Вопрос 2. Распределение ролей в конфликте и виды конфликтов
Л Е К Ц И Я
Конфликт: понятие, структура анализа и техники управления
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры психологии и педагогики Протокол № 13 от 25 января 2017 г. | Подготовил: доцент кафедры, кандидат психологических наук, подполковник полиции А.С. Бондаренко |
Краснодар
Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа.
Место проведения: учебная аудитория
Методика проведения: лекция
Основное содержание темы:
Понятие, структура и стадии развития конфликта. Управление конфликтом. Аналитические компетентности в работе с конфликтом. Оформление позиций, выявления интересов и ресурсов участников конфликтных взаимодействий. Рациональные основания для принятия решения о поведении в конфликте и формирование конструктивной позиции по отношению к конфликту.
Техники психологического контакта и разворачивания продуктивной коммуникации. Техники регулирования эмоционального напряжения. Распознавание и построение адекватных защит против психологического манипулирования, критическое мышление. Контроль негативных психологических состояний. Приемы управления собственным эмоциональным состоянием.
Технологии регулирования конфликта: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта. Предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов.
Основные понятия и термины, подлежащие усвоению:
Конфликт, урегулирование, управление, завершение, арбитраж.
Основные цели лекции:
- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;
- способствовать воспитанию профессиональной позиции при профессиональном общении;
- сформировать навыки оценки эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение
Основная часть:
1. Функции конфликта (положительные и отрицательные).
2. Распределение ролей в конфликте и виды конфликтов.
3. Этапы конфликта.
4. Способы урегулирования конфликта.
Заключение
Вопросы для самостоятельной подготовки.
Основная литература:
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебник / Г.В. Бороздина.- 2-е изд.- М.: Инфра-М, 2011(2006).
2. Кораблев, С.Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов [Текст]: учеб. пособие / С.Е. Кораблев. - М.: ЦОКР МВД России, 2009.[1]
3. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке.- М.: Форум: Инфра-М, 2012.
4. Психология общения [Текст]: практикум / ред. А.С. Бондаренко.- Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2013.
5. Социально-психологический тренинг профессионального общения [Электронный ресурс]: учеб. пособие / сост. М.В. Воротникова. - Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015.- Режим доступа: Электронная библиотека КрУ МВД России, требуется авторизация: http://libkrumvd.ru/.
Дополнительная литература:
1. Бахин, В.П. Тактика - профессионализм и мастерство при общении [Текст]: учеб. пособие / В.П. Бахин.- Киев: Изд-во Семенко Сергея, 2006.
2. Галиева, Р.Д. Культура общения участкового уполномоченного полиции при взаимодействии с гражданами [Текст]: учеб.–метод. пособие / Р.Д. Галиева, Ю.В. Клочко - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2016.
3. Горянина, В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Горянина. - М.: Академия, 2002.
4. Зарецкая, И.И. Основы этики и психологии делового общения [Текст]: учеб. пособие / И.И. Зарецкая. - М.: ОНИКС, 2010.
5. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков.- М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014.
6. Костина, Л.Н. Психология общения в деятельности сотрудников Госавтоинспекции [Текст]: метод. рекомендации / Л.Н. Костина, Н.М. Кузнецова.- 2-е изд., испр. и доп.- Орел: ОрЮИ МВД России, 2013.
7. Кузнецов, И.Н. Деловое общение [Текст]: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов.- 3-е изд.- Ростов н/Д : Феникс, 2014.
8. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие / А.А. Леонтьев.- 3-е изд. - М.: Смысл, 2005.
9. Михайлова, В.К. Деловое общение [Текст]: альбом схем и практических занятий [Текст]: учеб.–практ. пособие / В.К. Михайлова.- М.: ДГСК МВД России, 2011.
10. Петров, В. Е. Проведение психологического тренинга с сотрудниками полиции с использованием метода моделирования профессиональных ситуаций [Текст]: учеб.-метод. пособие / В. Е. Петров, Н. Ю. Филипенкова. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.
