Способность видеть, слышать, чувствовать.

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издали, нестановятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определимна глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способностьучитывать расстояние при определении размеров предмета называетсяпостоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей этаспособность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша былаопределенная тренировка в восприятии предмета. В поведении десятимесячногоребенка есть признаки, свидетельствующие о том, что у него появляетсяпонятие о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугаетмалыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькойсобачкой, которая оказалась совсем близко от него, ребенку захочетсяпоиграть. Десятимесячный человек уже имеет понятие о том, как должны выглядеть теили другие вещи, демонстрируя это различными способами. Подайте ребенкучашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. Если сестренка делаетстойку на голове, малыш хохочет, глядя на нее. Он уже может узнать знакомый предмет, если ему видна только часть его. Еслиложка почти целиком закрыта салфеткой, ребенок, тем не менее, уверенно беретее и тащит в рот. В этом возрасте продолжает совершенствоваться какзвуковое, так и зрительное восприятие ребенка. Он начинает определять,откуда доносится звук. Услышав что-то за своей спиной, малыш немедленноповорачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Онможет исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениямтона понимает настроение близких -- гнев, желание подразнить, спокойствие,радость, раздражение все это малыш быстро распознает. В девять месяцев ребенка привлекало опустошение коробочек и сумочек. Вдесять он начинает интересоваться и их наполнением. Он засовывает пальчики внос и в рот, надевает кольца на стержень, прячет маленьких куколок вигрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Онбудет очень усердно трудиться, пытаясь засунуть мерную чашку в меньшую норазмеру, издавая при этом недовольные звуки. Потерпев неудачу призасовывании одного предмета в другой, ребенок может отдать оба предметавзрослому с безмолвной просьбой о помощи. У ребенка появляется способность разрешать задачи "за" или "в". Если выдержите перед ним игрушку, заслонив ее прозрачным подносиком, скорее всегоон обойдет барьер, чтобы достать игрушку. Совсем недавно он пытался достатьее сквозь поднос. Положите игрушку в прозрачную коробочку с крышкой, и выувидите аналогичное действие. Раньше малыш пытался добраться до игрушкисквозь стенку или крышку коробочки. Теперь, чтобы достать игрушку, онстолкнет крышку и залезет внутрь. Вашего ребенка может привлечь еще одно занятие -забрасывание предметовв коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но этобыли случайные движения. И вот спустя несколько месяцев ребенок научилсяцеленаправленно забрасывать предмет в коробку. Иногда он бросает тудакакую-нибудь игрушку, чтобы тут же схватить другую. Иногда детям нравитсяиграть, скидывая со своего высокого стульчика кусочки пищи и игрушки. В десять месяцев ребенок любит экспериментировать, бросаяпредметы. Он может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжатьпальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне кастрюльки.

