Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти
Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные инструкции взрослого (без показа!). Для правильного их выполнения ребенку необходимы концентрация, устойчивость, переключа ем ость и достаточный объем слухового внимания.
— Прикрой ладонями глаза.
— Прикрой ладонями уши.
— Подними правое плечо.
— Подними левую руку.
— Согни левую ногу.
— Правой рукой коснись правого плеча.
— Правую ногу подними и отведи в сторону.
— Левой ладонью прикрой правый глаз.
— Правой ладонью прикрой левое ухо.
— Правой рукой возьмись за левый локоть.
— Левой рукой возьмись за правую пятку.
— Правую ладонь положи на левое плечо.
— Левую руку вверх, правую на пояс.
— Левую ладонь положи на правое колено.
— Правую руку к плечу, левую вперед.
— Левую руку вытяни вперед, правую вверх.
— Правую ногу в сторону, правую руку к плечу.
— Левую руку на голову, правую па колено.
— Указательным пальцем левой руки коснись правого локтя.
— Поверни голову вправо, а левую руку поставь на пояс.
— Указательным пальцем левой руки дотронься до носа, а пальцами правой руки возьми себя за правое ухо.
Взрослый кладет перед ребенком несколько листов бумаги и набор разноцветных карандашей. После двукратного прослушивания ребенок выполняет инструкцию взрослого (каждую на отдельном листе бумаги):
— Нарисуй вверху елочку, а внизу домик.
— Нарисуй справа 2 шарика, а слева 3 кубика.
— Нарисуй справа 3 гриба, а слева 2 цветка.
— Нарисуй справа 2 синие палочки, а слева 4 зеленых шарика.
— Нарисуй наверху 4 зеленые палочки, а внизу 2 желтых кружка и 1 красный.
— Наверху нарисуй 2 большие елки и одну маленькую, а внизу 2 красных гриба и 3 коричневых.
— Б левом верхнем углу нарисуй 3 машинки, а в правом нижнем углу 4 человечков.
— В верхнем правом углу нарисуй 2 красных мяча, а в левом нижнем углу 3 желтых цветка.
— В левом нижнем углу нарисуй мяч, в правом верхнем домик, а в правом нижнем углу стол.
Ребенок после однократного прослушивания выполняет задания взрослого.
— Подойди к двери и открой ее.
— Расстегни вторую снизу пуговицу на рубашке.
— Возьми 3 ореха и положи в свой левый карман.
— Подойди к правому подоконнику, возьми с него самую маленькую вазочку и принеси на стол.
— 2 желтые конфеты отдай бабушке, а 3 зеленые конфеты положи на красное блюдце.
— Возьми с полки робота с зеленой головой и поставь между грузовиком и гаражом.
— Возьми из-под кровати две красные машинки, большую машинку поставь под кресло, а маленькую на стул.
— Медведя отнеси в спальню и посади возле телевизора, а тигренка отнеси на кухню и положи на табурет.
— Самый маленький самолетик поставь около самой толстой книги, а самолетик с белыми полосками на крыльях опусти в коробку.
Ребенок слушает описание действий, которые можно выполнить с предметом, а затем выбирает его среди окружающих предметов или предметов, изображенных на картинке. Отгадав загадку-описание, ребенок не только показывает предмет-отгадку, но и объясняет, какие упомянутые взрослым свойства помогли ему сделать выбор (Приложение 1).
— Этот предмет можно ставить на стол. В него можно налить воду. Если уронишь, его можно разбить. (Ваза)
— Этот предмет кладут на стол. В него можно набрать жидкость. Им можно стукнуть по столу. Если уронишь, он не разобьется. (Ложка)
— Этот предмет никогда не ставят на стол. Если в него попадает вода, предмет надо просушить. Его трудно уронить, потому что он постоянно находится внизу. (Туфелька)
— Этот предмет не кладут на стол. В него не может попасть вода. Его роняют часто и с удовольствием. (Мяч)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, грустим, удивляемся. Его обязательно надо включать в розетку. (Телевизор)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда пугаемся. Его не включишь в розетку. (Книга)
— Этот предмет помогает нам узнавать мир. Глядя в него, мы смеемся, удивляемся, иногда путаемся. С помощью этого предмета можно найти друзей в любом конце планеты. Его обязательно надо включать в розетку. (Компьютер)
— Этот предмет помогает нам общаться. Держа его в руке, мы смеемся, грустим, удивляемся. Иногда его надо включать в розетку. (Мобильный, телефон)
Ребенок выполняет названные взрослым движения только тогда, когда услышит ключевое слово «ПРОСЬБА». Для усложнения задания слово «ПРОСЬБА» можно заменить близкими по значению и звучанию словами «ПРОШУ*, «ПРОСИМ*, «ПОПРОШУ». Реагировать действием ребенок должен только на ключевое слово «ПРОСЬБА».
