График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Краткое содержание изучаемой дисциплины

Модернизация системы образования соответствующая условиям современного развития с необходимостью требует использования образовательных программ, ориентированных на расширение мировоззрения магистрантов в области гуманитарного знания, в том числе психологии.

Данная рабочая программа «Психология» представляет собой комплексный план преподавания основ психологии как современной науки, представление о сферах гуманитарного знания в ключе их практического применения. Содержание курса отражает кулътурно-историческую парадигму в психологии, что соответствует современному уровню научного понимания психики, сознания, личности, межличностных отношений и психического и личностного становления человека.

Цели и задачи изучения дисциплины

Цель курса: создание научного и учебно-методического комплекса, а также социально-психологическое обеспечение условий формирования у обучающихся компетенций в области основ психологии, обеспечивающих расширение профессиональных возможностей магистрантов в плане применения психологических знаний в практической сфере.

Задачикурса:

Содержательное обеспечение формирования компетенций в области психологии магистрантов с учетом специфики педагогического процесса в ВУЗе.

Технологическое обеспечение процесса формирования компетенций в области психологии магистрантов с учетом специфики педагогического процесса вВУЗе.

Разработка критериев и показателей успешности формирования компетенций в области психологии магистрантов с учетом специфики педагогического процесса.

Результаты изучения дисциплины

Результаты обучения определяются на основе Дублинских дескрипторов соответствующего уровня образования и выражаются через компетенции. При этом выделяются пять главных результатов обучения:

- знание и понимание: понятие, функции, виды и особенности подходов и направлений психологии; концепции, эмпирические исследования и основные положения психологии как науки;

- применение знаний и пониманий: сущность и целостная научная картина психологии, психологическую макроструктуру и составляющие категорий «человек», «личность», «индивидуальность»; различные аспекты применения теорий психологии в практике;

- формирование суждений: разрабатывать и реализовывать предпринимательские бизнес-идеи; ставить цели в соответствии с бизнес-идеями, решать организационные вопросы создания бизнеса;

- коммуникативные способности: способность устанавливать продуктивные отношения с людьми, уделяя максимум внимания личностному фактору, способностям, которые могут быть задействованы для производительного труда;

- навыки обучения или способности к учебе: реализация стремления к самопознанию и самоизменению, выработка умений анализировать психологические концепции и реальные жизненные проблемы, возникающие у личности с привлечением знаний психологии и их успешного решения на этом основании; самостоятельный анализ и формулировка проблем, планирование работы по решению данной проблемы; самостоятельный подбор нужных для решения проблемы способов действия, оформление результатов работы в виде отчета, их публичное представление и защита; способность оперативно адаптировать основные закономерности психической деятельности в профессиональной деятельности; способность использовать фундаментальные и новейшие достижения в психологии; способность находить организационно-управленческие решения с учетом человеческого фактора в производственных ситуациях.

Пререквизиты

Для более успешного освоения курса «Психология» необходимо изучить следующие дисциплины «Философия», «Социология», «Политология», «Культурология».

Постреквизиты

После изучения дисциплины «Психология» магистранты должны освоить в полном объеме специальные дисциплины в контексте выбранной специальности.

