Дети учатся тому, что видят в своей жизни

Если ребенок окружен критицизмом,

Он учится обвинять.

Если ребенок видит враждебность,

Он учится драться.

Если над ребенком насмехаются,

Он учится быть робким.

Если ребенка постоянно стыдят,

Он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок окружен терпимостью,

Он учится быть терпимым.

Если ребенка поддерживают,

Он учится уверенности.

Если ребенка хвалят,

Он учится ценить других.

Если с ребенком обходятся справедливо,

Он учится справедливости.

Если ребенок чувствует себя в безопасности,

Он учится верить.

Если ребенка одобряют,

Он учится нравиться самому себе.

Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,

Он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Ноулт

Шаги беспроигрышного решения конфликтов (по Т. Гордону)

(Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2000.)

Шаги Цели Действия родителя
Шаг1. Распознание и определение конфликта Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо
Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений Собрать как можно больше вариантов решения Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив
Шаг З. Оценка альтернативных решений Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные
Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения Принять окончательное решение Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге
Шаг 5. Выработка способов выполнения решения Спланировать процесс претворения в жизнь принятого Вынести на обсуждение вопросы типа «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п.
Шаг 6. Контроль и оценка результатов Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут изменяться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется

Анкета обратной связи (авторская разработка Т. Н. Чикер и Т. В. Скляровой)

Часть 1

Инструкция. Дорогие родители! Пожалуйста, ответьте на наши вопросы. Это позволит нам проанализировать первую часть тренинга и более рационально провести последующие занятия.

1. Получили ли вы какие-либо полезные для себя знания и если да, то какие?

2. Если вы считаете, что в результате посещения первой части тренинга с вами произошли какие-либо изменения, то какие?

3. Если ваши взаимоотношения с ребенком (детьми) изменились в лучшую сторону, то в чем это выражается?

4. Каким образом изменились ваши взаимоотношения с други­ми членами семьи?

5. Каковы ваши ожидания от второй части тренинга (детского)?

6. Чего вы ожидаете от дальнейших совместных занятий с детьми?

7. Какое из занятий первой части тренинга произвело на вас наибольшее впечатление и почему?

Большое спасибо!

Часть 2

Инструкция. Дорогие родители! Пожалуйста, ответьте на наши вопросы. Это позволит нам более глубоко проанализировать резуль­таты тренинга. Заранее благодарим!

1. Кто посоветовал вам обратиться в ППМС - центр с целью по­сещения тренинга?

2. Какие проблемы взаимоотношений с ребенком привели вас на тренинг?

3. Если тренинг был для вас эффективным, то в чем именно?

4.Какое из занятий произвело на вас наибольшее впечатление?

5. Что было трудным для вас?

6. Опыт кого из участников тренинга был для вас наиболее по­казателен? (Можно указать несколько имен.)

7. Какие проблемы, с вашей точки зрения, остались на тренин­ге незатронутыми?

8. Считаете ли вы целесообразным расширить (сократить) ка­кую-либо из частей тренинга?

9.Хотели бы вы продолжать сотрудничество?

Большое спасибо за искренние ответы!

Биографический опросник (BIV)

(Чикер В.А. Психологическая диагностика организаций и персонала. СПб.: Речь,2003)

Биографический опросник (BIV — Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstörungen - биографический опросник по диагностике нарушений поведения) является многомерным опросником, который может применяться для изучения тех или иных аспектов биографии, окружающей среды и личности ис­пытуемых.

Эта биографическая методика нарушений поведения представ­ляет собой самоописание личности, в котором содержится и объек­тивная, и субъективная информация о раннем поведении человека. Различные школы психологии, и особенно психоанализ, опирают­ся на положение о том, что причины личностных нарушений кро­ются в предшествующем опыте научения. Актуальные конфликты обусловлены индивидуальной историей развития, и особенно опы­том раннего детства. Бихевиоральные теории говорят о том, что при­чина устойчивых непродуктивных стереотипов поведения лежит в сформированных биологических и психических диспозициях. Под биологическими диспозициями понимаются актуальные биологи­ческие влияния и их последствия (например, болезнь) и генетиче­ски обусловленные причины, которые вызывают физические стра­дания. Психические диспозиции рассматриваются как тенденция к реакциям, которые возникают в индивидуальной истории развития. В реальной жизни стимулы окружающей среды воспринимаются и перерабатываются субъективно, проходят через «фильтр» личности, в которой существуют и те и другие диспозиции.

