

Каждый день в репертуаре ребенка появляются все новые и новые звуки.Интересно, что при этом исчезли некоторые гласные звуки, характерные длядвух-трехме-сячного младенца. Теперь ребенок отдает предпочтение согласным иможет произнести сразу несколько звуков подряд. Часто малыш обнаруживаеткакой-нибудь особенный звуковой ряд и использует его в течение целой недели,прежде чем перейти к другому. Ребенку нравится слушать, как разговаривают мама и папа, и он можетподолгу играть в одиночестве, если они время от времени обращают на неговнимание. В этом возрасте малыш начинает различать свое имя, и этозначительный шаг вперед в его развитии. Когда кто-нибудь на- зывает ребенка по имени, он прерывает игру и смотрит на того, кто этопроизнес, кроме того, он может общаться с окружающими с помощью жестов. Еслиребенок хочет, чтобы папа продолжал с ним играть, он дергает его за руку илинетерпеливо подпрыгивает. Заметив что-нибудь интересное на другой сторонекомнаты и стремясь поделиться своим открытием, малыш указывает рукой понаправлению к увиденному предмету и возбужденно "гулит". Семимесячный ребенок любит, когда с ним играют взрослые. Особенно емунравится брать и возвращать предметы. Он отдает игрушку папе, затемпротягивает руку, чтобы получить ее обратно. Малыш находит погремушку,спрятанную в маминой ладони, берет ее и снова отдает маме, чтобы продолжитьигру, его действия можно сравнить с тем, как он вел себя во время описанныхвыше "диалогов" с родителями. Ребенок может затеять подобную игру снезнакомым человеком и будет продолжать ее до тех пор, пока тот проявляет кэтому интерес. Несмотря на готовность заводить новых друзей, ребенок продолжаетнедоверчиво относиться к незнакомым людям. Он не только выражаетнеудовольствие при неожиданном появлении незнакомого гостя, но и неперестает стесняться, даже если тот остается с ним рядом в течениенекоторого времени. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо различаетзнакомые и незнакомые лица и вместе с тем становится более восприимчив кразным выражениям лица и оттенкам голоса. Когда взрослый строго говоритребенку "нет", малыш прекращает свои действия, по крайней мере, на несколькосекунд.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Смотрим, как играют другие дети Ребенку нравится наблюдать за играми других детей. Позвольте ему побытьвместе с малышами его возраста и завести среди них друга. Слушаем магнитофон Дети неодинаково реагируют на разный темп музыки. Понаблюдайте за своиммалышом: будет ли он двигаться, следуя быстрому ритму, или успокоится изаснет при звуках спокойной, тихой мелодии. Игрушки, с которыми можно играть Дети любят играть, находясь в разных положениях -сидя или стоя. Есливаш малыш учится стоять, уберите с детского столика бьющиеся предметы ивместо них разложите его любимые игрушки. Имена игрушек Пусть ребенок играет с игрушками, имеющими простые названия: чашка,телефон, кукла, котенок, ложка, собака, кубик, погремушка, банан, клоун.

Время игр

Новые открытия Покажите малышу картинки Вырежьте из журнала большие картинки с изображением телефона, собаки,самолета, ложки, плюшевого мишки. Наклейте их на листы плотной бумаги, так чтобы получилась книжечка.Посадите малыша к себе на колени и "почитайте" ему. Кукла в зеркале Пусть малыш исследует отражения в зеркале. Покажите ему тряпичнуюкуклу, а затем обратите его внимание на ее отражение. Понаблюдайте, будет ливаш ребенок сравнивать настоящую куклу с ее двойником. Игрушки, которые могут реагировать на действия ребенка С каждым днем ваш ребенок все больше понимает, что может влиять наокружающие предметы. Постарайтесь найти для него игрушки, которые могутреагировать на его действия -- пищать, растягиваться, выскакивать и т. д. Падающий шарик Ваш ребенок уже умеет хорошо сидеть, и ему нравится играть спредметами, которые легко падают. Попробуйте уронить шарик в большуюжестяную банку. Чтобы малыш не поранился, оббейте острые края банки.Поднимите руку ребенка над банкой, и пусть он уронит туда шарик. Незнакомыйзвук вызовет у него любопытство, и ему захочется проделать это еще раз.Вскоре ваша помощь ему совсем не понадобится. Развитие координации Как сохранить равновесие Попробуйте посадить малыша на низкий стульчик. Повесьте или держитеперед ним интересную игрушку. Когда он захочет дотянуться до нее, емупридется балансировать на стуле, чтобы сохранить равновесие. Покачайте малыша вверх и вниз Слушая песенку, малыш будет заранее смеяться в ожидании предстоящего"прыжка". Игра с надувным мячом Подвесьте к потолку большой надувной мяч, так чтобы малыш мог до негодотянуться. Он с удовольствием будет ударять по мячу и наблюдать, как онраскачивается. Перетягивание каната Поиграйте с малышом в "перетягивание каната". Пусть он возьмется заодин конец шарфа, а вы осторожно потяните за другой. Ребенку понравится этавеселая игра. Принятие решений Игрушка с тесемкой Обвяжите тесемкой голову тряпичной куклы или клоуна. Покажите малышу,как нужно дергать за веревочку, чтобы игрушки могли "танцевать". Маленькие мячики Дайте малышу несколько маленьких резиновых мячиков. Теперь, когда егобольшой палец двигается свободно, он может легко играть с ними. Стукнем друг о друга Покажите ребенку, как нужно стучать друг о друга двумя игрушками. Пустьон попробует повторить ваши движения. Спрятанная игрушка Сожмите в ладони игрушку, так чтобы ребенок услышал писк. Спрячьте еепод одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти ее. В какой руке? Спрячьте в руке маленькую интересную игрушку. Откройте ладонь, покажитеее малышу и тут же закройте обратно. Пусть он поищет спрятанную игрушку. Выпоможете ребенку узнать, что если предметы не видны, то это не значит, чтоони исчезают насовсем, похлопайте в ладоши, когда он найдет пропажу. Начнитеигру сначала, и если малышу будет трудно самому обнаружить игрушку, покажитеее еще раз.