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Тематический план*

№ модуля, темы Наименование темы, ее содержание Ссылка на литературу и другие источники Трудоемкость в кредитах
  Модуль 1 «Основы современной психологии, психология высшей школы»
  Лекционные занятия
  Тема 1 Психология высшей школы. Психология как культурно-историческая наука 9,10,11,12,13, 22,23
  Тема 2 Образ современной психологии     9,10,11,12,13
  Тема 3 Культура и полноценно функционирующий человек 9,10,32
  Тема 4 Взгляд культурно-исторической психологии 9,10,11,12,13
  Тема 5 Человек как объект психологии и педагогики 9,10,11,12,13
  Тема 6 Психика и реальность: психология познавательных процессов 9,10,11,12,13
  Тема 7 Психика и реальность: восприятие 9,10,11,12,13
  Итого  
  Семинарские (практические) занятия
  Тема 1 Психология высшей школы. Психология как культурно-историческая наука 9,10,11,12,13,22,23
  Тема 2 Образ современной психологии     9,10,11,12,13
  Тема 3 Культура и полноценно функционирующий человек 9,10,11,12,13
  Тема 4 Взгляд культурно-исторической психологии 9,10,11,12,13
  Тема 5 Человек как объект психологии и педагогики 9,10,11,12,13
  Тема 6 Психика и реальность: психология познавательных процессов 9,10,11,12,13
  Тема 7 Психика и реальность: восприятие 16,32
  Итого  
  Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП)
  Тема 1 Психология высшей школы. Психология как культурно-историческая наука 9,10,11,12,13, 22,23
  Тема 2 Образ современной психологии     9,10,11,12,13
  Тема 3 Культура и полноценно функционирующий человек 9,10,32
  Тема 4 Взгляд культурно-исторической психологии 9,10,11,12,13
  Тема 5 Человек как объект психологии и педагогики 9,10,11,12,13
  Тема 6 Психика и реальность: психология познавательных процессов 9,10,11,12,13
  Тема 7 Психика и реальность: восприятие 9,10,11,12,13
  Самостоятельная работа обучающегося (СРО)
  Тема 1 Написание эссе. 7,8,11,22,23
Тема 2 Подготовка презентации по изучаемой теме.  
  Тема 3 Подготовка докладов 9,10,11,12,13
  Тема 4 Отчет о проведении исследования мотивов выбора профессии 9,10,11,12,13
  Тема 5 Отчет о проведении мини-исследования психического познавательного процесса 9,10,11,12,13
  Тема 6 Отчет о проведении мини-исследования направленности личности. 9,10,11,12,13
  Тема 7 Отчет о проведении социометрической методики 7,8,11,22,23
  Итого  
  Модуль 2 «Основы процессов воспитания, обучения профориентированной личности и конструктивного общения»
  Лекционные занятия
  Тема 1 Психика и реальность: память 9,10,11,12,13
  Тема 2 Психика и реальность: мышление 9,10,32
  Тема 3 Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития, процесс обучения и воспитания 9,10,32
  Тема 4 Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества, профессионально-ориентированная личность 16,32
  Тема 5 Социально- психологические основания воспитания: личность 9,10,32,16,32
  Тема 6 Социально- психологические основания воспитания: группа 9,10,32
  Тема 7 Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни 16,32
  Тема 8 Психология педагогического общения и сотрудничества 9,10,32,16,32
  Итого  
  Семинарские (практические) занятия
  Тема 1 Психика и реальность: память 16,32
  Тема 2 Психика и реальность: мышление 1,3,6,7,9,10
Тема 3 Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития, процесс обучения и воспитания 2,4,5,7,8,13,21
  Тема 4 Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества, профессионально-ориентированная личность 3,4,5,6,7,8,21,22
  Тема 5 Социально- психологические основания воспитания: личность 14, 15,16,17,18,19,20
  Тема 6 Социально- психологические основания воспитания: группа 14, 15,16,17,18,19,20
  Тема 7 Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни 14, 15,16,17,18,19
  Тема 8 Психология педагогического общения и сотрудничества 3,4,5,6,7,8,21,22
  Итого  
  Самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП)
  Тема 1 Психика и реальность: память 9,10,11,12,13
  Тема 2 Психика и реальность: мышление 9,10,32
  Тема 3 Человек развивающийся: основные закономерности и условия полноценного развития, процесс обучения и воспитания 9,10,32
  Тема 4 Человек развивающийся: возрастные особенности студенчества, профессионально-ориентированная личность 16,32
  Тема 5 Социально- психологические основания воспитания: личность 9,10,32,16,32
  Тема 6 Социально- психологические основания воспитания: группа 9,10,32
  Тема 7 Конструктивное общение и полноценность человеческой жизни 16,32
  Тема 8 Психология педагогического общения и сотрудничества 3,4,5,6,7,8,21,22
  Самостоятельная работа обучающегося (СРО)
  Тема 1 Подготовка аннотации научной статьи по психологии 16,32
  Тема 2 Конференция 3,4,5,6,7,8,21,22
  Тема 3 Разработка деловой игры, ее анализ. 9,10,11,12,13
  Тема 4 Подбор упражнений на развитие деловой коммуникации 3,4,5,6,7,8,21,22
  Тема 5 Подготовка презентаций 9,10,11,12,13
  Тема 6 Разработка тезауруса личности, профинтересы 3,4,5,6,7,8,21,22
  Тема 7 Подготовка аннотации научной статьи по психологии 16,32
  Тема 8 Подбор упражнений на развитие деловой коммуникации 9,11,15,17,18
  Итого по модулю 2  
  Итого по дисциплине, кредит РК  
           

