С точки зрения вампирологии
Подробно с темой вампирологии наш читатель знаком по многим статьям в газете, плюс весной 2008 года в московском издательстве «Эксмо» вышла моя книга о вампирологии («Книга вампиров») — где можно детально ознакомиться со всей темой.
Кратко напомню суть феномена.
Хоронили человека. Его призрак являлся своим близким, просил есть, потом начинал сжимать их в объятиях (прежде всего детей) и вызывал их смерть одного за другим. Родные жаловались в местные магистраты и церковь. После долгих мытарств, когда люди были уже доведены до отчаяния, могилы возвращавшихся похороненных родственников эксгумировали, где их находили имеющими живой вид. Их казнили, после чего они больше не являлись. В ряде регионов Балкан их вообще никак не называли, кроме как «привидения». Позже оказалось, что в Турции их называют вампирами. Оттуда слово перекочевало в языки Европы. Оттуда, кстати, и пришла зараза.
Нечто схожее приведённым выше случаям описывает и аббат Августин Кальме в своём знаменитом Трактате о вампирах (Dissertation sur les apparitions des esprits et sur les vampires et revenants, Einsiedten, Kalin, 1749). Как он пишет, беспорядки в склепах в прошлом связывали с другими куда более страшными и аномальными фактами. Кальме писал:
«Немецкий автор Мишель Рауфт составил сочинение, озаглавленное «De masticatione mortuorum in tumulis» («Мертвецы, которые жрут в своих могилах»). Он рассматривает как факт доказанный и достоверный то, что некоторые мертвецы в могилах пожирают бельё, одежду, всё, что подвернётся, и даже собственное тело. Он отмечает, что в некоторых областях Германии, чтобы помешать мертвецам жрать, им кладут в гроб под подбородком большой ком земли; в других краях им вкладывают в рот маленький кусочек серебра или камень; есть места, где им просто сильно пережимают горло платком.
К этому можно было бы добавить случай с графом Генри де Салм, которого посчитали мёртвым, но похоронили совершенно живого. Ночью в церкви От-Сейского аббатства, где он был похоронен, слышали громкие крики, а когда на следующий день могилу открыли, его нашли перевёрнутым и лежащим вниз лицом, хотя был он похоронен на спине, лицом вверх.
Несколько лет назад в Бар-ле-Дюк, когда на кладбище похоронили мужчину, из его могилы слышался шум; на следующий день, когда могилу отрыли, обнаружили, что он съел ткани рук — это мне подтверждали очевидцы. Этот мужчина перепил водки, и его похоронили, посчитав мёртвым. Рауфт рассказывает о цыганке, которая в 1345 году сожрала в своей могиле половину савана; во времена Лютера встречались случаи, когда мертвецы жрали свои внутренности. Другой мертвец в Моравии сожрал одежды женщины, похороненной возле него».
Это — ожившие от комы. Теоретически часть историй с «самодвижущимися гробами» можно так и объяснить: человек ожил, стал пытаться выбраться из гроба и запечатанного склепа, сдвинул свой и соседние гробы, потом умер от истощения и паники. В ряде случаев — пытался есть от голода всё, что было вокруг: одежду, тела лежавших рядом трупов, самого себя. Что потом с удивлением находили и невежественно писали, будто «мертвецы жрут в своих могилах», хотя у мертвеца нет обмена веществ, ему не нужна пища — а «жрать» могут только живые люди по причине своего голода. Теоретически в других случаях сил у ожившего «мертвеца» хватало лишь на то, чтобы сдвинуть гробы. Он умирал, а при вскрытии склепа эту «аномалию» находили.
Но такое объяснение всё-таки касается лишь части подобных свидетельств — и никак не ответ для описанных событий на острове Барбадос в 1820-х годах или в Эстонии на острове Эзель в 1844 году. Ведь там не только были предприняты меры, чтобы «уличить злоумышленников» (посыпали золу на пол и прочее), но, уверен, проверяли тела похороненных — а вдруг действительно по ошибке похоронили живого? Нет, все тела не подавали признаков жизни.
Если бы ошибочно похороненный коматозник ожил и в данных случаях являлся источником «беспорядка в склепе», то это было бы тут же замечено и открыто. Коль он физически был причиной беспорядка — то был бы открыт его гроб, а само его тело лежало бы вне гроба. И всё — никакой тайны. Однако эту очевидную и первую приходящую на ум гипотезу напрочь разбивала удивительная повторяемость феномена: ведь такое в случае с ожившим коматозником может произойти только раз (если его не откачали и он потом уже по-настоящему умирает). А тут явление многократно повторялось.
Важным мне кажется в описанных историях то обстоятельство, что всякие комиссии, изучавшие явление, не стали открывать гробы и смотреть на то, в каком состоянии находятся тела похороненных. Об этом не указывается в отчётах. Поэтому и не было выявлено — а может быть, кто-то среди лежащих в гробу является коматозником. И другая важная деталь: «самодвижения гробов» в склепе начинались ПОСЛЕ ПОХОРОН последнего «усопшего». Но усоп он или же был в коме? Это — самый главный вопрос в теме, и что важно — подобных коматозников не раз в склепах находили.
