Спор и его виды. Дискуссия и правила ведения дискуссии

Одна из сфер применения аргументации – практика спора. Спорпредставляет собой сложный процесс аргументации в диалогической форме. В споре взаимодополняют друг друга два аргументативных процесса – доказательство и опровержение некоторого тезиса. Аргументация, таким образом – ядро любого спора. Но в споре выделяют также психологическую, этическую, эстетическую сторону. Ведение спора требует большого напряжения интеллектуальных и психических сил. Отсюда одно из наиболее общих правил ведения спора: не стоит спорить без необходимости.

В процессе спора выделяют следующих участников:

1.Пропонент (лицо, выдвигающее тезис);

2.Оппонент (лицо, опровергающее выдвинутый тезис);

3.Аудитория.

Каждый из участников формирует поле аргументации – занимаемую в споре позицию (включает тезис, антитезис, аргументы, способы аргументации и исходные принципы). Спор предполагает согласование полей аргументации.

Эристика – искусство ведения спора, теория аргументации образует его логическую основу.

Различают виды спора по цели и по способу ведения.

По цели:

1. спор ради истины (научный, логический спор)- например, научная дискуссия;

2. спор для убеждения – спор политических противников, представителей различных конфессий по вопросам веры и т.п.;

3. спор ради победы (эристический спор).

В зависимости от цели споры различаются также по способу ведения:

Научный спор – для выяснения истинности или ложности тезиса, предполагающий соблюдение правил спора; в нем, как правило, не допускаются некорректные приемы и уловки.

Спор-полемика, спор-свара по своему характеру нередко приводит к использованию некорректных приемов. В связи с этим знание допустимых и недопустимых приемов, правил спора является необходимым.

Дискуссия – вид спора (зачастую эти понятия отождествляются). Дискуссия предполагает коллективное совместное обсуждение вопроса и его решения. Ведение дискуссий предполагает соблюдение ряда требований.

Правила ведения дискуссии:

1.​ Необходимо соблюдение определенных условий:

а) Наличие предмета спора. Беспредметный спор не имеет смысла, в этом случае невозможно сформулировать тезис и антитезис. Ведение спора требует также знания предмета спора;

б) Должна существовать реальная противоположность позиций. Если между выдвинутыми участниками спора положениями нет противоречия, то спор невозможен;

в) Наличие общей основы спора (общих принципов и приемов). Без согласия участников относительно темы спора, принципов и правил его ведения спор также невозможен.

2.​ Необходимо использовать только допустимые (корректные ) приемы. Недопустимо использование уловок, софизмов, уводящих в сторону, запутывающих спор. При необходимости следует указать оппоненту на недопустимость таких приемов;

3.​ Необходимо согласование правил формирования банка аргументов и правил отзыва аргументов, правил ответа на вопросы и постановки вопросов. Каждый участник имеет право по согласованию с оппонентом вводить в процессе спора дополнительные аргументы и отзывать их, если он видит, что эти аргументы не подтверждают выдвинутое им положение. При этом должны устраняться и следствия отзываемых аргументов;

4.​ Следует согласовать время ведения спора, условия его окончания. Спор не всегда заканчивается полной победой – опровержением тезиса противника. Во многих случаях это может быть и успешная критика аргументов, и выявление несостоятельности демонстрации. Окончание спора может быть связано и с согласованием позиций в ходе дискуссии, с убеждением оппонента. К допустимым (корректным) уловкам и приемам относят следующие:

1.​ Затягивание ответа на вопрос. Применяется в случае успешной критики ваших аргументов противником, когда срочно необходимо сосредоточится, скрыть растерянность, подобрать новые аргументы.

2.​ Концентрация внимания на слабых местах аргументации противника.

3.​ Сохранение самых сильных аргументов на конец спора.

4.​ Стремление взять последнее слово в дискуссии.

Допустимые приемы лучше применять в тех случаях, когда оппонент их уже применяет.

К недопустимым приемам относят уловки: “подмена тезиса”, “довод к человеку” и ему подобные, психологическое давление на противника и т.п. Такие уловки не допустимы в научной дискуссии и в ходе судебного процесса.

Тема 7.

ГИПОТЕЗА

1.​ Гипотеза как форма развития знаний. Виды гипотез.

2.​ Построение и развитие гипотез. Доказательство и опровержение гипотез.

Наши рекомендации