Стратегия и этапы индивидуального консультирования клиента с проблемами нарко/алко зависимости. 4 страница
нарастание релиниозностиРабота с ПТ. ( до 3-5 лет )Диагностика внутр картины ПТ. Признаки:
развитие состояния подавленности, длящееся более 2 недельсимптомы: потеря аппетита (капризность в еде, болезненная булемия, безвкусия), потеря интереса к прежним радостям\ аномия, соц избегание (поддержание формал отношений ч\з силу), безнадежность\ нет будущего по теме ПТ, общая психич истощаемость (снижение концентрации внимания, быстр умств и эмоц утомление, но физ утомления нет), нарушение сна (сонмалепсия, трудности засыпания и просвпания, парционный сон, кошмары на тему ПТ)
приступы паники (безрассудное, бессмысленное возбуждение, мрачность представлений и фантазий)
разрушается и делается трудной повседневная активностьсуицтдальный настрой\ уход в виртуальную реальность
Коррекционный этап. Предлагается 3-хступенчатая программа работы с ПТ
восстановление физиолог-о равновесия (снижение или ограничение употребления стимулирующих в-в, наладить диету, включить легкие неутомительные регулярные упражнения на свежем воздухе, саморегулирующие упражненияпсихокоррекция (работа с симптомами – оперативная коррекция умств, эмоц, повед реакций + исп-е арттерапии отреагирования, восстановление адекватности – локализация ПТ в ее очаге и восстановление других сфер жизни + устранение негат-пессимист мировоззрения)
реабилитационный этап. 3 варианта выхода: извлечение урока, чтобы стать мудрее и опытнее; добиться успеха и реванша ; смирение с реальной обстановки ч\з анализ ПТ в гр, тренинг уверенного поведения, ассертивностиПоказатели: физиологич-е равновесие и адаптация + критерии – экономич самостоят-ть, способность к самообслуж-ю, конструккт взаимоотно-я с близким окружением, принятие других и мира, удовлетворенность и позитивное отн-е к себе, самоконтроль и контроль над обстоят-ми
Травматический стресс (ПТСР)- нарушение, затрагивающее жизнь как целое и создающий угрозу биологической жизни (здоровье, цельность, гармонии). Ситуации: опасное тяжелое заболевание, нахождение в условиях опасных для жизни (эпидемич, сейсмич, боевые), выполнение проф деят с риском для жизни (охранник, подрывник), работа на вредных произв-вах, ответ-ть за чужую жизнь (спасатель, военный) – общее: затрагивают основы жизни и представл опасмность для чел, часто чел испытывает физ страдания, у чел не работают привычные схемы поведения,т.к. ситуации непредсказуемые и выходят за пределы нормы и требуют креативности и находчивости, чел оказывается в одиночку и помочь он может только сам, нет опоры, чел наход за пределами обычного бытия.
Последствия: нарушения функционирования ГМ, повышенный риск шизофрении \ стертыешизоидные расстройства, снижение стрессоустойчивости, высокая ранимость.
Н.Н.Пуховский предложил портрет синдрома ПТСР, состоящий из 4 этапов:1. острых реакций – в норме может длиться несколько часов и типичен, но может быть по-разному выражен: 1) фрустрационная регрессия (возвращение к более ранним этапам развития); 2) аффект болезненного недоумения\ ментальный шок (навязчивое, бесполезное стремление понять происходящее, выражающее в задуманности, внутр погруженности в себя, заторможенности и обездвиженности); 3) аффект душевной боли (невыносимое внутр. напряжение, душевное страдание, высокая ранимость, переодич выплеск агрессии, враждебности; 4) дистария \извращение мыслей (возникн-е аутичного мышления, оторванность от реальности, бредовые и параноидальные мысли, обобщение травмат событий необходимо медикоментозное лечение, т.к. чел может сойти с ума.синдром ситуативных реакций – разворачиваются несколько дней, недель, но не более года и могут разойтись без посторон помощи:
эпизодич-е проявления ужаса, паники; 2) устойчивый фобический синдром (по механизму импритинга связываются незначит элементы, объекты не имеют прямого отношения к ЧС); 3) ипохондри синдром (болезн реагирование на незначит изменения тнлесного состояния, сверхценное отношение к здоровью); 5) ожидание возмездия и наказания \ возник «вина выжившего»; 6) пост болезненные переживания стыда за себя, отвращение ко всему
3. отдаленные последствия – устойчивые требующие коррекционной работы: 1) расстройство аффекта по типу депрессии (по клинич типу: эмоцион, психосоц, ипохондрич симптомы); 2) психосоматич заболевания (гипертония, язвенные болезни, венозный застой); 3) высокая соц дезадаптация (изоляция, утрата проф достижений, места и положение в общ-ве); 4) утрата проф и интеллект работоспособности; 5) утрата морал ценностей (разрешить себе пороки, преступать морал нормы, эгоизм и пренебрежение другими); 6) асоц-ть - без спец коррекции симптомы ост, а чел стан некритичен к себе, не замечает их.
