Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология управления как учебная дисциплина

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие................................................................................... 6

Глава 1. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ 8

1.1. Психология управления как учебная дисциплина....... 9

1.2. Базовые понятия психологии управления.................. 16

1.3. Эволюция содержания теории управления................ 23

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ..... 33

2.1. Концепции (подходы) к управлению.......................... 34

2.2. Психология планирования и прогнозирования.......... 39

2.3. Психология организации и координации................... 48

2.4. Психология стимулирования и мотивации................ 55

2.5. Психология контроля и контроллинга....................... 63

2.6. Психология управленческих коммуникаций............. 71

2.7. Психология управленческих решений....................... 79

2.8. Психология методов управления............................... 83

Глава 3. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ................. 91

3.1. Понятие личности и ее структура.............................. 92

3.2. Психологические школы изучения личности............ 97

3.3. Потребности и мотивы личности............................. 107

3.4. Волевая сфера личности........................................... 116

3.5. Способности личности.............................................. 122

3.6. Характер и темперамент........................................... 131

3.7. Познавательные процессы личности........................ 140

3.8. Социализация и развитие личности.......................... 159

3.9. Личность как субъект деятельности......................... 170

3.10. Эмоциональный мир личности............................... 180

3.11. Управление эмоциями............................................. 187

3.12. Школа самокоррекции............................................. 194

Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ............. 203

4.1. Психологический портрет руководителя................. 204

4.2. Требования к современному руководителю............. 215

4.3. Психология руководства и лидерства...................... 224

4.4. Психология этики и социальной ответственности

руководителя.............................................................. 229

4.5. Самомаркетинг руководителя................................... 238

4.6. Саморазвитие руководителя..................................... 244

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА................ 253

5.1. Социально-психологическая сущность стил

руководства................................................................ 254

5.2. Психология классических стилей руководства....... 258

5.3. Психология современных стилей руководства........ 263

5.4. Психология специальных стилей руководства........ 267

Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 273

6.1. Факторы влияния на принятие решений................... 274

6.2. Алгоритм принятия решений.................................... 277

6.3. Поведение руководителя при принятии решений.... 280

6.4. Вероятность правильного решения.......................... 282

6.5. Современные приемы принятия решений................ 286

Глава 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ................................................ 291

7.1. Психология организации и социальной группы....... 292

7.2. Внутренняя среда организации................................. 301

7.3. Корпоративная культура организации..................... 312

7.4. Психологический климат в коллективе.................... 319

7.5. Неформальные группы в организации...................... 325

7.6. Внешняя среда организации...................................... 336

7.7. Психология командной работы................................ 341

7.8. Новейшие тенденции в развитии организаций......... 349

ГЛОССАРИЙ.............................................................................. 356

ОГЛАВЛЕНИЕ ТОМА 2 «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» 364

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................... 367

Приложение 1. Опросник «Что вы за птица?».......................... 368

Приложение 2. Тест «Уровень мотивации достижения успеха» 373

Приложение 3. Тест «Сила воли и внимание».......................... 375

Приложение 4. Опросник «Есть ли у вас способности

к управлению?».................................................. 377

Приложение 5. Опросник «Сильный ли у вас характер?»........ 379

Приложение 6. Опросник «Способны ли вы решить свои

проблемы?»........................................................ 383

Приложение 7. Тест «Внимательны ли вы?»............................ 385

Приложение 8. Многоуровневый опросник «Адаптивность».. 387

Приложение 9. Тест «Вы склонны действовать или

размышлять?».................................................... 396

Приложение 10. Опросник «Организованный ли вы человек?» 398

Приложение 11. Опросник Спилберга–Ханина «Оценка

эмоционального состояния»............................ 403

Приложение 12. Тест «Какой вы руководитель?».................... 406

Приложение 13. Тест «Можете ли вы быть руководителем?». 408

Приложение 14. Тест «Лидерство»........................................... 411

Приложение 15. Опросник «Ваши комплексы»........................ 416

Приложение 16. Многоуровневый опросник Айзенка.............. 421

Приложение 17. Опросник «Уровень самооценки».................. 426

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие создано на основе типовой (регистрационный № ТД-Е, 137/тип, 2009), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, и рабочей (в БНТУ) учебных программ дисциплины «Психология управления» для студентов управленческих и экономических специальностей высших учебных заведений. Содержание пособия соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по данной учебной дисциплине.

Книга содержит системное изложение проблем психологии управления, от классики до современности, включая как теоретические подходы, так и обобщение передового опыта в области психологических аспектов управления.

Книга призвана не только выполнять функции учебника, но и быть интересной широкому кругу читателей, интересующихся психологией деловых и управленческих отношений.

В книге изложены основные понятия, принципы и закономерности той части психологии, которая связана с деловыми отношениями и управлением людьми. Даются теоретические обоснования и практические подходы к пониманию конкретных ситуаций в производственных отношениях, приводятся многочисленные примеры. Автор ставил задачу изложить дисциплину глубоко, с учетом современных мировых достижений, но при этом немногословно, системно-структурировано, и самое главное – понятным языком.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность – это не просто совместная работа людей, объединенных общими интересами или целями, потребностями или ценностями, это труд сотрудников, объединенных в одну организацию, подчиняющихся ее правилам и нормам, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организованными и корпоративными требованиями.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, – это деловые и управленческие отношения.

Управленческие отношения людей составляют согласованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

Предметом учебной дисциплины «Психология управления» является влияние на людей через их внутренний мир. Поэтому значительное место в книге уделено вопросам психологии человеческих отношений: мотивам, способам влияния, механизмам опосредования. Подробно рассматриваются проблемы личности как субъекта и объекта управления, функции, стили и методы психологии руководства, деловое общение, психология переговоров и конфликтов, психологические аспекты имиджа и репутации, рекламы и РR, и многое другое.

Дисциплина «Психология управления» является базовой для изучения целого ряда управленческих дисциплин: «Теоретические основы менеджмента», «Стратегический менеджмент», «Производственный менеджмент», «Менеджмент качества», «Инновационный менеджмент», «Инвестиционный менеджмент», «Финансовый менеджмент» и других.

В современной теории управления общепризнанным является то, что самым трудным в управленческой деятельности является руководство людьми, то есть практическая психология. Сравнительно легко научиться управлять механизмами, процессами, технологиями, потоками, системами. И несравненно сложнее постичь искусство эффективного руководства людьми: от отдельно взятой личности, до крупного коллектива. Индивидуальная и социальная психология, эмоциональный мир личности и социальной группы сложны и динамичны, поэтому с трудом поддаются результативному воздействию. По этим причинам психология управления по праву занимает центральное место в теории менеджмента.

При написании книги был основательно проанализирован и творчески использован широкий круг специальной отечественной и зарубежной психологической и управленческой литературы, а также передовой практический опыт руководства.

Глава 1

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ

ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Психология управления как учебная дисциплина

Наши рекомендации