Правила эффективного ведения дискуссии
1. Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход.Обсуждайте только то, что относится.к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.
2. С уважением относитесь к мнению другого человека.Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, считая его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся вначале невероятными вещи.
3. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано.Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, потому что это верно» и т. п. — аргументами не являются.
4. Уважайте мнение любого человека.Иногда мнение важной персоны или авторитета изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Порой свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.
5. Придерживайтесь дружелюбного тона.Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом (мой одноклассник, собеседник, оппонент). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения, Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.
6. Не спорьте ради спора!Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.
7. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чём-либо.
Инструкция: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После этого им предлагается потренироваться в их применении. Они должны разбиться на группы
по 10—12 человек. Каждая группа делится пополам — сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выбирается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязательно применять правила ведения дискуссии!
Темы для дискуссии: «Где лучше жить: у нас или за границей?», «Правильно ли воспитывают нас наши родители и как мы будем воспитывать наших детей?», «Когда жизнь была лучше: раньше (на выбор: в дореволюционной России, в эпоху социализма и т. д.) или сейчас?», «Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?», «Чем мы похожи и непохожи на героев пьесы А. С. Грибоедова?».
Формирование действий по организации и
осуществлению сотрудничества в ходе
учебной деятельности на уроках
Задание «Совместное рисование»
Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Возраст: 10—15 лет.
Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека.
Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров).
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.
Инструкция: учащиеся знакомятся с ... (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла — создание осмысленного
общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения);
• умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.;
• взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;
• взаимопомощь по ходу рисования;
• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
низкий уровень — рисунок не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;
средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;
высокий уровень — рисунок представляет собой целостное изображение; дети активно обсуждают возможные варианты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принятого замысла.
После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопровождающих совместную работу.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Довольны ли вы результатом?
2. Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?
3. Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли?
4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?
5. Легко ли было договариваться друг с другом?
Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности
Задание «Компьютерная презентация»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.).
Форма выполнения задания: работа в двух группах.
Материал: переносной компьютер с проектором для демонстрации, программа Мюгозой Ро\уег Рот!.
Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме — предложенной учителем или выбранной детьми. Сначала в процессе общего обсуждения подгруппа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности;
• способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты;
• способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
• эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий
на факультативных занятиях по психологии
Ориентировочная программа (тематический план) занятий по психологии общения в рамках факультативных занятий по психологии для младших подростков (6—7 классы). Занятия
проводятся один раз в неделю (2 школьных урока подряд) с группой по 9—12 человек в кабинете психолога или в помещении, где есть возможность свободно двигаться (Н. П. Сло-бодяник, 2006). Четыре этапа соответствуют четырём четвертям учебного года.
Цель: обучение навыкам позитивного общения, развитие самопознания и рефлексии; формирование навыков разрешения конфликтов и проблем общения; освоение навыков культуры поведения.
Возраст: 11—12 лет.
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся с психологом.
Тематический план I четверть. Самопознание
1. Общение в жизни человека.
2. Зачем нужно знать себя?
3. Я глазами других.
4. Самооценка.
5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.
6. Ярмарка достоинств.
7. Ищу друга.