Жизненный цикл семьи и стратегия помощи
Семья в процессе своего развития переживает определенные стадии и завершение (естественным или неестественным путем). Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассматривать как добрачное состояние (человек живет в семье своих родителей, которая является также и его семьей), брак (создание своей собственной семьи) и послебрачное состояние (развод, вдовство и т.д.) Этой схеме развития следует большинство семей, хотя она и не является нормой.
Жизненный сценарий семьи в разных странах представлен различно. Например, в странах Западной Европы и США молодежь уходит из дома в возрасте 17—18 лет и далее проживает отдельно от родителей, причем материальная помощь родителей незначительна и необязательна. Молодые люди могут находиться в близких отношениях и жить вместе, однако официальный брак заключается тогда, когда они уже встали на ноги, приобрели устойчивое положение в жизни, которое позволило бы им обеспечивать содержание своих детей. При заключении брака характерен достаточно рациональный подход: семейные ожидания супругов не должны кардинально отличаться.
В России после окончания школы дети, как правило, остаются жить с родителями. Браки заключаются очень рано (и есть тенденция к еще большему омолаживанию брака), а молодые еще не очень четко представляют себе материально-бытовые перспективы семьи. Образование молодой семьи часто происходит в недрах старшей.
На каждом из этапов своего развития семья переживает определенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего когда семья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву.
Первый кризис брака приходится на первые месяцы и годы брака. Причиной распада брака может быть неадаптация супругов друг к другу и к браку, неоправдавшиеся ожидания. Развод не осложнен, если в семье еще нет детей.
Следующий кризис развивается с рождением первого ребенка («беби-шок»), когда, собственно, и образуется настоящая полная семья. При этом изменяются ролевые структуры, объем бытовых обязанностей резко возрастает, а их распределение еще не произошло. Для этого периода характерно и изменение сексуальных отношений, их значимость и насыщенность, изменяется и состояние здоровья молодой мамы.
Проблемы, возникающие в этот период, еще более усложняются, если рождается ребенок-инвалид.
Рождение последующих детей, как правило, не приводит к кризисной ситуации, так как уже сложились и действуют определенные механизмы в структуре семьи, а супруги решаются на рождение второго ребенка при условии разрешения кризиса, связанного с рождением первенца.
Однако появление новых детей в семье может вызвать целый комплекс трудностей у первого ребенка, прежде единственного.
Своеобразным является также этап цикла — семья с детьми-подростками, организм которых переживает изменения физиологического и морально-психологического плана. Но внимание необходимо обращать не только на проблемы детей, но и на проблемы родителей, которые должны адекватно реагировать на состояние и поведение детей.
Кризисным для семьи можно назвать период взросления детей. Даже если в этот период дети и остаются в доме, то они ведут себя более эмансипированно и постепенно освобождаются от влияния и власти родителей. Многие семьи сохраняются только с целью вырастить детей и поставить их на ноги, хотя между супругами уже нет близости. В это время, когда происходит активизация прежде скрытых отношений и возникновение новых, что провоцирует еще один пик разводимости, важно сохранять близкие отношения с детьми на основе укрепления духовных контактов, терпимости и компромиссов.
Стадия пожилой семьи характеризуется все большей зависимостью семьи от окружающих: болезни и недостаточное материальное обеспечение снижают возможность самообеспечения, но самой большой проблемой этого периода является дефицит общения.
Таким образом, жизненный цикл семьи относительно замкнут: он имеет свои начало и конец. При этом он представляет собой звено непрерывного процесса существования род а, когда жизненный цикл родителей переходит в жизненный цикл детей и внуков. Социальный работник должен учитывать эти аспекты при работе с конкретной семьей.
На основе психологической теории личности Э.Эриксона и стадий развития семьи С.Роудз типичные конфликты могут быть поставлены в соответствие с жизненными и семейными кризисами (см. табл. 30).
Таблица 30
Типология семьи | Родительские функции | Потребности и задачи в период жизненного цикла | Типичные проблемы и кризисы |
Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем | Подготовка к ролям отца и матери; адаптация к новому этапу жизни, связанному с появлением ребенка; забота о потребностях ребенка, распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком | Основное —формирование доверия; восприятие мира и семьи ребенком как безопасное место, где есть забота и участие | Неадекватное поведение супругов в качестве родителей; отсутствие отца или матери, отказ родителей, пренебрежение, инвалидность, умственное отставание |
Семья с ребенком дошкольного возраста | Развитие интересов и потребностей ребенка; привыкание к возросшим, с появлением ребенка, материальным-затратам; поддержка сексуальных отношений между супругами; развитие отношений с родителями; формирование семейных традиций | Достижение автономии, развитие локомоторных навыков,исследование предметов, формирование отношений к родителям типа «Я сам», формирование инициативы — чувства вины | Неадекватная социализация, Недостаточное внимание со стороны родителей, чрезмерная опека родителей; неправильное поведение |
Семья школьника | Воспитывать интерес к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; забота о развитии супружеских отношений | Интеллектуальная и социальная стимуляция,социальное включение ребенка, развитие чувства трудолюбия, компетентности, усердие — неполноценность | Неудачи в учебе, членство в девиантных группах |
Типология семьи | Родительские функции | Потребности и задачи в период жизненного цикла | Типичные проблемы и кризисы |
Семья с ребенком Старшего школьного возраста | Передача ответственности и свободы действия ребенку по мере взросления и развития, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи, воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, принятие индивидуальности ребенка | Достижения, частичное отдаление от родителей, эгоидентичность, новые пути оценки мира и отношения к нему, «диффузия идеалов» | Кризис идентичности, отчуждение, пагубные привычки, преступность |
Семья со взрослыми детьми, входящими в мир | Отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти, создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки | Возможности в самореализации, в выполнении взрослых ролей, интимность — изоляция, любовь как способность вверять себя другому человеку, уважение, ответственность | Отцовство, материнство без вступления в брак, повышенная зависимость от родительской семьи, конфликт в браке, преступность, неверное поведение на работе, в учебном заведении |
Семья среднего возраста,«пустое гнездо» | Обновление супружеских отношений, приспособление к возрастным физиологическим изменениям, укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями | Расширение возможностей для саморазвития в жизненных ролях, производительность — стагнация, продуктивность — инертность | Разрыв в семье, развод, финансовые проблемы, неумение управлять домашним хозяйством, конфликт «отцов и детей»,провал карьеры, неорганизованность |
Постаревшая семья | Изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей,воспитание готовности по мере уменьшения сил принять помощь других, приспособление к жизни на пенсии,осознание собственного отношения к смерти | Возможности для саморазвитии в роли пожилого человека, целостность —отчаяние | Вдовство, хроническая беспомощность, не понимание своей роли с выходом на пенсию, социальная изоляция |