11. Петров, В.Е. Организация и проведение интеллектуального социально-психологического тренинга в работе с сотрудниками ОВД [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.Е. Петров.- Домодедово: ВИПК МВД России, 2011.
12. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения и коммуникативной компетентности у сотрудников ОВД [Текст]: учеб.-метод. пособие / ред. В.Л. Кубышко.- М.: ЦОКР МВД России, 2007.
13. Цветков, В.Л. Психология оперативно-розыскной деятельности [Текст]: учеб. пособие / В.Л. Цветков, В.М. Шевченко, Н.Е. Шаматава. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2009.
14. Экман, П. Узнай лжеца по выражению лица [Текст]: книга-тренажер / П. Экман, У. Фризен.- СПб.: Питер, 2012.
Введение
В обыденной речи слово “конфликт” используется применительно к широкому кругу явлений – от вооруженного столкновения и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. Мы называем конфликтом семейную ссору, военные действия, дискуссию в парламенте, столкновение внутренних мотивов, борьбу собственных желаний и чувства долга и т.д.
Общий анализ житейских определений конфликта (неспециальные энциклопедии) привел к следующим сходством содержания понятий:
· Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.
· Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.
· Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.
· Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строиться сюжет.
· Эмоциональное напряжение (волнение, беспокойстве), возникающие в силу столкновения противоположных импульсов или от неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями.
Вопрос 1. Функции конфликта (положительные и отрицательные):
Существуют позитивные функции конфликта, а именно:
1. Конфликт это источник развития. Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития.
2. Конфликт это сигнал к изменению. Самые острые и болезненные конфликты с подростками возникают в тех семьях, где они с детства находились в атмосфере подавления. Постепенно накапливающееся напряжения подобно пару, давление которого разрывает плотно закрытый котел. Возможно, здесь уместно провести аналогию с болью. Боль неприятна, но любой врач скажет, что она выполняет важную и полезную функцию. Боль есть сигнал о том, что в организме что-то не так. Игнорируя или заглушая боль успокоительными таблетками, мы остаемся с болезнями. Конфликт подобно боли выполняет сигнальную функцию, сообщает нам о том, что что-то не в порядке в наших отношениях или в нас самих. И если мы в ответ на этот сигнал пытаемся внести изменения в наше взаимодействие, мы приходим к новому состоянию адаптации в наших отношениях.
3. Конфликт это возможность сближения. В качестве примера я приведу рассказ одной молодой женщины. Она вышла замуж рано, ей не было ещё и 19 лет. Её избранник был старше нее на несколько лет, и, хотя был тоже молод, ей казалось, что он мудрее и опытнее. Возможно, именно это привело к тому, что не смотря на хорошие отношения с ним, она чувствовала в душе какую-то стесненность, ощущала разделяющую их дистанцию. После рождения ребенка их отношения стали ухудшаться и наконец подошли к той опасной черте, после которой, возможно, их ждал развод. Однако произошел тот, часто неожиданный порыв, на который всегда остается надежда. Они стали выяснять свои отношения в ходе этого откровенного разговора поняли друг друга.
4. Конфликт это возможность разрядки напряжения, “оздоровления” Функция разрядки напряжения, “оздоровления” отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, может целенаправленно использоваться в педагогической практике.
Конструктивные функции конфликта (существуют в конкретных случаях и в определенных отношениях) можно разделить на общие (проявляющиеся на различных уровнях социальной системы) и функции на личностном уровне.
Общие конструктивные функции конфликта:
o Устранение противоречия в функционировании коллектива;
o Создание и поддержание баланса сил (в том числе власти);
o Социальный контроль за соблюдением правил, общепринятых норм и ценностей;
o Создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;
o Установление неформальной иерархии в группе или обществе;
o Более глубокое познание участниками конфликта друг друга;
o Снятие синдрома покорности у подчиненных;
o Диагностика возможных оппонентов: парадокс Зиммеля: Наиболее эффективным средством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое очень часто может быть получено только в результате самого конфликта;
o Улучшение качества деятельности;
o Повышение авторитета участника в случае его победы;
o Активизация социальной жизни;
o Обозначение нерешенных проблем;
o Актуализация гуманистических ценностей;
o Способствование сплочению группы перед внешней опасностью;
o В каждом конфликте заложен стимул для появления институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии (законодательная деятельность, принятые процедуры для решения споров, политические собрания для решения споров в войне слов, рынок для решения соперничающих интересов посредством сделок).
