Кадровая политика организации
Тема 9. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Сущность, цели и механизмы управления персоналом
Система работы с персоналом – совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению в труде определенного качества и количества сотрудников.
Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка кадров, контроль работы), но и совокупность факторов социально-психологического характера, таких как выбор стиля управления, обеспечение безопасных условий труда, забота о здоровье персонала, учет индивидуальных особенностей, мотивация и другие.
Систему работы с персоналом характеризуют следующие параметры:
· Соответствие персонала целям и миссии предприятия (уровень образования, квалификация, отношение к работе);
· Эффективность системы работы с персоналом – соотношение затрат на персонал и результатов работы, выбор критериев оценки результатов работы с персоналом, определение потребности в инвестициях по набору и обучению персонала;
· Избыточность или недостаточность персонала (расчет потребности в персонале, планирование количества персонала);
· Сбалансированность персонала по определенным группам профессиональной деятельности;
· Структура интересов и ценностей персонала и их влияние на отношение к работе;
· Ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние работников и качество работы;
· Интеллектуальный и творческий потенциал работников, отражающий подбор персонала.
Основные цели управления персоналом:
o Ориентация на развитие;
o Ориентация на прибыль;
o Ориентация на потребителя и установление ответственности перед обществом (социальная ответственность бизнеса).
Представленные цели определяют основные принципы управления персоналом:
§ Руководство по средствам договоренности о целях;
§ Руководство через доверие и контроль;
§ Руководство через уважение всех работников и соблюдение этических норм;
§ Руководство по средствам материального и нематериального стимулирования;
§ Руководство по средствам квалификации (каждому работнику одинаковые шансы по повышению своей квалификации).
Механизм управления персоналом делится на два направления работ:
1 – организация управления:
· Включает определение состава, структуры и квалификации персонала;
· Технология и стиль управления;
· Организация труда;
2 – система руководства персоналом:
· Планирование потребности в персонале;
· Подбор и расстановка кадров;
· Адаптация;
· Стимулирование и мотивация;
· Оценка персонала;
· Развитие персонала.
Кадровая политика организации
Кадровая политика предприятия – генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.
Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процесса сохранения и обновления численности и качественного состава персонала.
Элементы кадровой политики:
· Политика занятости – обеспечение организации высококвалифицированным персоналом и сопровождение ротации;
· Политика развития – созданий условий для повышения квалификационного уровня и продвижения работников;
· Политика оплаты – на основе оценки результатов деятельности необходимо вознаграждать работников;
· Социальная политика – реализация социальных программ;
· Политика трудовых отношений – установление процедур разрешения трудовых конфликтов.
По масштабам кадровых мероприятий различают следующие виды кадровой политики:
ü Пассивная – руководство не имеет выраженной программы действий персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий;
ü Реактивная – руководство осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: конфликты, отсутствие мотивации, отсутствие достаточной квалификации.
ü Кадровые службы таких предприятий располагают средствами кадровой диагностики и принимают меры по устранению кризиса;
ü Превентивная – руководство имеет обоснованные прогнозы развития кризисной ситуации.
Кадровые службы располагают средствами диагностики, прогнозируют кадровую ситуацию на среднесрочный период, сформулированы задачи по развитию персонала.
Основная проблема – разработка целевых кадровых программ.
ü Активная – руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию. Кадровые службы разрабатывают антикризисные кадровые программы, проводят мониторинг ситуации и корректируют исполнение программы.
Вторым критерием для дифференциации кадровых политик может быть степень открытости организации по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава.
В соответствии с этим критерием выделяют открытую и закрытую кадровую политику.
Открытая кадровая политика: организация готова принять любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией без учета опыта в этой организации (свойственна новым предприятиям, завоевывающим рынок).
Закрытая кадровая политика: характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа работников организации.
Маркетинг персонала
Маркетинг персонала – практическая деятельность служб управления персоналом предприятия по оперативному покрытию потребности в персонале на основе имеющейся информации о состоянии персонала предприятия и рынка труда, таком образом маркетинг персонала должен быть ориентирован на привлечение работников, которые оцениваются по следующим четырем типам характеристик:
· Профессионально-квалификационная характеристика (содержание и уровень знаний, умений, навыков, определяющих возможности работников);
· Физическая характеристика (обусловлена здоровьем человека и определяет его работоспособность);
· Психомотивационные характеристики (обусловлены психофизиологическими особенностями человека и определяющие мотивационный механизм его профессиональной деятельности);
· Специфические характеристики (отражают конкретные желания и предпочтения работодателя в отношении работника, например, наличие водительского удостоверения, определенный возраст).
Маркетинговую деятельность в области управления персоналом можно рассматривать как последовательность взаимосвязанных этапов:
v Поиск и выбор источников информации о персонале;
v Анализ внешних и внутренних факторов, которые влияют на обеспеченность в персонале, и определяет направление маркетинговой деятельности персонала;
v Разработка мероприятий в области маркетинга персонала;
v Реализация намеченных мероприятий.
Базой для разработки мероприятий в области маркетинга персонала является информация о внешних и внутренних факторах, влияющих на обеспеченность предприятия в персонале.