личн деформации – ч\з актуализацию ЧС глубинных основ: 4 деструктивные – 1) шизоидное развитие (отчуждение, чудоковатость); 2) психосоматизация или органный психоз (выявляются генетич предрасположенности, кот закрепились в работе эндокринной системы) в виде клинич ожирения, иммунных болезней, диабета; 3) токсимонич-я эволюция; 4) индивид психич-е вырождение или эпилептоидн деформация; 1 конструктивная – спонтанное пробуждение креативности, твор-ва, воображения, фантазии.
Психол-я помощь при ПТСР. Выделяют 3 направления:
А. Экстренная помощь – главн задача: затормозить развитие травмат реакций ч\з изоляцию из ЧС или ослабление, облегчение интенсивности отдельных проявлений.
1) бред\ галлюцинации убрать все опасные предметы, не ост одного, увести в другое место, спокойно говорить и не спорить2) состояние ступора (целесообразная защит реакция, выраж в отсутствии тел движений и реакций на внеш стимулы, тел оцепенение) надо вывести из оцепенения, разговаривать тихо и медленно, исключ резкие движения, вызвать мышечное расслабление и телоподвижность
3) апатия вызвать чел на эмоц контакт: говорить с ним, задавать простые вопросы, отвести его на место, где можно отдохнуть, простые тел деят-ть (прогулка, душ)4) двигат возбуждение (бесцельная суетливость, ненормально громкая и безостановочная речь) обездвижить, но не запрещать двигат активность, массаж, говорить спокойным голосом, длится недолго и сменяется плачем \ нервной дрожью.5) агрессивное поведение (высокон кров давление, мышечное напряжение) убрать свидетелей, демонстрация доброжелат-ти, указать на неадекват-ть действий, дать выпустить пар, поручить тяжелый физ труд, исп юмор6) страх (неустойчивое беспредметное чув-во) выразить внимание и сочув-вие, массаж позвоночника, телесная терапия7) неконтролир нервная дрожь (снижение тел напряжения), кот сменяется сильной усталостью усилить нерв дрож- сильно потрясти его, запрещается прижимать внушать успокоение, дать отдохнуть8) плач (общ обездвиженность) спровоцировать слезы, не ост его одного, но и не навязывать контакт, дать возможность выплакаться, выгов-ся, ласковый физ конт-т, исп приемы активного диалога: эхо, кивки, поддакивание
9) истерика (драматизация речи и жестов) удалить зрителей, быть бесстрастным, гов уверенно, короткими фразами\ и повелит тоном, не потокать и не спорить, наступает упадок сил, дать отдохнуть.
Б. Работа с симптомами или отсроченными реакциями – главн задача: ослабление отсроченных реакций ч\з оьтвлекательную терапию (убрать из травмир обстановки – госпитализация), акт проработка симптомов (в гр) + исп народн медицине и фитопрепаратов.
