Сравнительная характеристика воображения ребенка и взрослого. Общие черты. Характеристика воображения человека переходного воображения

Творческое воображение принимает различный вид на каждой степени развития.

Оно развивается и полностью созревает в период зрелости человека.

Сравнительную характеристику воображения ребенка и воображения взрослого человека отражает таблица.

Таблица 6.1

Сравнительная характеристика воображения ребенка и взрослого

Особенности воображения У ребенка У взрослого человека
1. 1. Степень богатства «строительного материала» для развития воображения Низкая     Высокая    
2. Объем воображения Сравнительно небольшой Сравнительно большой
3. Доверие к продуктам воображения От почти полного до полного (часто)   От неполного до почти полного иногда полного  
4. Самоконтроль продуктов воображения Отсутствует или почти отсутствует Имеет место всегда или иногда
5. Соответствие характера, качества и разнообразия комбинаций требованиям к созданию продуктов созревшей фантазии Не соответствует или в должной степени не соответствует Соответствует

К общим чертам воображения взрослого человека и ребенка относятся:

1) структура механизма творческого воображения: диссоциация (выделение отдельных элементов); изменение диссоциированных элементов (преувеличение, преуменьшение); ассоциация (объединение диссоциированных и измененных элементов); комбинация, кристаллизация, приведение в систему отдельных образов.

2) наличие первой формы связи воображения с действительностью (реальность элементов продукта воображения), то есть фантастические создания как результат воображения - новые комбинации элементов, имеющие место в реальности, в прежнем опыте человека.Например, сказочные, фантастические, мифические образы: избушка на курьих ножках и др.

3) наличие эмоциональной связи между реальностью и воображением, то есть ІІІ форма связи - эмоциональная связь:

П р я м а я с в я з ьчувства влияют на воображение согласно закона общего эмоционального закона:

О б р а т н а я с в я з ьвоображение влияет на эмоции в соответствии с законам эмоциональной реальности воображения.

Другие формы (всего 4) связи воображение с действительностью развиваются у ребенка постепенно, с годами.

Воображению человека переходного возраста (10-13 лет) свойственны процессы разрушения, перелома, поиска нового равновесия. У большинства подростков пропадает интерес к рисованию.

Критическое отношение подростков к своему творчеству(чаще всего литературному) со временем вызывает не только подъем воображения, но и ее качественное преобразование.

Именно в подростковом возрасте появляются два качественно различных типа воображения:

Ø пластическое (внешнее, объективное), «берет» свой строительный материал извне (он – данные внешних впечатлений);

Ø эмоциональное (внутренне, субъективное) «берет» свой строительный материал из сферы субъективных переживаний.

Пластическое и эмоциональное воображение развивают тип представлений, которым оперирует человек (зрительные, двигательные т.д.)(примеры).

Характер воображения обусловлен:

Ø направлением одаренности,

Ø опытом человека,

Ø знаниями,

Ø подкрепляется способностями,

Ø стимулируется целеустремленностью,

Ø сопровождается эмоциональным тоном, жизненными впечатлениями, хранимыми памятью, поэтому воображение и связано с памятью, мышлением, восприятием.

Творческие задания (5 заданийвыполнить каждому студенту-магистру с целью закрепления данной темы):

Задание 1. По мотивам народных сказок придумайте для детей 6 – 7 лет:

- 3 упражнения в диссоциации;

- 3 упражнения в изменении диссоциированных элементов;

- 2 упражнения в ассоциации.

Задание 2. Составьте для детей младшего, школьного возраста вариант задания, связанный с описанием неизвестного науке обитателя неоткрытого уголка Земли. В качестве «подсказки» предложите детям ряд особенностей портрета этого существа.

Например, «он был бы птицей, если бы не …», «хвост, как у рыбы, но …».

Задание 3. Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.

Например: событие– «Охотник выстрелил в воздух».

Следствия этого события:

- из-за сотрясения воздуха в горах случился обвал;

- ружьё дало отдачу в плечо, и охотник упал;

- пуля попала в пролетавшую утку;

- и.т.д.

События:

Девочка уронила карандаш на пол…

Садовник из шланга стал поливать клумбу…

На улице кто-то разбил банку варенья…

Мальчик чиркнул спичкой…

Задание 4. Представьте, что вы можете стать высотой 3 метра…

Какое бы у вас было любимое занятие?

Что бы вам не понравилось?

С кем бы вам хотелось встретиться и с кем бы не хотелось встречаться?

Через какое время вы бы захотели снова стать нормальным?

Задание 5. Продолжите предложения:

В горах нельзя громко кричать потому, что …

Ласточки начали летать низко над землёй потому, что …

Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что …

Наши рекомендации