2.2 Задания для самостоятельной работы (СРОП, СРО)**

Тема Цель и содержание задания Продолжительность выполнения Форма контроля Срок сдачи
Исследование -проект Развитие навыков самостоятельной учебно-научной деятельности с литературой 2 недели Презентация проекта   На 5 неделе
Конференция Развитие навыков самостоятельной учебно-научной деятельности с литературой 3 недели Эссе, статья На 13 неделе

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Вид контроля/задания Академический период обучения, неделя
Доклад * * * * * * * * * * * * * * *
Реферат   *                 *        
Презентация         *                    
Коллоквиум               *             *
Эссе                         *    
Конспект лекций             *               *
Устный опрос     *             *          
Посещаемость * * * * * * * * * * * * * * *
Всего ** *** *** ** *** ** ** *** ** *** ** ** *** ** ****

Виды заданий и периодичность текущего контроля разрабатываются преподавателем в зависимости от специфики преподаваемой дисциплины и могут учитывать: посещаемость, конспекты лекций, устный опрос, коллоквиум, тестовый опрос, реферат, эссе, рубежное тестирование и т.д.

По результатам текущего контроля формируется результат рубежного контроля (рейтинг).

Преподаватель проводит все виды текущего и рубежного контроля и выводит соответствующую оценку текущей успеваемости обучающихся (среднее арифметическое оценок текущего и рубежных контролей). При этом учебные достижения обучающихся оцениваются по 100-балльной шкале за каждое выполненное задание.

3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник.- М.: Аспект Пресс. 1998.- 376 с.

2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М.: ЧеРо, 1998.- 336с.

3 Грачев Н.Н. Психология инженерного труда: Учеб. Пособие,- М..: Высшая школа, 1998.- 333 с.

4 Квин В. Прикладная психология. Учебник. - СПб., 2000. - 558 с.

5 Козлов Н.И. Формула личности.- СПб.: Изд-во «Питер», 1999.- 368 с.

6 Крэйг Г. Психология развития. Учебник.- СПб.: Изд-во «Питер».- 2000, 992 с.

7 Кузин В.С. Психология. Учебник. - М., 1997. - 304 с.

8 Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент.- М.: Технологическая школа бизнеса.- 1994.- 192 с.

9 Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. - СПб., 2000. - 582 с.

10 Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х кн. - М., 2001.

11 Психология. Учебник/ Под ред. А.А. Крылова. - М., 1998. - 584 с.

12 Психология. Учебник/ Под ред. В.Н. Дружинина. - СПб., 2000. - 671 с.

13 Общая психология. Учебник/ Под ред. Е.И. Рогова. - М., 1999. - 447 с.

14 Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988. - 256 с.

15 Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 1995. - 652 с.

16 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебник. - Р.-на/Д., 1997. -736 с.

Дополнительная литература

17 Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

18 Оганесян Н.Т. Педагогическая психология. – М.: КНОРУС, 2006.

19 Справочные материалы по педагогической психологии /авт.-сост. Б.Р.Мандель. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

20 Хон Р.Л. Педагогическая психология. – М.: Академический проект: Культура, 2005.

21 Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Пер. с англ. – СПб., 2003.

22 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие /под ред. А.О. Прохорова. 2004.

23 Подопригора С.Я. Краткий психологический словарь. – М.: Феникс, 2010.

24 Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. – Минск: Новое знание, 2008.

25 Иванников В. Основы психологии. Курс лекций. – СПб: Питер, 2010.

26 Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека. – М.: АСТ, 2010.

4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Требования преподавателя

1 К началу занятия студент должен находиться в учебной аудитории, согласно расписанию;

2 Студент внимательно слушает объяснения преподавателя, выполняет все его указания, не отвлекаясь на посторонние дела;

3 На занятии не пользуется сотовыми телефонами (отключает либо ставит на беззвучный режим);

4 В случае пропуска занятия желательно своевременно оповестить старосту группы и преподавателя, и затем отработать пропущенные часы;

5 Все задания должны быть сданы в назначенный преподавателем срок (за несвоевременное выполнение и сдачу заданий будут снижаться баллы);

6 Студент должен вести себя в соответствии с правилами внутреннего распорядка вуза.

Критерии оценки

В течение семестра каждый вид заданий оценивается в 100 баллов. К аттестационной недели высчитывается средний балл.

Формами текущего контроля могут быть:

- тестирование;

- выполнение индивидуальных домашних заданий, рефератов и эссе;

- работа студента на практических (семинарских) занятиях;

- различные виды коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);

- посещение лекционных и практических занятий (до 4 и 6 баллов соответственно);

- рейтинг поощрительный (до 10 баллов).

Наши рекомендации