На своей волне. Как мальчики учатся
Многие наши школы отнюдь не встречают мальчиков с распростертыми объятиями, точно так же они не осознают, что многие мальчики на самом деле учатся иначе, чем девочки, и их надо учить по-другому. Исследования подтверждают эти отличия.
Например, Ричард Хоули из университетской школы в Кливленде утверждает, что тендерное отличие в учебе заключается в различии темпов. В прошлом председатель Международной коалиции школ для мальчиков, Хоули убедил своих коллег в том, что мальчики и девочки учатся с разной скоростью и в своем стиле. "Определенные полом разновидности темпа и особенности обучения можно заметить как в дошкольном возрасте, так и в старших классах. В начальной школе девочки обычно овладевают навыками чтения и письма раньше, чем мальчики... Девушки достигают половой зрелости на год или два раньше мальчиков. Каждое обусловленное полом физиологическое различие сопровождается серьезной психологической и социальной адаптацией. Мальчики овладевают языком... развивают мелкую и крупную моторику в ином темпе, нежели девочки".
Наблюдения Хоули важны, поскольку они предполагают, что если школа хочет создать условия для успешного развития мальчиков, она должна учитывать уникальный темп и стиль каждого мальчика. Учителя и администрация должны быть осведом лены о том, на каком этапе развития находятся мальчики в их школе, и убедиться, что применяемые методики соответствую! их уровню. Сбившись с темпа, мальчики приходят к академическим неудачам и низкой самооценке.
Специфические особенности мальчиков могут потребовать повышенного внимания учителя. Например, я наблюдая за мальчиками, которые отказывалР1сь читать в классе и буквально отшвыривали от себя книги, чтобы занять чем-нибудь руки И для некоторых из этих мальчиков достаточной мотивацией для чтения оказалась возможность читать на компьютере, так, что их руки были заняты пролистыванием страниц с помощью мыши или клавиатуры.
Я также видел, как мальчики, которые считались "ленивыми читателями", начинали успешно и с увлечением читать, когда для чтения им предлагались книги на интересующую их тему (спорт, приключенческая литература, мистические детективы). В своем потрясающем исследовании Доналд Портофф, профессор литературы в Государственном университете Эллендейла, штат Мичиган, недавно обнаружил корреляцию между слабыми навыками чтения у мальчиков и их представлением о чтении как о "женском" занятии. Очень вероятно, что чтение текстов на интересующую мальчиков тему поможет им развить хорошие навыки чтения.
Способы преподавания многих предметов не привлекают мальчиков. Как заметил один учитель старших классов, "если мальчики не увлечены, то начинаются проблемы с дисциплиной. Все дело в том, как удержать их интерес".
Психолог из Мэриленда Глория Ван Дерхорст высказывает похожие мысли, подчеркивая, что школы недостаточно задействуют детей, которых она называет "высокоэнергичными". По словам Ван Дерхорст, "организация обычного урока не подходят высокоэнергичным ученикам... На большинстве уроков ученикам не разрешают вставать со своих мест и принуждают их учиться, слушая. Это подавляет учеников, которые учились бы лучше, если бы могли воспринимать информацию визуально и физически двигаться". И хотя Ван Дерхорст не выделяет учеников одного определенного пола, очевидно, что, говоря о многочисленных ерзающих учениках, она имеет в виду мальчиков.
Ряд исследований показывает, что в то время как девочки предпочитают в учебе задействовать визуальный и аудиальный каналы восприятия, мальчики предпочитают учиться через действие, через активные занятия. Если учебная атмосфера подавляет их силу, мальчики либо отворачиваются, либо чувствуют себя подавленными и пытаются получить необходимое через негативное внимание, либо, как бы мы сказали, через непреднамеренный протест против образовательных тисков пола, которые их сжимают. А когда мальчики идут до конца в своем бунте, на них вешается ярлык "поведенческих расстройств", "нарушителей спокойствия" либо диагноз "гиперактивность". Снова нужды мальчиков - их протесты против навязанных стереотипов - остаются непонятыми.
Иногда ограничитель может принимать форму собственно физических условий в школе. Пятилетний Эрик, например, до того как попасть в прогрессивную начальную школу, посещал до этого смешанный детский сад. Учителя из новой школы наблюдали за ним раньше и нашли его очаровательным ребенком, с удовольствием принимающимся за любое задание, которое ему предлагают. Но они также заметили у него некоторую "заторможенность", в особенности, если ему предстояло заниматься чем-то в группе, и это занятие было связано с мелкой моторикой: он был настолько безразличен к кукольному представлению в детском саду, что выглядел совершенно отключившимся и почти испуганным. В новой школе учителя вовлекали Эрика в более активные занятия, такие как работа в школьном саду, где он копал землю, мульчировал ее и развозил в детской тачке. Учитель отметил, что "получив возможность свободно передвигаться в течение школьного дня, Эрик освободился от своей прежней бесшумной и неуверенной манеры держаться".
Но как бы ни были хорошо описаны особенности учебного стиля мальчиков, многие педагоги не принимают их во внимание в классе. Меня очень впечатлил случай на семинаре "Понимая мальчиков", который я проводил в очень уважаемом учебном заведении, готовящем педагогов. Я попросил опытных школьных учителей описать учебные особенности мальчиков. Я попросил их забыть о политкорректности, внешних ожиданиях, заботе о равенстве полов и говорить искренне о том, каков их личный педагогический опыт. Вот некоторых из их ответов:
- Мальчики более точные и конкретные, чем девочки.
- Мальчики чаще открыто протестуют, чем девочки.
- У мальчиков часто плохо работает аудиальный канал (восприятие речи) и гораздо лучше - кинестетический (ориентированный на действие).
- Мальчики используют больше физической стимуляции для того, чтобы убедить других в чем-либо; они могут пойти на открытый конфликт и склонны "пробивать" себе дорогу.
- Мальчики показывают свою симпатию делами или встречами с вами.
- Чтобы принять новые идеи, мальчикам может понадобиться возможность прожить их в свободной игре по самостоятельно придуманным правилам.
- Мальчики могут оглушить своей "интеллектуальной бравадой", за которой они чувствуют себя очень неуверенно, и хвастовство им нужно, чтобы добавить себе очков.
В этих комментариях меня заинтересовала их глубина и точность; эти учителя были проницательны. Но все дело было в том, как они говорили об отличиях - одобрительно или порицающе. Произнесенные с симпатией, эти характеристики могут быть восприняты как положительные черты мальчиков. Однако если говорить то же самое с меньшей любовью и меньшим сочувствием это может прозвучать как "трудности с учебой", "проблемы с дисциплиной", "физическая агрессивность", "невнимательность и гиперактивность", тут недалеко и до кодовой фразы "синдром дефицита внимания".
Я считаю трагичным то, что мы не понимаем и не ценим уникальный темп и особенности каждого мальчика, не относимся к ним с симпатией, и тем самым мешаем им чувствовать себя уверенно в учебе. Более того, когда он впоследствии отстраняется от общих занятий в классе, начинает бунтовать или вести себя вызывающе, мы часто обрушиваемся на него, объявляя его естественную реакцию признаками "неспособности учиться" или так называемой "гиперактивностью", когда в действительности это стыд, скука или беспокойство.
К счастью, до некоторых педагогов "дошло". Они понимают, что мальчики могут учиться иначе, чем девочки и что если учитывать специфические потребности мальчиков, мальчики могут наверстать все, что они упустили в таких сферах, как чтение и письмо, и к ним вернется их уверенность в своих учебных силах. Чтобы развеять сомнения, я расскажу историю о двух учителях из английской школы, которые объединились и создали условия для мальчиков.