— Просьба, подними руки вверх.
— Руки вниз.
— Просьба, руки в стороны.
— Руки вперед.
— Присядь.
— Просьба, встань.
— Попрыгай на одной ноге.
— Просьба, покружись.
— Просьба, похлопай в ладоши.
— Опусти руки.
— Просьба, топни правой ногой.
— А теперь левой.
— Сделай наклоны головой вправо и влево.
— Просьба, присядь.
— Встань!
— Поставь руки на пояс и попрыгай.
— Остановись!
Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а также на наличие слова-команды (Приложение 2).
— Покажи все зеленые квадраты.
— А где синие треугольники?
— Покажи красный овал.
— А синий прямоугольник?
— Где желтый круг?
— Покажи желтый круг и красный квадрат.
— А где фигуры без углов?
— Покажи все прямоугольники.
— Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.
— Покажи большой красный и маленький зеленый круги.
— А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?
— Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?
Ребенок выполняет названные взрослым задания только тогда, когда они будут сказаны тихим голосом. Взрослый произносит одно и то же задание то громко, то тихо.
— Покружись.
— Повернись ко мне спиной.
— Присядь три раза.
— Поставь руки перед грудью.
— Хлопни в ладоши 4 раза.
— Топни правой ногой 2 раза.
— Подпрыгни 3 раза.
— Поставь руки на пояс и наклонись вперед 5 раз.
— Поставь руки за голову.
— Сделай наклоны вправо и влево.
— Попрыгай на одной ноге.
— Правую руку вверх, а левую на пояс.
— Левую руку к плечу, а правую в сторону и пр.
Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жизни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить (« не бывает»), ребенок стоит на месте.
— Корова летает.
— Лошадь выступает в цирке.
— Рыба бежит к реке.
— Лягушка громко разговаривает.
— Курица дает молоко.
— Петух кукарекает.
— Муравей тащит бревно.
— Слон залез в нору.
— Лошадь спит в берлоге.
— Воробей чирикает.
— Кукушка ловит кошку.
—Мама моложе дочки. —Папа старше сына.
— Собака ведет мальчика на поводке.
— В холодильнике жарится яичница.
— На плите стоит миска.
— Мальчик учит детей в школе.
— У кошки родились утята.
— Мальчики играют в футбол. —Жираф ударил тигра своим рогом.
Ребенок внимательно смотрит на рисунки животных и запоминает, кто и в каком ряду нарисован {Приложение. 3). Взрослый перечисляет нарисованных в каждом ряду животных, но называет их не по порядку. Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
Вариант игры.Взрослый перечисляет размеры каждого животного (неправильные варианты даются от имени любого сказочного персонажа (Незнайки). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
— Собака больше лошади.
— Рыба меньше комара, но больше кошки.
— Комар больше лошади и т. д. Вариант игры.Взрослый называет пищу
каждого животного (правильные и неправильные варианты). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
— Собака жует траву.
— Лошадь ест овес.
— Рыба ест кошек.
— Кошка ест рыбу и т. д.
Вариантигры. Взрослый называет место, где обитает каждое животное (правильные и неправильные варианты). Ребенок исправляет неточности и дает правильные ответы.
— Лошадь живет в будке.
— Комар живет в конюшне.
— Рыба спит на диване.
— Крокодил живет в реках Африки.
..- Если сочетания слов, названные взрослым, реальны'(«бывает»), ребенок поднимает руки вверх (приседает, подпрыгивает и пр.), если они не реальны («не бывает»), ребенок стоит на месте.
— Синий помидор.
— Красное яблоко.
— Сладкая селедка.
— Квадратное яйцо.
— Твердая вода.
— Металлическая тарелка.
— Тяжелая сковородка.
— Пластмассовая кастрюля.
— Бумажная сковородка.
— Красный банан.
— Шоколадный медведь.
