P, направленные на развитие Воображения
Их можно разделить на две группы: вербальные и невербальные игры.
В вербальных играх подростки придумывают окончание к той или иной необычной ситуации (что произойдет, если учительница припрыгает в класс на одной ножке?) либо все вместе сочиняют сказки или подбирают различные ассоциации к какому-либо слову.
Невербальные игры предполагают изображение подростками по-разному «как можно интереснее» того или иного живого существа или неживого предмета, то есть несколько пересекаются с ролевыми методами.
Вербальные игры. «Ассоциации».Ведущий предлагает учащимся обратиться к изучению другой группы изменений, которая была названа «Развитие». Для этого проводится игра в ассоциации. Подростки придумывают, каким бы они могли быть цветком сейчас и в будущем. Ведущий спрашивает подростков, почему и как менялись их ассоциации. Делается вывод о том, что в подростковом возрасте каждый человек развивается, важно осознавать процесс этих изменений.
«Ассоциации».Ведущий говорит о том, что вера в себя или уверенность в себе у каждого свои, и чтобы ребята осознали это, предлагает игру в ассоциации. Он задает вопросы: «Если бы ваша вера в себя была деревом, то каким? Если погодой, то какой?»
Невербальные игры. «Превратись в животное».В соот ветствии с полученными карточками учащиеся превращаются в различных животных и ищут себе пару (слон - слониху, муравей — муравьиху, козел — козу и т.п.) с помощью только невербальных средств (в первом туре), используя лишь звуки (во втором туре).
«Превратись в возраст».Ведущий раздает подросткам карточки с указанием возраста человека. Дети должны невербально изобразить человека, доставшегося им (0, 5, 10, 15, 20, 40, 60, 80 лет), остальные определяют возраст. Во втором туре карточки перемешиваются, и подростки из разного воз раста произносят слово «Здравствуйте».
«Если я камушек».Ребятам предлагается рассказать, что
они могут увидеть вокруг себя, что почувствовать, если пре
вратятся в камушек, травку, облако, потолок. Делается вывод
о том, что из разных позиций один и тот же предмет или яв
ление видятся по-своему. : ,,., ,о
■<:. .■::;:ч!
Задания с использованием терапевтически» метасрор
Подростковый период — это резкий скачок в развитии, дающий ребенку большие возможности осознания себя. Поэто му так важно использовать в работе с подростками основан ные на терапевтических метафорах сказки и притчи.
К компонентам терапевтической метафоры относятся:
— метафорический конфликт — появление ситуации, в ко
торой герою становится плохо из-за имеющейся у него
проблемы (непохожести на других, наличия страхов
и т.п.);
— метафорический кризис — наступление невыносимой для
героя ситуации, несущей символику смерти;
~ поиск и нахождение ресурсов внутри себя — открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для
разрешения кризиса;
нгэм ..-.■ ■ i ,-,,■ .:;
Часть I. Teopetuheckue основы психологической работы с