Предлагаемая методика соответствует, прежде всего, практиче­ским потребностям и описывает свойства личности, сформирован­ные социальной средой, ситуацией и биографией, раскрывает вли­яние семейной ситуации на жизненный путь. Методика позволяет получить стандартизированную информацию о биографии, ситуа­циях окружающей среды и актуальном психическом состоянии, что является важной предпосылкой для социально-психологической адаптации личности. Опросник относится к самооценочным мето­дикам, в нем содержится субъективная информация о семейной ситуации и поведении в социальной среде. Важно, что результаты этой методики могут говорить о некоторых нарушениях адаптации и поведения в социуме. Диспозиции нарушения социального пове­дения, по мнению авторов, развиваются на ранних этапах социали­зации в связи с семейным окружением и воспитанием родителей или заменяющих их лиц. В результате стереотипы отклоняющегося по­ведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном по­ведении. Численное измерение этих стереотипов осуществляется при помощи биографических шкал опросника — FAM (семейная ситу­ация) и ERZIEN (стиль воспитания). Дальнейший жизненный путь человека во многом опосредуется влиянием среды. Она может это влияние закреплять и усиливать, компенсировать, заменять неадекватные стереотипы столь же не­адекватными и т. п. Эти влияния среды измеряются при помощи шкал SOZLAG (социальное положение), PSYCON (психофизиче­ская конституция), SOZAKT (социальная активность), ICHSTK (сила «Я»). Наряду с этим в актуальной ситуации при описании по­ведения могут обнаружиться и личностные специфические тенден­ции поведения. Личностные особенности измеряются шкалами N (нейротизм) и Е (экстраверсия).

Установлено, что родители часто создают основу готовности к будущим неврозам у детей своим эмоциональным поведением, бес­сердечностью, невротическими особенностями, антикоммуникатив­ными установками, неудачным браком и сексуальными побуждени­ями.

На базе собранных посредством ВIV данных можно строить пер­вичные гипотезы так, чтобы спланировать дальнейшее диагности­ческое исследование, оказать психологическую помощь, построить предсказание успешности профессиональной деятельности. Поэто­му имеет смысл соотнести данные BIV с данными других методик (например, опросника «Карьерные ориентации», опросника Р. Кеттелла, проективных методик и др.).

С высокой долей надежности может быть проведена условная классификация «нарушение поведения» — «нет нарушений поведе­ния». Опросник может также применяться для контроля психоло­гической коррекции поведения.

Описание методики

BIV может применяться без ограничений времени как в индиви­дуальных, так и в групповых исследованиях. Параллельных форм не имеется. Опросник состоит из восьми относительно независи­мых друг от друга шкал. Ключ по первым семи шкалам ориентиро­ван негативно. То есть высокие сырые оценки означают наличие соответствующей проблемы. В шкале Е высокие оценки соответству­ют экстравертированному поведению.

Суждения в опроснике альтернативные. Испытуемым предла­гается выбирать ответы, которым «чаще всего» соответствует их по­ведение. Форма утверждений в тексте видоизменяется с целью сни­жения монотонности и тенденции к стереотипным ответам.

При проведении BIV следует обратить внимание на следующее:

• проводящий диагностику должен быть точно информирован о содержательном аспекте методики; прежде всего необходи­мо ответить на опросник самому, чтобы отвечать на вопросы других;

• при групповом варианте опроса нужно учитывать, что нена­пряженная атмосфера способствует качественной работе ис­пытуемых;

• перед ответом на вопросы испытуемым следует предложить написать на обороте ответного бланка соответствующую ин­формацию о себе;

• при вопросах испытуемых до или во время выполнения зада­ния лицо, проводящее опрос, должно избегать влияния на него;

• при вопросах о родителях могут возникнуть трудности у ис­пытуемых, которые не воспитывались родителями или не име­ли братьев и сестер (вопрос 87). Здесь можно дать следующее указание: «Поскольку вы могли вырасти не у ваших прямых родителей, а у родственников, приемных родителей или еще где-либо, то отвечайте на вопросы так, чтобы ответы описы­вали это лицо (например, дядю, тетю, воспитателя) как испол­няющего роль родителя». На вопрос 87 испытуемые, не имев­шие братьев и сестер, должны ответить «нет»;

• если испытуемый говорит, что он закончил работу, то экспе­риментатор предлагает ему проверить ответы на точность и полноту.