— Высокий жираф.
— Жидкая сосулька.
— Полосатый котенок.
— Мягкий утюг.
— Холодный суп.
— Глубокая лужа.
— Горячее мороженое.
— Соленый компот.
— Мелкая тарелка.
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на их изображения (Приложение 4).
1. а Ежик ползал на поляне,
Пудель лаял на диване,
Ну а ялик* в это время мирно
плавал в океане. б Ялик ползал по поляне, Ежик лаял на диване, Ну а пудель в это время мирно
плавал в океане. в Ялик лаял на диване, Пудель ползал на поляне, Ну а ежик в это время мирно
плавал в океане.
2. а Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке, Далматин же в это время громко
лаял у соседки. б Воробей дремал в беседке, Далматин сидел на ветке, Старичок же в это время громко
лаял у соседки. в Далматин дремал в беседке, Старичок сидел на ветке, Воробей же в это время громко
лаял у соседки.
Ребенок слушает каждую рифмовку и исправляет несоответствия в порядке называния предметов с опорой на их изображения. Показывать предметы, изображенные на картинке, ребенку следует только в том порядке, в котором они перечислены в рифмовке {Приложение 5).
1. Есть у Петеньки-Петюшки В доме разные игрушки: Робот, самолет, лиса. Грузовик без колеса.
2. С рынка Танечка пришла, В двух пакетах принесла: Апельсины, дыню, сыр. Ананас, морковь, кефир.
* Взрослый поясняет ребенку, что ялик — это широкая лодка с веслами. ** Взрослый поясняет ребенку, что далматин — это собака определенной породы.
3. Тянет скатерть пес за край. Мама! С пола собирай: Ластик, ручку, две конфеты, карандаш, лимон, котлеты.
4. В зимний холод нам нужны: Свитер, теплые гитаны, Шапка, шарф и сапоги. Куртка, варежки, носки.
Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет маленький объект, ребенок соединяет ладони вместе. Если названный объект большой, ребенок разводит руки в стороны.
Муравей | Компьютер |
Птица | Кухня |
Слон | Мел |
Бегемот | Ластик |
Булавка | Иголка |
Комната | Шкаф |
Капля | Пуговица |
Божья коровка | Конфета |
Дом | Дверь |
Гусеница | Кнопка |
Муха | Озеро |
Ванна | Изюм |
Бассейн | Море |
Пчела | Гараж |
Монета | И т. д. |
Абрикос Кокос Ананас Контрабас Креветки Ветки Салат Халат Супчик Чубчик |
Ребенок внимательно слушает название объекта. Если взрослый называет то, что можно есть, ребенок подносит обе руки ко рту. Если названный объект несъедобен, ребенок низко наклоняет голову вперед, а руки прячет за спину.
Мороженое
Пирожное
Сосулька
Рисунок
Бобы
Грибы
Крабы
Трубы
Курица
Улица
Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.
— Картошка. Ложка. Окрошка.
— Апельсин. Блин. Мандарин.
— Конфета. Котлета. Ракета.
— Миска. Сосиска, Ириска.
— Банан. Диван. Барабан.
— Мёд. Компот. Плот.
— Лимон. Вагон. Бульон.
— Сало. Залы. Хала.
— Пироги. Сапоги. Утюги.
— Калач. Кулич. Циркач.
— Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
— Пирожок. Творожок. Горшок.
— Пломбир. Кефир. Сыр.
— Суп. Зуб. Дуб.
— Салат. Халат. Мармелад.
— Жакет. Букет. Пакет.
— Кабачок. Крючок. Значок.
— Ананас. Квас. Контрабас.
— Торты. Шорты. Корты.
— Солянка. Полянка. Склянка.
— Булочка. Будочка. Дудочка.
Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку {Приложение 6). Вначале взрослый не произносит неверный вариант ответа (он дан в скобках). Затем неверный ответ в рифмовке взрослый предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.
Под землею не размокла Вся оранжевая ... {свекла?)
Когда последний луч потух
В лесу завыл большой ... {петух?)
Он зовется «царь зверей», Потому что ... {соловей?)
В огороде до сих пор Под землею ... {помидор?)
Серый шарик только тронь, Всех уколет тихий ... {конь?)
Покраснел он, наконец, Круглый мягкий ... {огурец?)
Друга лучше не найдешь, Лает громко верный ... {еж?)