Вот, например, что писал главный придворный медик австро-венгерской императрицы Марии-Терезы Жерар Ван Свитен в «Медицинском докладе о вампирах» (Considerazioni intorno alla pretesa Magia Postuma per sevire alla storia dei vampiri, presentata al supremo Direttorio di Vienna dal signor Barone Gerardo Van Swieten, Archiatro delle Cesaree Maestra e Prefetto della Loro Biblioteca, Naples 1781):
«Несколько месяцев назад я прочёл небольшой английский трактат, напечатанный в Лондоне в 1751 году, в котором сообщается о факте реальном и достоверно доказанном: в феврале 1750 года вскрыли гробницу одной старинной семьи в графстве Девоншир в Англии; среди множества останков и сгнивших гробов нашли неповреждённый деревянный ящик. Из любопытства его открыли. Там обнаружили тело абсолютно целого мужчины; ткани ещё сохранили свою естественную плотность, суставы плеч, локтей и пальцев были совершенно гибкими; когда нажимали пальцем на кожу лица, она обнаруживала свою податливость, но возвращалась в своё первоначальное состояние, как только давление прекращалось; то же самое было проэкспериментировано на всём теле. Борода была чёрная, длиной в четыре дюйма. Труп не издавал запаха разложения; на нём не обнаружили никаких повреждений. Церковный регистр свидетельствовал, что после 1669 года ни один человек не был погребён в этом склепе. Итак, вот английский вампир, который 80 лет пролежал мирно в своей могиле, не беспокоя никого».
Здесь нет прямых указаний на хаос в склепе, но зато говорится, что гроб вампира был — по сравнению с другими — неповреждённым.
В абсолютном большинстве случаев с эксгумацией могил вампиров речь идёт только о гробе, закопанном в землю. И только крайне редко фигурируют склепы, как в истории, приводимой Жераром Ван Свитеном. Поэтому для вампирологии во многом «белым пятном» остаётся этот аспект вопроса: будет ли вампирический полтергейст касаться только дома вампира (и его жертв-родственников), или же он ещё затронет и склеп, в котором лежит этот коматозник?
На мой взгляд, И.В.Винокуров и Н.Н.Непомнящий напрасно отказались от первоначальной гипотезы о том, что причиной движения гробов в склепах являлся полтергейст. Это всё-таки вампирический полтергейст (о котором не знают уважаемые российские исследователи, ибо вообще не знакомы с вампирологией), и он-то как раз и должен выступать в качестве «первого и главного подозреваемого».
Напомню, что вампиризм ВСЕГДА сопровождается полтергейстом: вначале жертвы слышат стук в окна и двери (а в наше время вылетают сами собой пробки в счётчиках расхода электроэнергии), сами собой движутся предметы в доме «усопшего», особенно его предметы и его одежда — которая часто принимает вид, будто её надел кто-то невидимый и в ней ходит. И только после этого полтергейстного буйства жертвам является сам призрак вампира-коматозника.
Почему не предположить, что в склепе, где находится сам этот больной вампиризмом коматозник, тоже окружающие предметы оказываются под влиянием его полтергейста? Тем более что всякие ПРОВЕРКИ, какие делали комиссии на острове Барбадос в 1820-х годах или в Эстонии в 1844 году, показывали отсутствие СЛЕДОВ, чтобы кто-то в склепе ходил. А ведь рассыпание тонкого слоя сажи по полу — именно и ставило целью выяснить, с чем же мы имеем дело: с чем-то объяснимым рациональным — или «необъяснимым нерациональным».
Оказалось — именно с «необъяснимым нерациональным».
Однако «необъяснимое нерациональное» — это только временный термин для того, что мы ПОКА объяснить не можем. Стоило взглянуть на загадку «живых гробов» с точки зрения вампирологии — как многое в ней уже и не кажется ни «необъяснимым», ни «нерациональным». Хотя сам вампиризм, конечно, остаётся по сей день огромной тайной, и, казалось бы, научно некорректно одно таинственное объяснять посредством другого не менее загадочного — но в данном случае речь идёт пока не об объяснении, а только о борьбе гипотез. Гипотеза, пытающаяся объяснить феномен вампиризма, заодно «автоматически» объясняет и этот феномен «самодвижущихся гробов». Это уже продвижение в поиске истины, так как пока ничего более концептуального в данной теме никто не предложил.
www.e-puzzle.ru
www.e-puzzle.ru
[1] Странно, что автор не знает русское слово “упырь”. (ред.)
[2] Судя по описанию в этой фразе, это больше похоже на эфирное тело. (ред.)
[3] А вот саркофаг, судя по названию, имел совершенно другое предназначение. “Саркофаг” в переводе с греческого означает буквально “Пожиратель тела”. Согласно некоторым легендам, тело, помещённое в саркофаг, полностью исчезает (вместе с костями) через 40 дней. (ред.)