В. Реабилитация – гл задача: обнаружить личн деформации. Работа проходит по трем направлениям:Восстановление силы «Я» (П.Дейтс), т.к. чел в это время утрачивает доверие к себе, идет по следующим аспектамвосстановление адекват-ти и реалти ситуации (ч\з доверие авторитетной Л) и адекват-ть сужденийпроизвольная регуляция влеченийсоздание борьеров для стимулов окр среды в виде избегания, снижения внутр чувствит-тиулаживание МЛО, нахождение поддержки другом, поиск «личного терапевта»Рез-т выражается в уверенности, положит настрое к жизни, ровности эмоции, появлении креативных игровых началРабота с виктимностью (повторение неэффективных, неконструкт способов поведения)нахождение удачных способов, достижение успехп, похваларазвитие самостоят-тиизвлечение опыта из неадекват, неэффект поведенияумственная леньотрезать прошлое, увидеть положит в будущем и его планирование
В гр дать возможность людям увидеть неэффективность своего поведения, кот зав-т от него: обсуждение неэффективного повед-я, развенчание «злого рока», тренинг ассертивности.
Работа с неврозами. (ТС возник в ответ на нецельность, незрелость и слабость «Я»)
Адлер счит, что незрелость- это рез-т непроработанности 3 элементов: ошибочные представления о себе и возможностях, ставит ложные цели, формирование соц одобряемых правильных целей, кот разделяют другие подчеркнул необходтмость реорганизации целей.А.Бандура счит, что для преодоления ТС нужна: ориентация на др эталоны, опыт более эффективных людей, внутр эмоц подкрепление (покой, легкость, самоодобрение).Г.Олплрт счит, что нужно добиться зрелости ч\з достижение широты границ «Я», конструктивных и доверит отношений, реализм мира, основан на личн опыте, эмоц стабильности, основ на самопринятии и одобрении, способности к самопознанию, наблюдению и выработки юморного отношения к себе, непротиворечивости и однозначности собств жизн философии.Келли счит, что невротик- это чел нездоровый, у кот нет внутр целостности и адекватных сценариев, повторяет неэффективные. Выделил причины, кот мешают чел пересмотреть неэффективные сценарии: тревога, чув-уо вины, переживание умств угрозы, враждебность из-за чув-ва обиды на мир. П\е проработки личн установки, происх нахождение эффенктивных сценариев ч\з психодраму.
10.Психологическое консультирование как технология психологической помощи
Психологическое консультирование - специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек помогает другому помочь себе. Это способ общения, позволяющий другому человеку изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий (определение Британской ассоциации консультирующих психологов). Цель консультирования - помощь в решении проблем Этические принципы консультирования :
1. хранение тайны клиента (конфеденциальность)
2. уважение
3. защита интересов клиента, а не Зх лиц
4. отказ от конкретных рекомендаций и советов
Планирование индивидуальной консультации:
1. ; знакомство (представляемся, уточняем имя клиента, объясняем цели и возможности работы) 1-Змин.
2. раппорт ( снять напряжение, расположить к искренности, поговорить на нейтральную тему) 1-5мин.
3. исповедь ( требуется внимательно слушать, никогда не перебивать и не задавать вопросов; нейтральное поведение) 15-20мин.
4. утешение ( выражаем сочувствие, демонстрируем сопереживание; подаем надежду) 2-5мин.
5. этап анализа ( вместе согласованно видим ситуацию и делаем запрос) 10-20мин.
6. поиск решения (выявляем неэффективное решение; поиск новых вариантов) 10-20мин.
7. мотивирование и прощание (мотивировать клиента на активные действия, повысить уверенность в себе, обсудить стратегии реализации ситуации) 3-5мин.
Нужно выразить клиенту удовлетворение от работы с ним, поблагодарить его за труд и усилия.
11. Психологический анализ проблемы клиента.
Разграничение понятий: проблемная ситуация.
Проблемная ситуация — 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенную в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в «окружение» субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична поста-ноэка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. Проблемная ситуация является одним из центральных понятий проблемного обучения.
Проблемной жизненная ситуация становится тогда, когда личность не может выбрать адекватную линию поведения. Чаще всего это случается потому, что происходящие события предъявляют человеку требования, с которыми он не может справиться. проблема.