Над трубою дым и пар,
Мчит по рельсам ... {самовар?)
Ребенок смотрит на сюжетную картинку {Приложения 7, 8) и определяет, относится ли к ее содержанию каждое услышанное предложение.
Приложение 7:
1. Среди обезьян есть очень маленькие, размером с нашу ладонь.
2. Мальчик пришел в зоопарк с мамой.
3. Обезьяны легко прыгают с дерева на дерево.
4. Мальчик любит мороженое в вафельном стаканчике.
5. Посетители зоопарка с улыбкой смотрят на мальчика.
6. Некоторые обезьяны имеют длинные хвосты.
7. Обезьяна удивленно смотрит на мальчика.
8. Мальчик дразнит обезьяну.
9. Детеныш обезьяны прижался к ней и испуганно смотрят на мальчика.
10. Обезьяны устраивают свое жилище на дереве.
11. Больше всего похожи на людей человекообразные обезьяны.
12. Обезьяны живут в Африке и Южной Америке.
13. Больше всего посетителей было на площадке молодняка.
14. Клетка с обезьянами была светлой и просторной.
15. Мама мальчика подошла к нему и тихо сказала что-то на ухо.
Приложение 8:
1. Сережа жил на пятом этаже кирпичного дома.
2. Первый раз Сережа съехал с горы на ледянке, а второй раз решил съехать на ногах.
3. Сережина мама работала в зоомагазине.
4. Дети залили во дворе горку.
5. Дети взяли лыжи и стали кататься вокруг домов.
6. Бабушка связала Лене варежки и шарф.
7. Сережа покачнулся и упал на ледяную дорожку.
8. Снег во дворе потемнел, кое-где виднелись проталины и первая травка.
9. Девочка, ехавшая позади Сережи, тоже упала на лед.
10. Мальчик любил кататься с горки на ногах.
11. У Сережи была собака Снежок.
12. Во дворе была большая песочница.
13. Посреди ледяной дорожки валялись чьи-то варежки.
Материал для создания фонематической готовности к вызыванию звука речи
Упражнения для развития фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков речи
Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен, добиваясь рифмы в стихотворении, назвать последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов. При затруднениях в выборе нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах. Олова, подходящие по рифме, которые в ходе выбора называет либо повторяет ребенок, содержат только звуки раннего онтогенеза. Труднопроизносимые звуки в этих словах не встречаются.
Съел Сережа на обед Целых пять больших ...
(сосисок, блинов, котлет)
Раскрывает Жаба рот, Громко песенку...
(кричит, поет, квакает)
Мне, Наташа, очень жаль, Что твой пес умчался...
(далеко, вдаль, прочь)
По дороге, в тучах пыли Пронеслись ...
(мотоциклы, кони, автомобили)
Смотрит слон — дорожный знак, Не поймет его ...
(совсем, никак, ничуть)
Стала Выпь с утра вопить: — Есть хочу! Хочу я...
(пить, танцевать, учиться)
На мяч набросился щенок. Схватил его и...
(наутек, убежал, разгрыз )
Курица кричит: «Бегу Перья гладить к...»
(утке, утюгу, подруге)
Стали громко петь Еноты Даже разучили ...
(слова, ноты, стихи)
Приготовлены постели Для Ежей у старой ...
(ели, липы, сосны)
Топором рублю дрова Трах полено! Стало ...
(три, два, пять)
Я надел большую шляпу, Чтоб похожим стать на ...
(Бармалея, папу. Боярского)
Подвернула я панаму Чтоб похожей стать на ... (маму, артистку, топ модель)
И птице, и рептилии Обидно без ...
(фамилии, паспорта, квартиры)
И встарь, и в наши времена Имеют люди ...
(документы, имена, оружие)
Эй, любезная Ворона! Отойдите от ...
(самолета, вагона, автомобиля)
В дальний путь берет верблюд Два горба готовых ...
(завтраков, блюд, обедов)
Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя.
— АУИО
— ИАУО
— УИОА
— ИЫОУ
— ЫОУИ
— ОАУИ
— ЭОУИА
— УЭОАЫ
— АЭУИО и т. п.
Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
ТУ- -КА- -по
КУ- -ты- -ПА
вы- -КА- -ТУ
хо- -НУ- -МЫ
ТУ- -БА- -ДО
ФЫ — МУ —ко
КУ- -ПА- -Ф0- -мы
МУ- -до- -НА- -ты
ДУ- -ХА- -мы- -ко
но- -ГУ- -ХА- БЫ
ПА- -ду- -БЫ- -МО
— НА —БО —МЫ —КУ
Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с оппозиционными по звонкости — глухости, легко произносимыми соглас-
ными звуками. | |
— ПА —Б0- | -пы |
— ГО —КУ- | -ГА |
— БУ — ПА- | -БО |
— ТО —ДУ- | -ТЫ |
— КУ —ГА- | -КО |
— ФО —БУ- | -ФЫ |
— ДЫ —ТУ- | -ДО |
— ВУ — ФЫ | — ВА |
Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков.
— ПТА —ПТО —ПТУ —ПТЫ
— ТКА —ТКО —ТКУ —ТКЫ
— ТМА —ТМО —ТМУ —ТМЫ
— ПНА —ПНО —ПНУ —ПНВ1
— ТФА —ТФО —ФТУ —ФТЫ
— ФКА —ФКО —КФУ —КФЫ
— МНА — МНО — НМУ — НМВ1
— ХТА —ХТО —ТХУ —ТХЫ
— КНУ —КНО —НКЫ —НКА
— ГДУ —ДГА —ГДЫ —ДГО
Ребенок внимательно слушает рифмовку-обманку и находит в ней «неправильное» слово. Затем с опорой на картинку заменяет его
« правильным », похожим по звуковому составу. (Приложение 9). Слова, которые называет ребенок, содержат только легко произносимые звуки раннего отногенеза. Трудно произносимые звуки в этих словах не встречаются.
Мы скатаем снежный ком
И построим куклам ТОМ. (ДОМ)
Говорит сосед — чудак:
Вырос в поле красный РАК. (МАК).
Отругала мама зайку:
Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ. (БУДКЕ)
Ребенок внимательно слушает рифмовки-перепутанки и заменяет перепутанные слова.
Два танкиста едут в ... БАНКЕ. Деньги сохранились в ... ТАНКЕ.
Жаркий наступил ... ПЕНЕК. Маша села на... ДЕНЕК.
У Тани голубые ...ЛАПКИ. Когтистые у кошки... ТАПКИ.
Заверну железный ... БИНТ. И куплю в аптеке ... БИНТ.
От конфет остались ... БАНТИКИ. Завяжу на платье ... ФАНТИКИ.
Полозку рядом с печкой ... КОЛЕНО. И помажу зеленкой ... ПОЛЕНО.
Я посуду мою ... в КОЙКЕ. Вечером читаю ... в МОЙКЕ.
Идут солдаты в прочных ... МАСКАХ. А все на карнавале ... в КАСКАХ.
Попал в тарелку черный ... ГОЛОС. Но тут раздался громкий ... ВОЛОС.
Съел я овощной ... ХАЛАТ. А потом надел ... САЛАТ.
Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку и добавляет подходящее слово, выбрав его среди названий картинок (Приложение 10). Сложность упражнения достигается за счет того, что слова близки по звуковому составу.
1. БИЛЕТ — БАЛЕТ — ПАКЕТ — БУКЕТ Я тебе задачу дам Все расставить по местам. В кассе я куплю ... И отправлюсь на ... У меня с собой ... В нем лежит большой ...
БУТОН — БАТОН — ПИТОН — БЕТОН
Я тебе задачу дам
Все расетавитв по местам.
В булочной куплю ...
В зоопарке жил ...
Распускается ...
Нужен для дорог ...
КАТОК — ПОТОК — МОТОК — ВЕНОК
Я тебе задачу дам
Все расетавитв по местам.
Что стащил игривый кот? ...
Таня девочкам плетет? ...
С гор спускается, течет? ...
Что за скользкий, ровный лед? ...
Вслед за взрослым ребенок произносит название всех картинок к упражнению. Затем показывает парами те картинки, названия которых звучат похоже (Приложение 11).