Повседневные дела

Время купания Плавающие игрушки Опустите в детскую ванночку несколько маленьких забавных игрушек.Каждый раз, когда в руках у малыша окажется одна из них, рассказывайте емуисторию об этом персонаже. Плавание на спине Наполните ванночку на 5-- 10 сантиметров, положите малыша на спину ипонаблюдайте за тем, как он будет шевелить ручками и ножками. Игрушка для переодевания Если ваш ребенок не любит переодеваться, держите на пеленальном столикеигрушку, которая могла бы развлечь его. Пойте малышу песенки Купая и переодевая малыша, напевайте ему незатейливую песенку. Вот как мы моем наши ножки, Наши ножки, наши ножки, Вот как мы моем наши ножки Рано по утру. Продолжайте петь: моем наше личико, меняем пеленки, целуем животик,здороваемся и т. д. Чашка в ванне Если ваш ребенок не умеет пить из чашки и больше проливает, чем пьет,дайте ему в ванночку чашку, и пусть он играет с ней. Он может наполнять ееводой, выливать, переворачивать, не боясь испачкаться. Время кормления Во время кормления давайте ребенку в руки небольшие кусочки еды,например нарезанную кубиками морковь, кусочки хлеба, сыра. Рисунки пальцем Вылейте немножко йогурта на детский столик, за которым малыш обычноест, и пусть он размазывает его пальцами. Дайте малышу спагетти Ребенок с удовольствием будет разрывать на кусочки вареные макароны илиспагетти. Без посторонней помощи Дайте малышу самому подержать рожок, но не настаивайте, если онотказывается взять его. Некоторые дети еще не готовы к такойсамостоятельности. Время отдыха Почитайте малышу книжку В этом возрасте уже можно начинать читать детям книги. Выберите длясвоего малыша книжку с твердыми страницами и яркими картинками. Посадите егосебе на колени, так чтобы ему было удобно. Переворачивая страницы,показывайте картинки и рассказывайте о том, что на них изображено: "Посмотрина этого малыша и потрогай его". Постарайтесь закончить занятие до тех пор,пока ребенок не начал капризничать. Чтение должно доставлять емуудовольствие и радость. Выключаем свет Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: "Свет погас".Через некоторое время ребенок поймет, что это означает.

* Восемь месяцев *

Мир ребенка

Восьмимесячный ребенок -- это в некотором роде загадка. У негопросыпается любознательность, он начинает интересоваться окружающим миром иищет приключений, уползая от родителей, чтобы обследовать новые территории.С другой стороны -- это робкое существо. Малыш побаивается неизвестныхлюдей, с опаской относится к новым местам и с трудом засыпает в незнакомойкроватке. На самом деле как возросшая любознательность, так и робость ребенкаобъясняется ростом его самосознания. Все лучше запоминая происходящее, онначинает отличать новые ситуации от уже известных. Малыш понимает, что можнобезопасно совершить побег в незнакомую комнату, поскольку мама где-то совсемрядом и обратный путь ему известен. Новый человек, новое лицо или новаякроватка -- это совсем другое дело. Ребенок не может соотнести новый опыт стем, что он уже знает, и не в состоянии предвидеть последствия. Он понимаеттолько, что новый человек это не мама и не папа, что в новом месте не виднознакомых предметов и что новая кроватка это не то место, где можно поспать втепле и безопасности. Малыш криком выражает свой страх, и если мама подойдетк нему проверить, что случилось, он будет прижиматься к ней, ища защиты.

Двигательные навыки

Наши рекомендации