Упражнение 30. Обращение субъекта-объекта
А. Рассмотрите весь свой субъектно-объектный ориентированный опыт. Внимательно пронаблюдайте за познающим субъектом и посмотрите на различие в качестве, отличающем его от познаваемого объекта. Отметьте то, как познавание направлено вовне и объекты "отдалены" от вас, "вне" вас.
После того как вы тщательно исследовали качества этой знакомой субъектно-объектной поляризации, постарайтесь обратить ее. Пусть полюс объекта "там" будет знающим, познающим вас здесь, как познаваемую вещь. Пусть таким образом все данные аспекты ситуации, какими бы незначительными, абстрактными или "метауровневыми" они ни казались, будут познающими.
Постарайтесь включить в эту практику инсайт "никакого промежуточного расстояния" упражнения "объект-свечение". Выполняйте это упражнение некоторое время. Вы можете практиковать его, куда бы вы ни шли и что бы ни случалось.
Б. После установившейся практики упражнения 30 А сделайте такое же "обращение", но со своими мыслями и своим переживанием (а не просто с содержанием или объектами переживания). Исследуйте все свое мышление, видение и познавание. Вместо вас, делающих их, пусть они делают вас. На более тонком уровне возьмите свой обычный опыт, где, как вам кажется, вы "делаете" мысли, "совершаете" познавание и т.д. и, не меняя этого качества, позвольте самим этим ситуациям также быть примерами "опыта, познающего вас".
В. В конце концов после серьезной работы с этими обращениями и тонкими сменами акцента отметьте, что вы сохраняли постоянную идентичность "меня здесь", индексируя мысли и т.д. вплоть до "я". Отпустите в ходе обращений этот образ себя, допущение, что это то же самое "вы", та же самая позиция.
Комментарий 27-30
Предшествующие упражнения помогают сдвинуть ударение с понятия познающего "я". Они начинают демонстрировать "познавание" как приходящее с другого уровня, которое (в отличие от нашей обычной модели "познавания") не накладывает так много ограничений на то, как вещи могут быть известны. Упражнение 30 в особенности является прямым вызовом обычным предвзятостям в отношении познавания, хотя оно все еще как-то структурировано в терминах таких предложений. Оно еще делает уступку нашей идее, что познавание - это отношение двух терминов, что-то сделанное чем-то относительно (чего-то) или к чему-то еще. Это пробная попытка промежуточного уровня ввести "познавание" (иначе, чем обычно) в ситуацию.
Поначалу это будет просто смена переднего плана на задний. Позднее ситуация немного изменится, поскольку обычное структурирование ситуаций просто игнорирует менее заметные черты (те, что не прямо задействованы в паре "познающий субъект/познаваемый объект"). Но, снимая ударение с обычного "познающего я", мы обращаем также все оценки и приоритеты "я". Всему, каким бы тонким или вторичным оно ни было, следует позволить знать "нас". В общем же, упражнение 30 оказывается весьма важным дополнением ко всем упражнениям части II о Времени.
Упражнение 31. He-знание как знание
Развивая идею переоценки вещей, обычно игнорируемых или обесцениваемых "я", рассмотрите состояния заблуждения и "не-знания". Есть много случаев, где "я" чувствует, что познание либо безуспешно, либо просто отсутствует. Исследуйте свои переживания замешательства, сомнения и не-знания. Подвергните проверке свои концепции относительно (пред- положительно) огромного неодушевленного внешнего мира. Вглядитесь глубже во все субъективные и объективные случаи "не-знания". Там тоже есть "познавательность".
Комментарий 31
Эта совершенная "познавательность" не имеет преград ни в каком направлении. Большая часть знания несовершенна (оно имеет дело с "углами зрения", перспективами, дихотомиями), так что нам не видно всего поля целиком, у нас нет полного осознавания того, что вокруг нас. В результате мы делим на части свой опыт.
Хотя обычно мы не находим утешения в сомнениях и замешательстве, даже эти переживания несут свою собственную энергичную ясность - ясность, которая может порой разрешить наши трудности и сделать ровнее наш путь к другим видам опыта. Так же, как наше обучение и рост нельзя закончить серией несвязанных "состояний", так и нашему обычному опыту совсем необязательно деление на относительно изолированные состояния ясности, замешательства, счастья и депрессии, обычно переживаемые нами.
Когда мы открываем "познавательность", ведущую к большей связности, целостности жизни, мы обнаруживаем, что "белых пятен" нет. Даже "видимый внешний мир" несет в себе качество познавательности. А в мире, видимом как открытый горизонт "познавательности", всякое предъявление может быть положительным, ясным, просветляющим и плодотворным.
__________
Благодаря этой "познавательности", пребывающей "во" всякой
психологической энергии, мы можем творить естественную
алхимию и трансформировать эмоции и тенденции, обычно
несущие тревогу. Такая "трансформация" необязательно требует
изменений, но просто ведет к тому, чтобы быть "в" энергиях,
которые "есть" мы..
Глава четырнадцатая