Проблема - отображение в сознании не только объективных трудностей, сложности ситуации, но и собственной неспособности справиться с ней самостоятельно. На консультации следует помочь личности выявить проблему, сформулировать ее, отделить в ней реалистические и надуманные компоненты, разобраться в характере затруднений, которые возникли у личности. Проблема состоит из нскольких компонентов. Необходимо оценить: на кого можног опереться при решении проблемы (сформулировать круг опоры), оценить опыт решения проблем.
Вследствие недостатка способности к решению проблемы формируется проблемная личность: человек, неспособный к адекватному поведению и разрешению проблемной ситуации. Однако о проблемной личности мы говорим только в том случае, если: у личности имеется устойчивая тенденции к неуспешным переживаниям; отмечается действие ряда неконструктивных психологических процессов: психологическая защита, когнитивные манипуляции, иллюзорное восприятие ситуации и себя самого и т.д.; неуспешные переживания формируются в результате ряда неудачных попыток решить проблему. В результате в сознании и поведении клиента отмечаются следующие особенности:
1. Фиксация проблемы, сужение сознания.
2. Отказ от целей или неоправданное ограничение задач.
3. Ригидность решений: они автоматизированы, мало осознаваемы, импульсивны.
4. Искажение в видении ситуации при помощи когнитивных манипуляций и защиты
5. Инфантильный регресс личности, использование приемов поведения незрелого человека.
6. Стремление к прекращению ситуации любой ценой, неспособность к терпению, страданию и ожиданию любого рода, запрос клиента.
Свою цель клиенты чаще всего видят в следующем:
Цель прихода - исповедь. Хочет выговориться, облегчить душу. Воспринимает консультанта как отдушину, ищет в нем близкого человека. Испытывают недостаток поддержки в ближнем окружении. Это происходит из-за: реального одиночества; изоляции или отторжения в окружении.
Цель - санкция (одобрение) специалиста. Обычно имеют свое видение и решение проблемы, однако хотят быть уверены в его правильности.
Цель - отбыть повинность. Клиент пришел не добровольно, его кто-либо направил: учитель, супруг.
Цель- экспертиза, поиск недостающей информации. Эти клиенты активны, много спрашивают, воспринимают консультанта в качестве справочного бюро.
Многие консультируются не впервые. Обычный путь: попытки решить проблему самому; попытки опереться на близких; обращение к целителям, астрологам, обращение к специалистам. Из-за этого проблемы клиентов часто запущены, хронизированы, человек почти утратил надежду на их решение.
При обращении клиента следует различать: Его жизненную ситуацию, обстоятельства его существования. Характер проблемной ситуации. Запрос клиента: желаемая цель работы. Степень проблемности клиента. Техника ведения консультативного опроса.
Техники - частные формы психологической работы в рамках единой технологии, направленные на решение одной из задач консультации. Техники: распрашивания, постр. вопросов, резюмирования, интервью, убеждения, техники зеркала. Консультативная беседа, диалог, интервью - весьма сложная технология, основанная на ряде техник и приемов. Эти приемы используются в основном на стадии расспрашивания (после исповеди клиента). Общая цель беседы - получить от клиента пол ную, искреннюю информацию о его ситуации и проблеме; добиться доверия к консультанту, развить способность клиента к анализу проблемы.
Поэтому технология ведения беседы включает:
Правила структурного плана: рекомендации к композиции беседы, ее общей структуре. Требования к формально-динамическим особенностям речи: тембр, темп, интонации. Требования к построению вопросов, к выбору адекватного вида вопросов. Композиция беседы:
постепенное усложнение вопросов от простых, легких - к сложным и трудным, и затем в конце расспрашивания - вновь простые, уточняющие вопросы.
Вся беседа должна быть разделена на логические блоки, объединенные общей темой. Желательно задавать вопросы тематически взаимосвязанные: о работе, о ребенке, о здоровье. В ходе беседы необходимо давать клиенту обратную связь, подводя итоги какой-либо части интервью, сообщая о своем понимании и т.п.