Конструктивная функция конфликта на личностном уровне:
o Познавательная функция по отношению к тем людям, которые принимают в нем участие;
o Сапопознание и коррекция самооценки;
o Ослабление психической напряженности;
o Способствование развитию личности;
o Адаптация и социализация индивидов в группе;
o Способ самоутверждения и самореализации;
o Возможность избавиться от проблем, развитие личности.
Деструктивные функции конфликта на общем уровне:
· Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;
· Значительное ухудшение настроения участников, возможно болезни;
· Насилие и гибель людей;
· Разрушение межличностных отношений;
· Нарушение системы отношений;
· Увольнение сотрудников, ухудшение социально - психологического климата;
· Ухудшение качества совместной деятельности, снижение дисциплины;
· Представление о побежденных группах и людях как о врагах;
· Снижение сплоченности группы.
· Деструктивные функции на личностном уровне:
· Ухудшение качества индивидуальной деятельности;
· Разочарование в своих способностях, снижение самооценки;
· Способствование социальной пассивности личности;
· Потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций и т.д.
· Разрушение целостности личности.
Функции конфликта | Направленность и последствия конфликтов | |
позитивные | негативные | |
Интеграция персонала | Разрядка напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях; согласование индивидуальных и коллективных интересов; образование и консолидация формальных и неформальных групп; углубление и стабилизация общих интересов | Ослабление организованности и единства коллектива; нарушение баланса интересов между личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремления к выгоде для себя за счет других; потворство эгоизму, своеволию, анархии |
Активизация социальных связей | Придание взаимодействию сотрудников больший динамичности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и социального партнерства | Несогласованность в действиях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству |
Сигнализация об очагах социальной напряженности | Выявление нерешенных проблем и стимулирование работы; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реализация потребностей, интересов и ценностей коллектива | Резкое выражение недовольства действиями администрации; протест против злоупотреблений отдельных должностных лиц; нарастание неудовлетворенности трудом |
Инновация, содействие творческой инициативе | Повышение активности и мотивации к работе; стимулирование роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям | Создание дополнительных помех трудовой и социальной активности; подавление делового настроя, энтузиазма и творческой инициативы; уход от альтернативных решений |
Трансформация (преобразование) деловых отношений | Создание здорового социально-психологического климата; утверждение уважительного отношения к труду и деловой предприимчивости; повышение уровня взаимного доверия | Ухудшение морально-психологической атмосферы; усложнение процесса восстановления деловых отношении и партнерского сотрудничества |
Информация об организации и ее персонале | Повышение уровня осведомленности работников о положении дел в организации; нахождение общего языка | Усиление недружественного поведения; уклонение от сотрудничества; преграды диалогу, обмену мнениями |
Профилактика противоборств | Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабление конфронтации в социально-трудовых отношениях | Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур |
Вопрос 2. Распределение ролей в конфликте и виды конфликтов
Роли - некая идеальная модель, совокупности прав и обязанностей. Роли различаются по включенности в конфликт, которая может быть
· прямой и активной, по которой можно определить субъектов (или оппоненты) конфликта,
· косвенной и вспомогательной, по которой можно определить тех, кто их явно или неявно поддерживает, это участники конфликта. Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора (или зачинщика) конфликта. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевым поведением, т.е. Косвенные участники конфликта могут:
o провоцировать конфликт подстрекатель, провокатор, его цель спровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;
o содействовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта посредник, медиатор, судьи;
o поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно - пособник, союзник или группа поддержки;
o организатор конфликта тот, кто его планирует и руководит его протеканием;
o жертва конфликта.