Понимаем своего ребенка

Десятимесячный ребенок обычно дружелюбен и общителен. Он используетсвой малопонятный лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и ему нравятсяэксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. В этом возрасте у малышапроявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки ислова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимаети с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией. Этиновые шаблоны, усвоенные ребенком, могут проявляться в играх"слово-действие", таких, как: "Где у нас глазки", "Как ты любишь папу","Ладушки-ладушки". В возрасте шести --девяти месяцев дети привязаны к родителям почти впрямом смысле, то есть с трудом переносят любую разлуку. В десять месяцевмогут появиться некоторые перемены в проявлении этой привязанности. По меретого как ползанье становится для ребенка легким [I автоматическим делом и онначинает осознавать, что вполне сможет сам вернуться на прежнее место, малышуже смелее покидает маму и осмеливается уползти туда, где ее не видно.Теперь он ощущает себя самостоятельным человечком, который готов отправитьсяв поход на другой конец комнаты или даже за ее пределы и исследовать новыетерритории. Собираясь в "далекую экспедицию", ребенок может захватить ссобой любимое одеяльце или игрушку. Эта игрушка или одеяльце являются длянего неким гарантом безопасности, помогают разорвать старые связи и обрестинезависимость. Оказавшись с кем-то из родителей в незнакомом доме, ребенок не можетбыть достаточно спокоен, и в проявлении его любознательности происходятопределенные перемены. Поначалу он будет стараться ограничить террито- рию своих игр пределами расстояния, где можно дотянуться до мамы илипапы. Даже решившись отправиться в другой конец комнаты, малыш будет следитьглазами за мамой и время от времени "звать" ее, чтобы мама подала голос.Присутствие мамы или папы дает ребенку ощущение безопасности, и это помогаетему понемногу удовлетворять свою любознательность. Некоторые дети вне своего дома не осмеливаются заняться исследованиями,даже если кто-то из родителей рядом. Если в комнату войдет незнакомыйчеловек, такой малыш прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее,пока "чужой" не уйдет. Если мама или папа ненадолго выйдут, оставив ребенка,он будет бурно реагировать на возвращение родителя, одновременно обнимая егои выражая свое возмущение его отсутствием. Для детей, которые очень боятся ухода родителей, посоветуем постепенноприучать их к временному исчезновению мамы или папы. Можете начать с игры в"прятки" -- спрячьте голову под одеяло. Когда ребенок изучил правила этойигры, в качестве следующего шага спрячьтесь в комнате, а через моментпоявитесь с радостным приветствием: "Привет, малыш!" Снова спрячьтесь иснова появитесь. Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениямв пределах комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этойкомнаты. Родственники, брат или сестра, или близкие друзья также могутпомочь ребенку -- если малыш остается дома с кем-нибудь знакомым, емугораздо легче прощаться с родителями. Если родители вынуждены оставлять своего малыша на длительное время,очень важно иметь няню, которую ребенок любит и которой доверяет. То жесамое касается яслей. Многочисленные исследования на примере ясельных детейпоказывают, что если там у ребенка постоянная и заботливая няня, а дома онлюбим и счастлив, малыш хорошо адаптируется к ясельному режиму. Альтернативой яслям может быть "домашняя" няня. Конечно, как правило,родители предпочитают, чтобы няня приходила к ним в дом. Желательно, чтобыпредполагаемая няня могла один-два раза зайти к вам и познакомиться сребенком до того, как ей придется оставаться с ним. Если в ваших обстоятельствах приходится оставлять ребенка в доме няни,важно облегчить ему ситуацию. Тут может помочь любимая игрушка, которуюмалыш возьмет с собой, или одеяльце. Хорошо, если вы сами проведете какое-товремя у этой няни вместе с ребенком. Ему будет не так страшно, если онувидит, что мама и няня хорошо и весело общаются. Десятимесячный ребенок, находящийся дома, уже вполне представляет себе,что ему предстоит в течение дня. В новой обстановке он не может предугадатьсобытия и чувствует себя не так уверенно. Если вам раньше не приходилосьчасто оставлять ребенка, скорее всего он испугается яслей или няню. Будучиуверенными в том, что оставляете малыша с опытной няней, которая будетхорошо обращаться и играть с ним, попрощайтесь с ребенком бодро ирешительно, чтобы он не успел разжалобить вас. Даже если ребенок в течение дня ведет себя вполне независимо, ночью емунеобходимо, чтобы родители были рядом. Обнаружив, что родителей нет, малышбудет торчком стоять в кроватке и ни за что не ляжет, пока они не найдутся.Проблему, как подготовить ребенка ко сну, разные родители решают взависимости от своих понятий и возможностей. Некоторые держат ребенка наруках, пока он не уснет, а потом кладут его в кроватку. Другие предпочитаютполагаться на привычный ритуал: дают малышу любимую мягкую игрушку. Иногдамама поет колыбельную песенку, или ребенка ласкают, целуют, пока он неначинает засыпать, и только тогда родители покидают малыша. И все женекоторые родители не хотят приучать малыша к тому, от чего потом его будеттрудно отучить. Они весело, но твердо кладут малыша в кровать и прощаются,не обращая внимания на его плач. Для решения этой постоянно возникающейпроблемы единого правильного решения нет. Каждая семья должна искатьвариант, который лучше всего подходит их ребенку.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Десятимесячный-ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у негомного разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимонекоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина,поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны нетолько для мамы, но и для ребенка. К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и"организованными", поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвестикакое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался смалышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят испособствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяютинтеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

Время игр

Новые открытия Разговор через трубку Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос.Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь,произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубкумалышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Детские кубики Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый (хорошоподходят для этой цели 250-граммовые молочные упаковки, обклеенные липкойбумагой). В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет лиребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету. Коробочка с дырочками Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы молсетесделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькуюкоро- бочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной спалец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом -- мехом,мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ре- бенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец вдругую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогаястенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д.С такой коробочкой можно поиграть даже в машине. Поищи и найди Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будетискать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствоватьего умение слушать. Время для музыки Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. Вкачестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить покоробке. Катание машинки Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобыони ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкиватьмашинку, что она долго будет катиться сама. Хлопанье по столу Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол ипусть они поиграют, стуча и хлопая по столу. Поиграйте в телефон Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайтепоговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие отразговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок можетзахотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен. Разорвем на кусочки Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать.Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышувозможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенкуможет захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристальногонаблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот,чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок. Развитие координации Палочки и камешки Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий сдетьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья.Это не только будет способствовать улучшению двигательной активностиребенка, но и стимулировать развитие осязания. Стаскивание бумажной полоски со стола Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски однимконцом к столу. Начните стаскивать одну полосочку -- ребенок быстро поймет,что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдиратьнаклейки с баночек и бутылок. "Делай, как я" В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в"делай, как я" -- пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты.Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу,все время объясняя малышу, что вы делаете. Равновесие на надувном круге Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколькомаленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга.Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такоеравновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации егодвижений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты -- ребенок можеткидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что можетдлиться очень долго. До игру гики нужно дотянуться Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можнодать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобыему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренируетпространственную ориентацию. Игрушка со стержнем Возьмите картонную трубочку от рулона туалетной бумаги. Проделайтебольшую круглую дырку в пластмассовой крышке от кофейной банки и покажитеребенку, как надеть на трубочку пластмассовый "браслет". Трижды герой Если в каждой руке вашего ребенка оказалось по игрушке, попробуйте датьему третью игрушку и понаблюдайте, сообразит ли он, как удержать все три. Новые решения Какие предметы можно сложить один в другой Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалуначинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служитьстаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, какони вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному. Две и одна Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкойбумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, такчтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе ипонаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами. Бельевые прищепки в бутылке Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенкупотренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуетсяваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграетсяс бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе-- они добавят ему веселья. Спрятанная фотография Когда папы нет дома, можно поиграть "в прятки" с его фотографией.Спрячьте фотографию, пусть малыш вместе с вами поищет ее. "Где же папа?Может быть, под обеденным столиком? Или в коробке для игрушек?" Когдаребенок найдет фотографию, радостно попри- ветствуйте находку: "Папа нашелся!" Вскоре малыш станет радоватьсявместе с вами. Где игрушка Положите маленькую игрушку в бумажный пакет или в коробочку. Пустьребенок постарается достать игрушку, этот опыт поможет ему лучше понять, чтотакое внутри и что такое снаружи. Бигуди Дайте ребенку бигуди двух разных размеров, понаблюдайте, захочется лиему сунуть меньшую в большую. Игрушка на шнурке Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваш ребенок любитиграть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите кручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая затесемочку. Где сестра? Покажите ребенку две фотографии членов вашей семьи (скажем, его брата исестру). Накройте обе фотографии полотенцем или тряпочкой и попросите малышанайти, где его брат, а потом, где сестричка. Вы сами удивитесь, как многопонимает ваш ребенок.