Шкала Обозначение Число вопросов Направленность ключа
1. Семейная ситуация FAM _
2. Сила «Я» ICHSTK _
3. Социальное положение S0ZLAG _
4. Воспитание (стиль) ERZIEN _
5. Нейротизм N _
6. Социальная активность SOZAKT
7. Психофизическая конституция PSYKON _
8. Экстраверсия E +

Ключ

При совпадении ответа с ключом начисляется один балл.

1. FAM (семейная ситуация) — 8в, 13а, 15а, 27в, 29в, 31в, 35в, 43в, 54а, 64в, 70а, 77в, 78а, 83а, 88в.

2. TCHSTK (сила « Я») - За, 14а, 23в, 25а, 41а, 49а, 58а, 72в, 74в, 80в.

3. SOZLAG (социальное положение) — 9в, 10а, 11в, 12в, 20в, 22в, 26в, 45а, 57а, 68в.

4. ERZIEN (воспитание (стиль)) — 18в, 21а, 30а, 32а, 34а, 38в, 42в, 48а, 52в, 55в, 56в, 59а, 60в, 73а, 81в, 82а, 84в, 86в, 87а, 93в.

5. N (нейротизм) — 4а, 39а, 40а, 44а, 53в, 75а, 76а, 85а, 89а, 91а.

6. SOZAKT (социальная активность) — 1а, 7а, 16в, 33в, 36а, 61а, 67в, 92а, 94в, 95в.

7. PSYKON (психофизическая конституция) — 2а, 6в, 17а, 19а, 28в, 47а, 51в, 62а, 63а, 71а, 79а, 96в.

8. Е (экстраверсия) — 5а, 24а, 37а, 46а, 50а, 65а, 66а, 69а, 90а, 97а.

На основании содержательных и статистических процедур мо­жет быть выделено 5 факторов, которые могут быть обозначены сле­дующим образом:

1. Синдром семейного дефицита. В нем почти все утверждения шкал FAM и ERZIEN имеют существенные нагрузки.

2. Синдром экстраверсии. Большую часть нагрузки несут утвер­ждения шкал SOZAKT и Е.

3. Неуверенность в себе, слабость «Я». Наибольшую нагрузку в этом факторе несут утверждения шкалы ICHSTK. Высокие нагрузки несут утверждения из шкал SOZAKT и SOZLAG.

4. Актуальное напряжение в профессиональной и личной сферах. В данный фактор входят утверждения SOZAKT, PSYKON и ERZIEN.

5. Синдром невроза. В него входят утверждения шкал N и PSYKON. Оценки по этим шкалам позволяют отличать норму от отклонений в этой сфере. В этот фактор входят также утверждения шкалы ICHSTK.

Интерпретация. Для интерпретации нужно принимать во вни­мание три момента:

1. Следовать общему описанию особенностей личности, учиты­вая три указанные выше содержательные стороны интерпре­тации опросника.

2. В рамках психодиагностических исследований, результат ко­торых является весьма важным (например, экспертиза в судебных, терапевтических, коррекционных задачах), резуль­таты должны быть соотнесены со средними оценками соот­ветствующих групп.

3. «Сырые оценки», полученные при первичной обработке опросника, должны быть переведены в стены в зависимости от пола испытуемых (таблицы стенов приводятся ниже).

Интерпретация шкал Шкала FAM.Субъективное описание семейной ситуации в дет­стве и юности, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим.

Высокие оценки. Неудовлетворительные взаимоотношения с ро­дителями, неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Низкие оценки. Хорошее взаимодействие между родителями. По­зитивное отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи в детстве и юности.

Шкала ICHSTK.Сила «Я», уверенность, способность добиться своего.

Высокие оценки. Недостаточная сила «Я», низкая уверенность в себе, низкая способность добиваться своего.

Низкие оценки. Выраженная сила «Я», самоуверенность, способ­ность добиваться своего.

Шкала SOZLAG.Влияние факторов внешней среды, вызываю­щих выраженное напряжение в личных и социальных ситуациях.

Высокие оценки. Частое выражение напряжения в личных и со­циальных ситуациях. Трудности социальной адаптации.

Низкие оценки. Незначительное ситуационное напряжение в меж­личностном и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.

