Примеры взаимосвязи темы, объекта и предмета исследования
Пример 1. Тема исследования: «Роль семьи в формировании ценностных ориентаций старшеклассников».
Объект исследования: формирование системы ценностных ориентаций старшеклассников.
Предмет исследования: роль семьи в формировании ценностных ориентаций старшеклассников.
Пример 2. Тема исследования: «Индивидуально-психологические особенности подростков, подверженных компьютерной зависимости».
Объект исследования: подростки, подверженные компьютерной зависимости.
Предмет исследования: индивидуально-типологические особенности подростков, подверженных компьютерной зависимости.
На основании темы, объекта и предмета намечается цель исследования. Цель любого исследования – это решение определенной проблемы и конечный результат, который получает исследователь.
Перечислим возможные виды целей психологического исследования.
- Описание характеристик психического явления.
- Выявление взаимосвязей психических явлений.
- Изучение возрастной динамики явления.
- Описание нового феномена, эффекта.
- Открытие новой (другой) природы явления.
- Обобщение научных представлений, сведений.
- Создание классификации, типологии. Создание методики.
- Адаптация психодиагностической методики.
Для достижения поставленной цели необходимо решение определенных задач. Выбор задач исследования должен быть обусловлен делением цели на подцели (цели второго порядка).
Частая ошибка в формулировании задач исследования в том, что автор подменяет изложение исследовательских задач описанием плана предстоящей работы. В этом случае задачи формулируются примерно таким образом: 1) проанализировать литературу по теме; 2) провести эксперимент (обследование); 3) обработать эмпирические данные; 4) проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Это описание обычной последовательности шагов научного исследования. В задачах же важно отразить характер и содержательную сторону работы.
Формулировка цели и задач исследования возможна как в глагольной форме (изучить, обосновать), так и в форме отглагольного существительного (изучение, обоснование).
Цели и задачи могут быть представлены следующим образом:
Пример 1. Тема: «Психологический климат в семье и проявление агрессивности подростков».
Цель исследования: изучение взаимосвязи психологического климата в семье и проявления агрессивности подростков.
Задачи исследования:
- Изучить состояние проблемы формирования агрессивного поведения подростков и факторов его обуславливающих в современной литературе.
- Выявить особенности проявления форм агрессивного поведения подростков.
- Изучить психологический климат в семьях подростков с различным уровнем агрессивности.
- Сравнить особенности взаимодействия с родителями подростков с различным уровнем агрессивности.
- Разработать рекомендации для родителей по профилактике агрессивного поведения подростков.
Пример 2. Тема: «Особенности отношений подростков с аддиктивным поведением с родителями».
Цель исследования: выявить особенности отношений подростков с аддиктивным поведением с родителями.
Задачи исследования:
- Проанализировать научную литературу по проблеме аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
- Исследовать отношение подростков с аддиктивным поведением к отцу и матери.
- Изучить установки родителей подростков с аддиктивным поведением по воспитанию детей.
- Выявить степень совпадения представлений подростков с аддиктивным поведением и их родителей, касающихся воспитания детей.
- Сравнить детско-родительские отношения в семьях подростков с аддиктивным и адаптивным поведением.
Гипотеза – основные предложения, суждения о причинной связи явлений, особенностях изучаемого явления и т.д., требующие проверки в ходе исследования. В качестве гипотезы может быть предположение о существовании или отсутствии какого-либо феномена, взаимосвязи двух или нескольких свойств, степени их выраженности, условиях возникновения и проявления.