Повседневные дела

Время кормления Все в кучу Из пустых коробок из-под крупы и банок из-под сока, контейнеров дляяиц, баночек из-под масла и т. п. могут получиться великолепные замки имосты для вашего малыша. Эти неустойчивые сооружения нагляднопродемонстрируют ребенку, что такое сила тяжести и законы равновесия. Склад стройматериалов Эти кухонно-строительные материалы тоже нуждаются в жизненномпространстве. Выделите малышу какой-нибудь ящик, чтобы там могли хранитьсявсе коробочки и баночки для детских предобеденных игр. Пусть малыш самскладывает их в ящик, это доставит ему огромное удовольствие, почти такоеже, как от сооружения замков. Сидение для малыша Для ребенка можно купить специальное высокое сидение, которое даст емувозможность приятно проводить время за общим столом, особенно если вы вместес малышом отправляетесь в ресторан. Довольный ребенок будет сидеть рядом свами, но в этом случае вы, конечно, не сможете гарантировать сохранностьскатерти. Так же нет уверенности, что часть еды не окажется под столом. (Этупроблему может решить расстеленная на полу полиэтиленовая скатерть.) Ресторанчик "Необходимый запас" Если вы взяли ребенка с собой в ресторан, то можно позабавить малыша,прихватив с собой "закуску". Положите в бумажный мешочек кусочки крекеров, крошки сыра или холодныекомочки несладкой каши. Даже если сама еда совсем не интересует малыша, емупонравится залезать рукой в бумажный мешочек. Время купания Мыльные пузыри Мыльные пузыри -- это хорошая забава, и ваш ребенок будет судовольствием пускать мыльные пузыри через соломинку, сидя в своей ванночкес чистой водой. Сначала вы сами выдуйте через соломинку пузыри, а потомдайте соломинку малышу, чтобы он сделал то же самое, подражая вам. Команды В десять месяцев малыш готов выполнять простые команды. "Вымойживотик!", "Вымой ножки!" -- и ма- лыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордитьсясвоей понятливостью. Дождик, дождик В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассоваякоробка легко превращается в "тучку", нужно только проделать в ней маленькиедырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше:"Смотри, какой сильный дождь!" Сюрпризы Заверните в "купальную" тряпочку пластмассовую или резиновую игрушку идайте ее ребенку. Это будет маленькая тайна, которую он может раскрыть, сидяв своей ванночке. Покажите ему, как это сделать. Скоро ему захочетсяустроить подобный сюрприз и для вас. Время отдыха Свет и тени Задерните занавески, потушите свет и зажгите электрический фонарик.Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Сначала малыш будетстараться следить за передвижением света, а потом уснет. Пластинка "Спокойной ночи" Перед тем как уложить ребенка, поставьте какую-нибудь подходящуюпластинку. Когда малыш закроет глазки, сделайте звук потише.

* Одиннадцать месяцев *

Мир ребенка

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкалк тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой тыбольшой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его пониманиеречи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научилсяразличать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнестивсего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперьребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время занятьсяс ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказатьсяот детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Какправило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своегоребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интереснымсодержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой,дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только послетщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на еесодержании. Занимательные детские книжечки -- переходная ступенька отигрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки,выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышамнравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка илисвязка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудьсказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, МиккиМауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители судовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это можетему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесьчитать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотретьвам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

Наши рекомендации