Шкала ERZIEN.Воспитательное воздействие родителей или за­мещающих их лиц.

Высокие оценки. Негативно воздействующее воспитательное по­ведение родителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицательный характер взаимодействия между роди­телями либо замещавшими их лицами.

Низкие оценки. Благоприятное, способствующее дальнейшему развитию воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимо­действие между родителями.

ШкалаN. Нейротизм, эмоциональная лабильность.

Высокие оценки. Эмоциональная лабильность, сильные эмоцио­нальные реакции, общая психическая неустойчивость, чувствитель­ность, тревожность.

Низкие оценки. Психическое здоровье, нормальные эмоциональ­ные реакции, эмоциональная уравновешенность.

Шкала SOZAKT.Социальная активность, контактность.

Высокие оценки. Неспособность устанавливать и поддерживать социальные контакты, проблемы раскрытия себя.

Низкие оценки. Хорошая способность устанавливать и поддержи­вать контакты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.

Шкала PSYKON.Предрасположенность к соматическим наруше­ниям, склонность реагировать соматически на стрессовые нагрузки.

Высокие оценки. Сильно выраженная склонность к соматическим нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психи­ческая лабильность.

Низкие оценки. Психическое здоровье, отсутствие предрасполо­женности реагировать на стрессовые нагрузки.

Шкала Е.Экстраверсия.

Высокие оценки. Социальная активность, общительность, импуль­сивность.

Низкие оценки. Невысокая социальная активность, уединенный образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию.

Таблица 1

Перевод «сырых» баллов в стены. Испытуемые-женщины (нормальная выборка; N=312)

Баллы FAM ICHST S0ZL ERZIE N S0ZA PSY Е
         
         
           
           
           
             
             
             

Таблица 2

Перевод «сырых» баллов в стены. Испытуемые-мужчины (нормальная выборка, N = 430)

Баллы FAM ICHS S0ZL ERZI N S0ZA PSYK Е
         
         
           
           
           
             
             
             
             
             

Таблица 3

Средние значения по шкалам Биографического опросника для мужчин и женщин (немецкая и российская выборки)

ШКАЛЫ BIV Мужчины Женщины
Немцы (430 чел.) Русские (130 чел.)* Немцы (312 чел.) Русские (170 чел.)
FAM 5,20 4,50 5,39 5,14
ICHSTK 3,76 4,02 4,37 5,45
S0ZLAG 1,46 7,02 1,39 7,14
EFZ1EN 7,14 5,42 7,00 5,01
N 3,73 5,80 4,80 5,48
S0ZAKT 3,29 5,34 3,52 5,73
PSYK0N 3,14 5,18 4,13 5,07
Е 4,66 5,15 5,16 5,56

Текст

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы и высказывания, которые касаются вашей семьи, здоровья, поведе­ния и т. д. На каждый вопрос или высказывание имеется два вари­анта ответа («а» или «б»).

Вы должны выбрать для себя один из двух вариантов и зачеркнуть выбранный вами ответ в ответном листе. Если вы неверно ответили на вопрос, то обведите его кружком, а другой, верный ответ, зачеркните.

При ответах обратите, пожалуйста, внимание на следующее:

1) Не существует верных или неверных ответов, так как каждый человек имеет собственную точку зрения, жизненный опыт и поведение.

2) Не думайте очень долго над каждым ответом и высказыванием, а отмечайте тот ответ, который приходит вам в голову первым.

3) Особое внимание обратите на то, что некоторые вопросы и ответы не совсем соответствуют вашей жизненной ситуации. В этом случае зачеркните тот ответ, который все же характе­ризует вас в большей степени.

4) Поскольку при ответах на некоторые вопросы необходимо вспомнить ваших родителей, а в действительности вас вырас­тили другие люди, например бабушка с дедушкой, родствен­ники, приемные родители или вы выросли в детском доме или еще где-нибудь, тогда отвечайте на вопросы так, как будто эти люди (дядя, тетя, воспитатель) были для вас родителями.

Если у вас есть вопросы, задайте их сейчас! Если вопросов нет, то возьмите ответные листы и начинайте отвечать. Обратите внима­ние на то, что номер в листе для ответов всегда должен совпадать с номером вопроса в опроснике! Пожалуйста, отвечайте на предлага­емые вопросы вдумчиво и не пропускайте ни одного из них.

В брошюрах ничего не пишите и не делайте пометок!