Ряд рекомендаций касается формально-динамических особенностей речи консультанта: оптимального темпа говорения, артикуляции и интонаций речи. Общие требования здесь следующие:
Говорить следует в умеренном темпе, принятом на отечественном радио- и телевещании. Следует придерживаться той эмоциональной окраски голоса, которая соответствует теме беседы. В речи консультанта умение говорить убедительно выражается в следующем:
В консультативной беседе очень важно уметь грамотно формулировать вопросы. Общие требования к вопросам можно разделить на две группы: формально-логические и психологические. С точки зрения формально-логических требований хороший вопрос - это следующий вопрос: Вопрос не длинный, не более 8-10 слов. Не содержит сложных речевых конструкций: причастных, деепричастных оборотов. Содержит вопросное слово, акцентированное в речи: кто, какой, сколько, где и т.д. Вопрос не содержит абстрактных или чересчур общих понятий: счастье, прогресс и т.п. Вопрос не содержит специальных терминов, содержание которых не известно собеседнику. Вопрос не содержит сразу два вопроса (двойной вопрос).
Однако вопрос может оказаться «плохим» не с точки зрения стилистики или логики, но потому, что он провоцирует у собеседника негативные психологические реакции. В этом случае мы говорим, что вопрос не соответствует психологическим требованиям. Плохой - с психологической точки зрения - вопрос вызывает следующие реакции: замешательство, смущение; долгие паузы, осторожность при ответе; встречный вопрос, уточнения; ложь, фальшь; уход от ответа; слишком лаконичные ответы тина: да, нет, иногда, бывает и т.д. слишком обстоятельные ответы, многословие, маскирующее уход от ответа; резонерство, рассуждения в общем, вместо личностного ответа; стереотипные, стандартные ответы; заметные вегетативные проявления: покраснение, побледнение, испарина, кашель, сдавленный голос.
Консультант должен владеть искусством формулирования не только прямых вопросов, но также извлекать информацию при помощи косвенных и проективных вопросов. Прямой вопрос - это вопрос, не маскирующий содержания: «Как Вас зовут?». Косвенные вопросы по содержанию и по форме нередко не отличаются от прямых, но при их использовании маскируют истинную цель: выявить скрытое содержание через косвенную информацию.
При формулировании проективного вопроса мы побуждаем клиента примкнуть к заданным мнениям определенных лиц или социальных групп. Люди обычно примыкают к тем мнениям, которые они разделяют.
Ведению консультации часто мешают возникающие в общении между консультантом и клиентом коммуникативные барьеры. Наиболее распространенные из них - агрессивность, неискренность, манипуляция со стороны клиента. Нередко возникновение коммуникативного барьера является результатом этически или психологически некорректного поведения самого консультанта. Чтобы не провоцировать возникновение барьеров, следует помнить несколько общих правил:
А. Следует избегать проявлений враждебности в общении. Скрытая враждебность выражается в следующем поведении консультанта: он не смотрит в лицо клиенту; проявляет настороженность, недоверие; мало говорит; речь отрывиста; застывшее лицо, мало мимики, жестов; однообразная скованная поза, строгая подобранность в позе сидя; взгляд исподлобья или сверху; не воспринимает юмор.
Б. При проведении беседы могут возникнуть и другие помехи, нарушающие атмосферу и процесс общения. Чаще всего их провоцирует следующее поведение консультанта: консультант перебивает речь клиента, не дает ему закончить мысль; негативно оценивает его сообщения, вербально или невербально выражая отрицательные эмоции: раздражение, сарказм, критичность, отвращение, нетерпение и т.д. избегает контакта глаз, не смотрит в лицо клиенту, или смотрит слишком пристально подчеркивает разницу между собой и клиентом, выставляет его в невыгодном свете; демонстрирует скрытность, утаивает информацию, излишне сдержан; выражает в поведении двойственность, манерность, фальшь.