Внешние факторы определяют условия внешней среды, на которые предприятия не могут повлиять, но которые обязаны учитывать в своей деятельности.
Внешние факторы:
· Ситуация на рынке труда – складывается под воздействием демографических (демография – половозрастной фактор, показывает будет ли трудоустройство, Витебск – трудоизбыточный город) и общеэкономических (уровень жизни, доходы населения) процессов в том регионе;
· Развитие знаний о продукции, о технологии ее изготовления, что определяет изменения в характере и содержании труда;
· Особенности преобладающих потребностей населения;
· Существующее законодательство в области трудовых отношений (трудовой кодекс);
· Политика, проводимая в отношении персонала на предприятиях, где требуются специалисты того же профиля, что и на данном предприятии (кадровая политика нашего предприятия и политика конкурентов, возможно переманивание работников).
Внутренние факторы:
o Миссия и стратегические цели предприятия;
o Финансовые ресурсы, которые предприятие может затронуть на проведение маркетинговых мероприятий;
o Кадровый потенциал мероприятия, которое определяет возможности коллектива предприятия покрыть потребность в персонале с учетом повышения квалификации и переквалификации.
Задачи маркетинга персонала:
1) Определение затрат на привлечение и развитие персонала. Затраты можно разделить с одной стороны на внешние и внутренние, с другой стороны на единовременные и текущие.
Внешние единовременные затраты – оплата договоров с учебными заведениями, государственными и негосударственными структурами по выбору и подготовке персонала.
Внешние текущие – затраты на сбор и анализ информации о рынке труда, затраты на рекламу, представительские расходы специалистов маркетинговых служб.
Внутренние единовременные – инвестиции в новое оборудование и переоборудование существующих рабочих мест, затраты на развитие социальной структуры и в обучении персонала.
Внутренние текущие – затраты на оплату труда и различные социальные выплаты.
2) Выбор путей покрытия потребности в персонале. Эта работа проводится по этапам:
Ø установление источников покрытия потребности;
Ø определение путей привлечения персонала;
Ø анализ выбранных источников и путей с точки зрения соответствия требованиям, предъявляемых к персоналу;
Ø выбор альтернативных или комбинированных путей и источников.
Источники покрытия потребности в персонале:
§ различные учебные заведения и учебные центры;
§ центры занятости;
§ кадровые агентства;
§ личные и родственные связи;
§ свободный рынок труда;
§ предприятия, где работают прежние специалисты;
§ собственные внутренние источники.
Пути покрытия потребности в персонале будут разными в зависимости от того, за счет каких источников, внешних или внутренних, происходит это покрытие.
Пути покрытия потребностей в персонале за счет внешних источников можно разделить на:
· активные
А1 – набор персонала непосредственно в учебных заведениях путем заключения соглашения как с самими заведениям, так и с учащимися;
А2 – предоставление заявок по имеющимся вакансиям в центр занятости;
А3 – использование услуг фирм, специализирующихся в поиске и подборе персонала;
А4 – вербовка (поиск персонала) из своих сотрудников, из их личного окружения;
· пассивные
П1 – проведение рекламных кампаний через СМИ;
П2 – проведение рекламных акций путем вывешивания объявлений в листах вероятного появления возможных кандидатов.
Эффективность указанных путей привлечения персонала будет зависеть от ситуации на рынке труда и возможными финансовыми затратами.
Затраты на привлечение персонала | Ситуация на рынке труда | Пути привлечения персонала |
Низкие | Благоприятная | П2 |
Низкие | Уравновешенная | А2, А4, П2 |
Низкие | Напряженная | А4 |
Высокие | Благоприятная | П1 |
Высокие | Уравновешенная | А3, А4, П1 |
Высокие | Напряженная | А1, А3, П1 |
Развитие персонала
Под развитием персонала понимают деятельность по формированию и укреплению квалификационного потенциала сотрудников, кадровых потенциалов, подразделений и организационно-экономических отношений на предприятии.
Развитие персонала – центральная функция современного управления персоналом.
Задачи развития персонала:
· Повышение квалификации персонала с целью обучения его современным технологиям, правильное использование средств производства;
· Развитие способностей к коммуникациям и способности работе в группе;
· Осознание значения роли трудовой, технологической, финансовой дисциплины в плане точного выполнения предусмотренной работы, обеспечивающей эффективную работу оборудования, установки, подразделения или предприятия;
· Формирование ответственности как важнейшего качества сотрудника;
· Самостоятельное развитие персонала своих навыков и знаний.
Успешное развитие персонала обусловлено тремя факторами:
1) Знаниями
Различают два вида знаний:
Ø Для решения текущих задач не могут быть определены должностными обязанностями – это профессиональные знания, приобретаемые вместе с опытом работы;
Ø Общие профессиональные знания (приобретаются в процессе получения образования), а также подготовка или переподготовка;
2) Возможностями – подразумевают условия использования полученных знаний;
3) Поведением сотрудника – играет важную роль при групповом и солидарном стиле лидерства.
Успешное развитие персонала требует использования конкретных методов, направленных на формирование и активизацию знаний, возможностей и поведенческих аспектов персонала.