Начинайте отвечать с первого вопроса на следующей странице!

1. Как вы относитесь к противоположному полу?

а) скорее сдержанно;

б) у меня нет трудностей в контактах.

2. Я часто думаю о том, что мое сердце может остановиться.

а) да;

б) нет.

3. Если передо мной ставится задача, от результатов которой за­висит мое продвижение по службе и уважение ко мне, то:

а) я чувствую себя в этой ситуации хуже, чем обычно;

б) я чувствую себя как всегда.

4. Что вас характеризует в большей степени?

а) я чрезвычайно нервный;

б) я спокоен и безразличен.

5.

а) Я обычно действую и говорю быстро, долго не обдумывая ситуацию.

б) Прежде чем что-либо сказать или сделать, я обычно подумаю.


6. В конце дня я чувствую себя утомленным, вялым и изнуренным.

а) да;

б) нет.

7.Я не люблю выступать перед большой аудиторией.

а) верно;

б) неверно.

8. Мое мнение о моих родителях следующее:

а) они хорошо взаимно дополняют друг друга;

б) один из родителей доминирует, в существенной мере зада­ет тон в отношениях.

9. Моя работа очень однообразна.

а) неверно;

б) верно.

10. Мне неприятны интимные отношения, я стараюсь их избе­жать.

а) да;

б) нет.

11.Что вас характеризует в большей степени?

а) мои взаимоотношения с коллегами я могу считать в целом хорошими;

б) я чувствую себя среди своих коллег как посторонний, которого понимают неправильно.

12.

а) Мой начальник и окружающие считают меня личностью, которая может достичь многого.

б) У меня такое чувство, что мои достижения не всегда оце­ниваются начальником и окружающими соответствующим образом.

13. Моя мать (или отец) идеалист. Она (он) имеет завышенные требования к действительности, поэтому часто во многом ра­зочаровывается.

а) верно;

б) неверно.

14. Если мне что-либо удается не так хорошо, как хотелось бы, то:

а) я становлюсь замкнутым, раздражительным и нервным;

б) мое настроение не меняется, несмотря ни на что.

15. Если ваш отец или мать часто болели, то он (она) долго пере­живал (а) по этому поводу?

а) да;

б) нет.

16. Вам удается расположить к себе других людей?

а) это удается мне хорошо;

б) это удается мне не очень хорошо.

17. Часто ли вы чувствуете себя нездоровым?

а) да;

б) нет.

18.Я не был полностью откровенен со своей матерью; она часто была для меня чужой.

а) неверно;

б) верно.

19. На экзаменах и при выполнении другой работы нервозность на мои результаты:

а) влияет;

б) не влияет.

20. Если кто-либо рассказывает о своих проблемах или интересах:

а) я выслушиваю и обсуждаю их;

б) мне трудно выслушивать и обсуждать их.

21. Мои родители часто имели различное мнение о том, что я должен и мог бы делать, а что нет.

а) верно;

б) неверно.

22. Какое влияние на ваших друзей и коллег оказывает то, что вы открыто хвалите или порицаете их?

а) они понимают это и принимают близко к сердцу;

б) это их не трогает, они не обращают на это внимания.

23. Как вы реагируете на то, если кто-либо оценивает вашу работу или достижения невысоко, несмотря на то, что вы счита­ете их сделанными хорошо?

а) это меня мало трогает;

б) я становлюсь просто больным.

24. Что вам присуще?

а) прежде чем что-либо сделать, я не думаю слишком долго;

б) прежде чем что-либо сделать, мне необходимо время для того, чтобы обдумать сложившееся положение.

25. Если кто-либо указывает на мои ошибки:

а) это меня раздражает;

б) это меня не трогает.

26. В сексуальных отношениях я считаю себя хорошим партнером.

а) да;

б) нет.

27. Хотели ли ваши родители, чтобы вы дружили с другими детьми?

а) да, они даже требовали этого;

б) нет, они скорее хотели оградить меня от этих контактов.

28. Я часто испытываю зуд и озноб или же чувство тяжести и оне­мения рук и ног.

а) нет;

б) да.

29. Мой отец или мать часто жаловались на трудности, усталость и физические недуги.

а) нет;

б) да.

30. Если я делал или хотел сделать что-либо против воли моих родителей, чаще всего они реагировали на это жестко и без понимания.

а) верно;

б) неверно.