В. Улучшению коммуникации способствует использование общепринятого этикета общения, соблюдение общих правил взаимодействия, вежливость с клиентом. Особое положительное влияние имеет тактичность, деликатность консультанта. Владеть своими чувствами, особенно гневом, не выпускать их без повода или по пустякам.
Помощь в принятии решения. Этапы принятия оптимального решения:
-составить банк возможных решений (набрать любые варианты, некритично. Терапевтическое значение: клиент понимает, что что-то можно делать, что ситуация не безнадежна, происходит расширение диапазона реакций клиента (снятие безнадежности, повышение уверенности в себе). Первичная оценка вариантов решений.
-Взвешивание всех вариантов, обнаружение преград для реализации. Устанавливаются приоритеты - как клиент хочет решить проблему (быстро, легко, экономно и т.д.). Перебираются варианты решения проблема по эффетивности, неэффективности.
-некоторые методы действия необходимо обсуждать более подробно. Проработать план реализации. Можно прописать и при необходимости проиграть. Написанный сценарий можно предложить клиенту. Человек понимает, что можно надумать много вариантов, понять преграды, аналитически взглянуть на проблему. Предпринимать различные попытки, не получается одно, использовать другое. Активность клиента его самого успокаивает, понимает, что проблема потенциально решабельна.
-Закрепление мотивации. Мы должны быть уверены, что лиент будет проявлять активность. Негобходимо убедить, что никто кроме него не будет работать с его проблемой. Найти особенности, на которые он может опереться. Сформулировать самоприказ, чтобы человек произнес, что он собирается предпринять. Необходимо конкретное планирование действий. Психологический прием - оправдать ожидание консультанта.
12.Консультирование семейных конфликтов.
Виды семейных конфликтов:
Супружеские (конфликты между супругами).Общесемейные (когда в конфликт между супругами вовлекаются все члены семьи).
Детско-родительские (конфликты между родителями и детьми возникающие из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей).Бесконфликтному общению родителей с детьми способствут повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.
Межпоколенные (тещи, свекрови и т.п.). Конфликты в семье возникают вследствие обьетивных или субъективных причин. Объективные причины - вследствие естественной динамики семьи: рождение ребенка, дети идут в школу, отделение детей от родного гнезда, появление в семье не родных детей или мачехи-отчима, утрата супруга(смерть, развод), утрата друзей, долгое отсутствие домочадца(по разным причинам) и т.д. + , действующие на семью извне и независимо от ее особенностей: уровень благосостояния общества, состояние культуры и образования, бытующие в обществе обычаи и традиции, экология окружающей среды и т. п. Субъективные причины: психологическая или сексуальная несовместимость, различия в целях и стремлениях, разногласия в представлениях, диссонанс в чувствах и т.п.
Тематика конфликтов в семье по исследованиям А.Волковой:
1.Ведение совместного хозяйства (распределение обязанностей. бытовая нагрузка. представление о роли быта во взаимоотношениях.).2.Воспитание детей (распределение родительских ролей. отношение к детям. различия в стилях воспитания).3.Финансы (экономический вклад каждого из членов семьи, распределение денег, контроль семейного бюджета).4. Вредные привычки супруга (пьянство, азартные игры, неряшливость).5. Партнерские отношения (статус в паре, проблема понимания, достоинства, уважения, верность).6.Взаимоотношения с родственниками и родителями супругов.
7.Проведение досуга.8.Жилищные проблемы (неустроенность быта, проживание с родственниками).
Стратегии поведения в конфликте. Наиболее предпочитаемые способы поведения в конфликте у супругов являются: попытка приспособления и понимания партнера, объяснения и беседы, ситуативный уход от столкновения, скандал и ругань, обида, попытки менять партнера.
Медиация – это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт.
Основные принципы медиации:Добровольность.Равноправие сторон.Принцип нейтральности медиатора.Конфеденциальность.
Функции медиатора:1.Медиатор выполняет аналитическую функцию, побуждая стороны тщательно анализировать конфликтную ситуацию.