Винт — бинт — бант Утка — дудка — будка
2. Дата — вата — хата — мята
Отметка —-пипетка — конфетка — котлетка Калина — малина — Полина — Алина Мойка — майка —- койка — байка Ветка — клетка —- утка — дудка Аня — Маня — Ваня — Таня Гамаки — пеньки — венки — пауки Паук — индюк — венок — моток Маяк — бублик — лютик — веник Танки —- тапки — санки — банки Накидка — монетка — минутка — будка Падать — кидать — копать — ковать Вагон — лимон — батон — бетон Капкан — фонтан — баян — диван Том — дом — гном — бом Там — дам — вам — нам Клеенка — полянка — коленка — малинка
ПОЛЕНО — КОЛЕНО ОТМЕТКА— КОНФЕТКА БАТОН —ЛИМОН УТКА —ДУДКА БУКЕТ —ПАКЕТ
I,- Вслед за взрослым ребенок произносит 4 имени. Затем выбирает и называет одно имя, которое отличается по звучанию от остальных.
Ребенок самостоятельно называет три картинки в ряду, добиваясь того, чтобы все три
слова были максимально похожи по звучанию
(Приложение 12).
Майка — гайка — лайка.
Вагон — лимон — батон.
Каток — венок — моток.
Сом — ком — дом.
Отметка — пипетка — конфетка.
ВИТЯ — МИТЯ — КАТЯ — ПОЛИНА ПОЛИНА — АЛИНА — АДА — ГАЛИНА ВИКА — ДИАНА — ТАТЬЯНА — УЛЬЯНА ИННА — ТИНА — ЛЮБОВЬ — ДИНА ТАНЯ -- ОЛЯ — ВАНЯ — МАНЯ ИННА — ЛИНА — ТАНЯ — ДИНА КОЛЯ — ДИМА— ТОЛЯ — ПОЛЯ
Вслед за взрослым ребенок произносит но 3—4 похожих по звучанию слова. Значение незнакомых слов уточняется до их воспроизведения. При повторении слов, близких по звуковому составу, логопед обращает внимание на громкость и четкость речи ребенка. Такой подход способствует созданию не только фонематической, но и артикуляторной готовности к вызыванию звуков.
1. Ком — дом —том
Пакет — макет -— букет Буквы — клюква — тыква Банан — диван — капкан Пипетка — ветка — клетка Окно -— кино — давно Удод — капот — компот Минута — монета — конфета Бетон — батон — бутон
Ребенок слушает каждое произнесенное взрослым слово. Затем повторяет его и показывает ряд предметов, названия которых соответствуют по звучанию услышанному слову (используются картинки Приложения 12).
САЙКА ЗНАТОК БЕТОН ТОМ МОНЕТКА |
ЗАЙКА
БУТОН
ПОТОК
ГНОМ
КОТЛЕТКА
Ребенок внимательно слушает незаконченную рифмовку. Он должен самостоятельно подобрать картинку (Приложение 13) и назвать последнее слово так, чтобы оно рифмовалось с выделенным словом.
На полянке обезьяны Начинают есть ... (бананы)
Я для птичек на балкон Вынес булку и ... (батон)
Распевает соловей
Свой мотив среди ... (ветвей)
И про солнце, и про май Распевает ... (попугай)
Под окном растет жасмин, Очень жаль, что он ... (один)
Дерево с большим дуплом. Белка здесь устроит ... (дом)
Я для мамы два букета Вынимаю из ... (пакета)
Сам себе построил дом Бородатый, добрый ... (гном)
В теплой солнечной долине Поспевают быстро ... (дыни)
Расшалились тараканы Заползают под ... (диваны)
По полям, лесам, болотам Мы шагаем к ... (бегемотам)
Воробей летит к нам с неба, Видно, просит корку ... (хлеба)
Вслед за взрослым ребенок точно повторяет рифмонки-трудноговорки. Звуки, из которых состоят все слова рифмовок, легко-произносимые (так называемые звуки раннего онтогенеза). Они, как правило, произносятся детьми правильно, но недостаточно отчетливо. Трудность воспроизведения рифмовок заключается для ребенка не в звуках, а в различных комбинациях слов, подобных, близких по звуковому составу. Несмотря на трудности фонематического восприятия рифмовок при определенной тренировке ребенок сможет воспроизвести их фонетически точно даже при сложной патологии звук о произношения.
Если при повторении рифмовок-трудного-ворок логопед дополнительно обратит внимание на громкость и четкость речи ребенка, такое упражнение будет способствовать созданию не только фонематической, но и артикулятор-ной готовности к вызыванию звуков.
• Будет бык, копыта будут. Бык тупогуб, не дуй-ка губ.
• Битком набиты кибитки Никиты.