31. Какое из следующих утверждений характеризует ваших родителей?

а) мои родители чаще всего были веселыми, жизнерадостны­ми, оживленными;

б) мои родители чаще всего были серьезными.

32. Мои родители прилагали много усилий для того, чтобы я имел точно такие же эстетические, политические взгляды и мораль­ные устои, как и они.

а) верно;

б) неверно.

33. Как бы вы описали свое поведение по отношению к другим людям?

а) скорее всего, я открытый человек;

б) скорее всего, я скрытный человек.

34. Находили ли вы у своих родителей понимание ваших успехов или вашего поведения?

а) нет, отец или мать всегда находили во мне недостатки; я редко что-либо делал верно; другие — «лучшие» дети часто ставились мне в пример;

б) мои родители понимали меня; они были удовлетворены мо­ими успехами и поведением.

35. Когда я мысленно возвращаюсь в свое детство, я должен ска­зать, что:

а) мои родители были оптимистами и воспринимали жизнь с лучшей стороны;

б) мои родители часто были настроены пессимистически и многое видели с плохой стороны.

36. Я редко делюсь с окружающими своими проблемами.

а) верно;

б) неверно.


37.

а) Окружающие воспринимают меня как активного чело­века.

б) Окружающие воспринимают меня как пассивного чело­века.

38.В детстве и юности:

а) если я самостоятельно выполнял какую-нибудь работу, мои родители хвалили и поддерживали меня;

б) родители обращали мало внимания на самостоятельно за­ конченную мною работу.

39. Что характеризует вас в наибольшей степени?

а) меня пугает будущее;

б) у меня нет страхов перед будущим.


40.

а) Я часто испытываю чувство внутренней напряженности.

б) Чаще всего я расслаблен и спокоен.

41. Увеличиваются или сохраняются на прежнем уровне ваши достижения в условиях соревнования с кем-либо?

а) напротив, мои успехи скорее уменьшаются;

б) да, я могу увеличить мои достижения или сохранить их на том же уровне.

42. Если я не мог сделать что-либо тотчас же, то мои родители проявляли терпение.

а) верно;

б) неверно.

43. Мои родители иногда вели себя несдержанно и необдуманно.

а) нет;

б) да.

44. Меня часто мучает чувство вины.

а) да, часто;

б) нет, редко.

45. Я вполне удовлетворен моей сегодняшней профессией (вклю­чая и положение домашней хозяйки).

а) нет;

б) да.

46. Иногда я часто позволяю себе маленькие розыгрыши над кем-нибудь.

а) да;

б) нет.

47. Меня угнетает мысль, что профессиональные задачи однаж­ды станут мне не по плечу.

а) да;

б) нет.

48. Какие из следующих утверждений характеризуют ваших родителей?

а) мои родители избегали говорить о физиологии (стул, мочеиспускание) или представляли это как нечто «грязное»;

б) в нашем доме все, что связано с физиологическими отправлениями, рассматривалось как естественное; об этом мож­но было говорить.

49.Что вы чувствуете в том случае, если вам не хватает времени для выполнения важной работы?

а) я становлюсь беспокойным, и мои мысли часто путаются;

б) я остаюсь по-прежнему настолько спокойным, что могу ду­мать вполне ясно.

50. Что вас характеризует в наибольшей степени?

а) чаще всего я действую в соответствии со спонтанно при­шедшими мне в голову мыслями;

б) я не руководствуюсь в поведении моментально пришедши­ми мне в голову мыслями.

51. У меня часто бывают головокружения.

а) неверно;

б) верно.

52. Какие из следующих высказываний характеризуют заботу о вас ваших родителей?

а) мои родители были заботливы, но при этом они не давали мне постоянных указаний;

б) моя мать или мой отец были заботливы; она (он) очень оберегали меня, руководили мной, направляли и контролировали (делали замечания, были слишком осторожны).

53.Я легко выхожу из себя.

а) неверно;

б) верно.

54. Как вели себя обычно ваши родители в тех случаях, когда у них возникали с вами трудности и заботы?

а) в таких ситуациях мать и отец легко возбуждались, часто были взбешенными или впадали в уныние и отчаяние;

б) в таких ситуациях мои родители вели себя сдержанно, спокойно, искали выход.

55. Если мои родители требовали от меня каких-либо результа­тов или хотели, чтобы я что-нибудь сделал, то они, как прави­ло, учитывали мой возраст.