2.Медиатор должен быть активным слушателем. Следует иметь в виду, что большинство людей не умеют отличать факты от их интерпритации и оценок, что приводит к непониманию позиции другой стороны. 3.Медиатор организует процес переговоров.4.Медиатор выступает как генератор идей, пытаясь помочь спорщикам найти иные решения. 5.Посредник расширяет ресурсы спорщиков. Он снабжает участников спора информацией или помогает им разыскать необходимую информацию. 6.Медиатор контролирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых соглашений.7.Посредник обучает стороны процессу ведения переговоров, учит стороны действовать с установкой на сотрудничество.В зависимости от степени контроля медиатора за принимаемым решением выделяют несколько ролей посредника:
Роль арбитра: изучает проблему и дает окончательное и обязательное для участников решение.Роль рекомендующего: аналогично арбитру, но решение носит рекомендательный характер.Роль контролера процесса: не вмешивается в содержание и принятые решения, направляет процесс коммуникации.Роль эксперта: делает анализ и заключение по поводу спорных вопросов.Роль содействующего: организация переговоров, создание условий для встречи сторон.
Три этапа понимания сем.конфликта:
1. этап. Социологические исследования (по частоте, стажу, размеру)
Факторы/причины конфликтности – взаимоотношения (несовершенство коммуникации)
Формы отношений
1) Конструктивные- сотрудничество (взаимная поддержка и помощь, добровольная, на искренней эмпатии)- паритет (отношения основаны на взаимной выгоде, пользы)
2) Неконструктивные- соревнование (стремление добиться лучшего для себя, хорошие отношения сохраняются)- конкуренция (стремление подавлять других, пренебрежительность в каких-то сферах )
- антогонизм (непримиримое противоречие)
Этап
В.А.Сысенко Классификация семьи
1. Проблемные - семьи, перед кот.возникают испытания, удары, стрессы (смерть, болезнь)2. Кризисные – в кот. есть непреодолимые противоречия, кот. затрагивают фундамент. основы/функции семьи (семья под ?ом, враждебные позиции, принципиальные установки)3. Конфликтные – в кот. нет договоренности, не полный паралич каких-то функций, а только какой-то области, в принципе нет разрушения сем. Отношений
В.А.Сысенко Признаки супружеская отчужденность в конфликтах, нежелание понять др.др., его стремления, цели, не считаются др. с др.; отсутствие поддержки, ведущее к равнодушию; конфронтации, рассогласованность, бескомпромиссность.
Общие причины конфликтности 3 группы
несовершенное устройство семьи (нет порядка, не установлено главенство, разное понимание прав и обязанностей, недостаточный вклад в жизнь семьи)хроническая неудовлетворенность к-то потребностей у одного или обоих супругов (в защите, сексе, общее бытовое сотрудничество, преодоление одиночества)ссоры и конфликты этико личностного плана (нарушение коммуникации, грубость, неуважительность, властность, эгоизм «конфликтогенность характера»)
Типология конфликтов В.А.Сысенко
на базе скрытой неудовлетворенной сексуальной потребностиэго-конфликты, проблема неуважения, оскорбления (критика, подавление, насмешки)недостаток психологической заботы, поддержки (внимание, ласка)на девиации (азартные игры, алкоголь, наркотики)финансовые разногласия (сем. бюджет, его распределение и контроль)неудовлетворенность бытом (питание, жилище, порядок, жизнеобеспечением семьи)ведение хозяйства, быта (разделение функций, диспропорции ведения хозяйства)проведение отдыха, досуга
С.Г.Шуман Конфликт имеет полифакторную природу. Причины/факторы:
1. личностные особенности супругов (эгоизм, завышенная самооценка, самоутверждение)2. межличностные факторы (низкие коммун.навыки, неадекватное восприятие партнера)3.сем.установки (разное толкование сущности семьи, ценности, установки)4. бегство от семейных обязанностей (нежелание брать на себя ответственность)I. Объективные – эволюционные (этапы развития семьи) и культуральные (зависимость от социума, политики, экологии, ур.стресса)II. Субъективные – общение (общая культура, комм.навыки) и личностные (характер)