Предмет конфликта: то, из-за чего возникает конфликт объективно существующая или воспринимаемая в качестве таковой проблема, служащая основой конфликта; это то противоречие, ради разрешения которого стороны и вступают в конфликт.
Объект конфликта конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Условием конфликта является притязание одной из сторон на неделимость объекта, владение им.
Существует 3 типа объектов конфликта:
· объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно;
· объекты, которые могут быть разделены на части в различных пропорциях;
· объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).
Характеристики конфликта:
· пространственные: географические границы, сферы возникновения и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления, средства и действия, которыми пользуются субъекты, результат конфликта;
· временные: длительность, частота, повторяемость, продолжительность участия каждого субъекта, временные характеристики каждого из этапов;
· социально-пространственные количество и интересы людей, втянутых в конфликт.
Существует огромное количество типологий конфликтов, каждая по-своему хороша, но при этом каждая по-своему ограничена. Пример подобной типологии с указанными ограничениями представим вашему вниманию:
o Тип причины (противоречия), вызвавшей конфликт: внутренние и внешние, антагонистические и неантагонистические, главные и второстепенные, основные и не основные (различие в том, что основные на всем временном промежутке или во всех сферах, а главные на конкретном промежутке или в одной сфере);
o Сферы проявления: экономические, политические, идеологические, социальные (национальные, этнические, религиозные, межнациональные, организационные (социально трудовые), экологические, демографические, конфликты культуры и духовных ценностей, деловые, эмоциональные (пример столкновение в очереди, в транспорте, когда есть одна заведенная личность)), финансовые, торговые, бытовые, семейные;
o Степень длительности и напряженности: бурные и быстротекущие, острые длительные, слабовыраженные и вялотекущие, слабовыраженные и быстротекущие;
o Субъекты конфликтного взаимодействия: внутриличностные, межличностные, конфликты личность группа, межгрупповые (от микрогруппы до межнациональных взаимодействий);
o Социальные последствия: конструктивные, деструктивные;
o По объекту конфликта: реалистичные (предметные), нереалистичные (беспредметные);
o Ранг участников: горизонтальные, вертикальные, диагональные (отношения косвенная подчиненность), смешанные;
o Количество и характер факторов: однофакторные, многофакторные и кумулятивные (много факторов, усиливающих друг друга); конфликты амбиций; конфликты достижения наименьшего зла;
o Характер протекания: канализируемые (предполагающие ограниченную сферу соперничества) и эскалирующие (расширяющаяся сфера взаимодействия);
o Временные параметры: единичные, периодические, частые или скоротечные, длительные, затяжные;
o Форма проявления (степень выраженности): открытые, скрытые, потенциальные;
o По способу разрешения: компромиссные, антагонистические;
o Масштабы проявления: локальные, общие;
o Начало конфликта: спонтанные, инициированные, спровоцированные;
o Характер причины: объективные, субъективные;
o Последствия конфликта: непосредственные (касающиеся только участников) и опосредованные (касающиеся иных членов общества), целесообразные и нецелесообразные в зависимости от достигнутых целей;
o Психическая форма проявления: эмоциональные (Чечня), рациональные (Афганистан), иррациональные (сверхразумные) (Югославия);
o Форма борьбы: мирная и немирная;
o Нормативная регуляция: институционализированные (дуэль), неинституционализированные (ссора в метро);
o Потребности субъектов взаимодействия: ресурсные (материальные потребности), статусно ролевые (социальные потребности), конфликты ценностей, норм, принципов (духовные потребности);
o Особые конфликты: пустые (ложные) у которых нет предмета (просто из-за плохого самочувствия или непонимания ситуации) и смещенные в которых разными сторонами дается разная интерепретация сути конфликта (для одной стороны профессиональный, для другой административный конфликт: S1 O1 и S2 O2 или S1 O1 (O2) S2 (S субъект; O объект).