а) верно;

б) неверно.

56. Как вели себя ваши родители, если вы обращались к ним с каким-либо вопросом?

а) они были очень терпеливы и пытались ответить на все мои вопросы;

б) они не слишком охотно отвечали на мои вопросы, у них не было времени и желания отвечать на них.

57.Я часто бываю болен, и меня часто тошнит.

а) да;

б) нет.

58. Перед вами поставлена серьезная и сложная профессиональ­ная задача. Как это отражается на вашем поведении?

а) я становлюсь неуверенным, так как вначале не предполагал, что могут возникнуть такие трудности;

б) я иду на работу с уверенностью, так как думаю, что смогу сделать то, что от меня требуется.

59. Часто ли вас наказывали ваши родители?

а) часто;

б) нечасто.

60. Придавали ли ваши родители значение тому, чтобы вы само­стоятельно принимали решения?

а) да;

б) нет.

61. Как вы оцениваете вашу способность вступать в контакт с незнакомыми людьми?

а) я думаю, что это дается мне нелегко;

б) я думаю, что это дается мне легко.

62. Какое из следующих высказываний описывает вашу профес­сиональную и рабочую ситуацию?

а) меня часто мучают мысли, что я могу лишиться работы;

б) у меня нет никаких проблем с работой.

63.У меня такое чувство, что профессиональные повседневные нагрузки (нагрузки по дому) мне больше не по плечу.

а) да;

б) нет.

64. Какое из следующих утверждений описывает ваше эмоцио­нальное отношение к своим родителям?

а) я уважаю своих родителей и горжусь ими;

б) временами я не могу чувствовать уважения к своим роди­телям. Иногда я их презираю, они меня смешат, мне быва­ет стыдно за них.

65. Я выхожу из себя:

а) часто;

б) редко.

66. Что вас характеризует в наибольшей степени?

а) я могу обсудить свои личные проблемы с любым человеком;

б) мне трудно с кем-либо говорить о своих личных проблемах.

67. Как вы ведете себя в разговоре со своими друзьями и знако­мыми?

а) я хочу быть в центре внимания, говорю много;

б) я веду себя серьезно, говорю немного.

68. Какое из следующих высказываний в наибольшей степени характеризует ваши взгляды и поступки?

а) я получаю удовольствие, когда испытываю что-нибудь вол­нующее;

б) я предпочел бы жить спокойно, без особых волнений.


69.

а) Я легко возбудимый человек.

б) Я скорее осторожный и сдержанный человек.

70. Как вы оцениваете, оглядываясь назад, взаимоотношения с вашими родителями?

а) мои родители были по отношению ко мне чужими;

б) взаимоотношения между мной и родителями были хоро­шими.

71. Что вам соответствует больше?

а) изменение места работы для меня неприятно, так как я ду­маю, что не справлюсь с новой работой;

б) я думаю, что на новом месте работы я быстро разберусь с новой проблематикой.

72.

а) В сексуальных отношениях я чувствую себя свободно.

б) В сексуальных отношениях я мечтаю стать более свободным.

73. Отец или мать часто били меня.

а) верно;

б) неверно.

74. Когда я защищаю свои профессиональные взгляды, я дей­ствую более успешно, чем мои коллеги.

а) верно;

б) неверно.

75. Что характеризует вас в наибольшей степени?

а) я часто страдаю из-за чувства собственной неполноценности;

б) я чувствую себя в сравнении с другими людьми уверенно и ощущаю свое признание окружающими.

76.

а) Если я сделаю или скажу что-нибудь не так, я долго размышляю над этим.

б) Если я сделаю или скажу что-нибудь не так, я долго не думаю над этим.

77. Какое из следующих выражений характеризует взаимоотношения родителей между собой?

а) мои родители чаще были любящими, милыми и нежными друг с другом, эти отношения сохраняются и сейчас;

б) мои родители редко проявляли нежность и любовь друг к другу, они просто жили рядом.

78. Что больше характеризует ваших родителей?

а) союз моих родителей был однажды (или несколько раз) под угрозой; казалось временами, что возникают не­разрешимые противоречия; иногда речь заходила о разводе;

б) союз между моими родителями был стабильным; изредка возникающие недоразумения в основном быстро преодолевались.

79. Если погода внезапно изменяется:

а) я чувствую себя физически не очень хорошо;

б) я чувствую себя по-прежнему.