• В доме енота вновь ходит кто-то. Вновь ходит кто-то в доме енота.
• Вика видит Нику, Ника видит Вику.
• Вова Панин бывает в бане. Вновь в бане Вова Панин.
• Дед Демид на Димку глядит. На Димку глядит дед Демид.
• Дом у дуба, у дуба Люба. Нам глядеть на Любу любо.
• Дядя Тихон ходит тихо. Тихо ходит дядя Тихон.
• Едут медведи на мопеде, на мопеде едут медведи.
• Купи-ка вмиг кипу пик. Ника, кипу пик купи-ка.
• На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
• Наука не мука. Но пет муки — нет и науки!
• На мели мы видели налима. А налим, видно, глядит мимо.
• Дед Михай, папахой не махай! Папахой не махай, мух не пугай!
• Не тут, а там топает гиппопотам. Топает гиппопотам не тут, а там.
• Намылили Ваню в бане, намыли Маню в ванне.
• От тополя, от тополя много пуха по полю.
• Одна беда не бедна, а и бедна так одна.
• Мы дали дыню Дане. Отдай, Даня, дыню Тане.
• Вдаль от топота копыт пыль по полю полетит. Пыль по полю полетит вдаль от топота копыт.
• Пете дали пятак на табак. Нет ни пятака, ни табака.
• Покупая попугая, не пугайте попугая. Попугая покупая, покупайте попугая.
• Попугай, попугай, ты меня не пугай. Ты, попугай, кота напугай!
• Пять утят, пять опят, у Вити утята, у Пети опята.
• У Бобы были бобы, у бабы были дубы.
• Утоп Потап в пальто до пят. В пальто до пят утоп Потап.
Материал для составления упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи среди прочих звуков
С целью повышения уровня фонематического восприятия необходимо развивать у детей способность отличать вызываемый звук от прочих звуков речи (Р. Е. Левина, 1968). Опыт свидетельствует, что для создания фонематической готовности к вызыванию звука (например, ш) его следует стойко выделять среди звуков:
• далеких по артикуляции и звучанию (а, у, о, и, б, ж)
• близких по артикуляции и звучанию (ф, т, х, с, ц, ч, щ).
• вариантов искаженного произношения (ш межзубного, ш бокового, ш носового, ш губно-зубного).
В ходе упражнений воспрятие фонем заостряется вплоть до различения их тончайших нюансов. Более легким вариантом является реакция ребенка на звук, правильно или
.-Ш02
неправильно произносимый взрослым в начале слов (санки, фанки, шапки, ханки). Более сложный вариант — выделение определенного звука в ряду прочих звуков речи. Выделение определенного звука в ряду других звуков, даже близких по звучанию и артикуляции, не является дифференциацией на слух. Под дифференциацией на слух понимается реакция ребенка на пару звуков. Этап дифференциации
звуков проводится после автоматизации пары звуков, в случаях их смешения в произношении. В данном случае ребенок выделяет только тот звук, который логопеду предстоит вызывать.
Проведению упражнений по созданию у детей фонематической готовности к вызыванию определенного звука речи помогут таблица для составления упражнений и их примеры.
Примеры упражнений для выделения на слух вызываемого звука ЛЬ среди прочих звуков речи {в потоке или начале слов) *
1. Ребенок внимательно слушает звук
ль который взрослый произносит длитель
но, многократно, громко, с четкой артикуля
цией. Затем взрослый предлагает ребенку под
нять правую руку вверх, когда он услышит этот
звук, а на другие звуки не реагировать. Логопед
может воспроизводить любые искажения зву
ка ль: его боковой, межзубный вариант и пр.
Важно, чтобы в длинном звуковом ряду ребе
нок уверенно реагировал на каждое правиль
ное произнесение взрослым звука ль.
ЛЬ
Примерный звуковой ряд:
— М —Н—ЛЬ—А—У —О—ЛЬ—В—3—ЛЬ — ВЬ—МЬ—ЛЬ —X—НЬ —БЬ —ЗЬ и пр.
2. Ребенок смотрит на картинку с изобра
жением ЛЕНТЫ или ЛИМОНА и внимательно
слушает ее название, произносимое взрослым.
Если картинка будет названа верно, ребенку сле-
дует сказать да, неверно — нет. Таким же образом ребенок реагирует на произношение взрослым других слов со звуком ль в начале.
