Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Озёрский технический колледж»
(ГБПОУ ОзТК)
ППССЗ по специальности
44.02.01
Код специальности
Дошкольное образование
Курсовой проект
ТЕМА:«Формирование толерантности у дошкольников, профилактика агрессивного поведения»
Руководитель Т. Ю. Костикова
Студент группы ДО13с Е. В. Конюхова
Дата защиты «_____» _____2017
Оценка_________
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии
1.1 Основные подходы к изучению агрессивного поведения в психологии……6
1.2 Взаимосвязь семейного воспитания и возрастных особенностей агрессивного поведения у детей дошкольного возраста……………………………..…………11
1.3 Выводы…………………………………………………………………………17
Глава 2. Исследование влияния семейного воспитания на агрессивное поведение детей дошкольного возраста………………………………………………………18
2.1 База и методы исследования…………………………………………………..22
2.2 Анализ результатов……………………………...……………………………..24
Заключение……………………………………………………...………………….25
Литература…………………………………………....…………………………….26
Введение
Современные данные психологических, социальных, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально- психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Кроме того, дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, демонстрируя их в детском саду. В связи с этим для педагога-психолога актуальна задача поиска наиболее эффективных путей выявления и профилактики этого негативного факта. Одним из ключей к решению проблемы является развитие умений детей жить в обществе сверстников и взрослых, понимать их, отзываться на чужие переживания, справляться со своими отрицательными эмоциями, выражать их в социально-приемлемой форме.
Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корригирующие меры. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В норме проявления агрессивности не считаются нарушением: она выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Известно также, что агрессивность усиливается в критические периоды возрастного развития – 1,3,7 лет. Однако настороженность должна вызвать ситуация, когда агрессия становится надситуативным, постоянным переживанием ребенка. У определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
За рубежом проблему агрессии и агрессивности изучали А. Бандура, И.Беркович, К. Лоренц, Г. Салливан, Б. Скиннер, З.Фрейд, Э. Фромм, К. Халл, К. Хорни, К. Юнг.
Агрессивное поведение человека и его особенности у детей на разных возрастных этапах активно изучались в России. Написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления агрессивного поведения детей такими авторами, как С.А. Беличева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Л. Рубейнштейн, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Д.Б. Эльконин и многими другими.
Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с профилактикой агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада остаются практически не изученными.
Актуальность обозначенной тематики объясняется и запросами психодиагностики, так как наблюдается недостаток методов диагностики агрессивности в дошкольном возрасте.
В связи с этим складывается противоречие между возросшей необходимостью профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада и недостаточной методической и практической обеспеченностью данного вопроса .
Это определило выбор проблемы исследования: поиск эффективных форм и методов профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формы и методы профилактики агрессивного поведения дошкольников.
Цель: дать теоретическое обоснование формам и методам профилактики агрессивного поведения дошкольников.
Гипотеза исследования:
предполагаем, что профилактика агрессивного поведения детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если использовать разработанный комплекс занятий.
Задачи:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности профилактики агрессивного поведения дошкольников.
2. Выявить формы и методы профилактики агрессивного поведения дошкольников.
3. Изучить степень и характер агрессивности детей дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс занятий по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Глава 1. Изучение проблемы агрессивного поведения в психологии