80. Если кто-нибудь подчеркивает мои слабости:

а) я отношусь к этому спокойно;

б) это меня злит.

81. Моя мать уделяла мне много времени (в играх, разговорах, делах).

а) верно;

б) неверно.

82. Мой отец и моя мать были, с одной стороны, очень снисходительны ко мне, но, с другой стороны, он (она) часто наказыва­ли меня по пустякам.

а) верно;

б) неверно.

83. Моя мать или мой отец нередко преувеличивали значение некоторых вещей. Их чувства часто были наигранными и не совсем подлинными.

а) да;

б) нет.

84. Находил ли отец время для вас?

а) да, когда он был свободен, он находил его для меня;

б) нет, он, как правило, хотел отдохнуть и проявлял мало интереса ко мне.

85.Что больше вам соответствует?

а) я становлюсь больным, когда другие находят какие-либо недостатки во мне или в моей работе;

б) я терпеливо сношу, когда критикуют меня или сделанную мной работу.

86. Мои родители, имея иные взгляды на мои личные дела (напри­мер, расход карманных денег, выбор друзей, одежды и т. д.):

а) предоставляли мне достаточно свободы;

б) предоставляли мне мало свободы, они давали мне указа­ния по любому поводу.

87. Считаете ли вы, что ваши родители предпочитали вам ваших братьев и сестер?

а) да;

б) нет.

88. Мои родители часто ссорились.

а) нет;

б) да.

89.Что вас характеризует в наибольшей степени?

а) у меня часто меняется настроение;

б) у меня чаще всего ровное настроение.

90.

а) Я охотно предпринимаю что-либо только тогда, когда это можно сделать быстро.

б) Я занимаюсь любимым занятием только тогда, когда я предварительно основательно обдумал предмет и спланировал дела.

91.

а) Иногда у меня бывает сердцебиение без видимых причин.

б) Сердцебиение бывает у меня лишь при физических нагрузках, спорах и т. д.

92.Удается ли вам легко подготовить и провести какое-либо ме­роприятие (например, праздник, экскурсию, организовать со­вместную работу)?

а) нет, для меня это сравнительно трудно;

б) да, большей частью у меня нет в этом трудностей.

93. Если в какой-либо ситуации или в разговоре возникал вопрос о любви или сексе, чувствовали ли себя ваши родители смущенными?

а) нет;

б) да.

94. В отличие от других, я могу представить свое мнение в выгод­ном свете.

а) верно;

б) неверно.

95.Что вы делаете, если замечаете, что ваше мнение расходится с мнением окружающих?

а) высказываю свое мнение совершенно откровенно;

б) чаще всего я оставляю свое мнение при себе.

96. Я часто пугаюсь неизвестно чего.

а) неверно;

б) верно.

97. Любите ли вы большое общество?

а) да, я очень люблю бывать в большом обществе;

б) нет, я, собственно, не так уж сильно люблю большое общество.

Спасибо!

Проверьте в ответных листах, не пропустили ли вы каких-либо вопросов!

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 16

Анкета обратной связи

(авторская разработка Т. Б. Горшечниковой)

1) Участвовали ли вы в подобных тренингах ранее?

2) Какую цель вы ставили перед собой на первом занятии?

3) Самое яркое впечатление от занятий?

4) Что понравилось в ходе работы группы?

5) Какие навыки эффективного общения вы освоили в ходе за­нятий?

6) Какую информацию о своих личностных особенностях вы получили в группе?

7) Как вы можете определить эффективность тренинга для себя лично?

8) Для группы?

9) Как, по вашему мнению, можно повысить эффективность за­нятий?

10)Атмосферу в группе можно оценить как... Отметьте, пожалуй­ста, балл, наиболее близкий к какому-либо представленному ниже полюсу:

П Враждебная (-) Дружелюбная
С Слабая (-) Сильная
А Активная (+) Пассивная
П Жестокая (-) Добрая
С Зависимая (-) Независимая
А Замкнутая (-) Открытая
П Справедливая (+) Несправедливая
С Расслабленная (-) Напряженная
А Разговорчивая (+) Молчаливая
П Привлекательная (+) Непривлекательная
С Уверенная (+) Неуверенная
А Суетливая (+) Спокойная

1. С каким цветом у вас ассоциируется атмосфера в груп­пе?_______________

Спасибо!

Наши рекомендации