ЛЕНТА
Примерный ряд произносимых взрослым слов:
ента, вента, лента, лэнта, рента, рэнта, лента, жента, нента, лента, жента, дента, гепта, лента, йента и пр.
ЛИМОН
Примерный ряд произносимых взрослым слов:
цмон, лимон, вимон, зимон, лимон, химон, римон, жимон, лимон, штмон, лимон, этимон, димон, лимон, ттгимон, гимон, лимон и пр.
Улавливать неточность произнесения звука ребенку помогает прочное знание его артикуляции. Упражнения по выделению на слух вызываемого звука речи среди других звуков продолжаются до выработки стойкой, четкой реакции ребенка на каждый случай правильного его употребления.
* Используя таблицу, логопед со став л лет аналогичные упразднения для выделения на слух любого вызываемого звука среди всех указанных звуков речи.
3*
Методические рекомендации к объяснению детям артикуляции звуков речи с помощью сказочных историй
Прежде чем вызвать у ребенка требуемый звук речи, следует объяснить его артикуляцию. Поясним это на примере.
Для правильного произнесения звука сребенку следует выполнить следующие артикуляционные движения:
— спинка языка выгибается вверх;
— боковые края языка примыкают к верхним коренным зубам.;
— посередине языка образуется желобок;
— зубы сближаются на расстояние около 2 мм;
— губы принимают положение, характерное для следующего гласного звука;
— кончик языка упирается в нижние резцы;
— сильная струя, выдыхаемого воздуха направляется по желобку на спинке и кончике языка к нижним резцам.
Для получения чистого устойчивого звука недостаточно единичного выполнения подобных движений. Дошкольнику важно четко представлятьи легко воспроизводитьэти артикуляционные движения и позы, чтобы сознательно контролировать их правильность. Это особенно важно в период вызывания и первичного закрепления звука.
Очевидно, что усвоение столь непривычного и объемного набора сведений затруднительно для ребенка. Подобная информация ему не слишком интересна. Б то же время без знаний о правильном артикулировании звука нельзя исправить недостатки его произношения.
Опыт показывает, что артикуляцию вызываемых звуков речи лучше всего объяснять детям при помощи близких и понятных им ска-
зочных образов. Использование сказочных историй для объяснения артикуляции основных согласных звуков речи усиливает интерес детей к логопедическим занятиям, вызывает у них яркую эмоциональную реакцию, способствует совершенствованию фонематических представлений, позволяет осознанно и, следовательно, более точно артикулировать звуки речи, сокращает сроки коррекции недостатков звукопро-изношения.
Конфликтный характер предлагаемых сказок, безусловно, вызовет интерес к ним у любого ребенка. Главным героем сказочных историй является Ветерок (выдыхаемый воздух). Это не случайно. Именно воздушная струя выполняет основную роль в образовании звуков речи, попадая в ротовую полость и затем преодолевая здесь разнообразные преграды в виде смычек и щелей. Эти смычки и щели образуются посредством приближения подвижных органов артикуляции (языка, нижней челюсти, губ) к неподвиягаым (зубам, твердому нёбу).
Самыми активными органами артикуляции являются язык и губы. Еще одну преграду при движении воздуха в ротовой полости создают зубы. Именно поэтому противниками Ветерка в сказках выступают стражники сказочной пещеры (ротовой полости), Губы, Язык и Зубы.
Каждая из сказочных историй в игровой форме объясняет детям артикуляцию определенного звука речи. Такой подход существенно повышает результативность коррекции недостатков звукопроизношения удетей, так как позиция органов артикуляции, уточняемая с помощью ска-
зочиых образов, ярче воспринимается детьми, легче запоминается и быстрее воспроизводится.
Если сразу после уточнения описанных в сказке артикуляционных движений ребенок самостоятельно и точно их повторяет, можно говорить об артикуляционной готовностик вызыванию определенного звука речи, причем такая готовность окажется не сиюминутной, случайной, а осознанной, что особенно валено при коррекционном обучении.
Исправлением дефектов звукопройзношения у детей должны заниматься специалисты-логопеды. Только профессионал может уловить все нюансы искажения звука, а затем четко, кратко, понятно объяснить суть исправления неточности. Б то же время подготовительную работу: проведение артикуляционной гимнастики, а также объяснение детям артикуляции определенных звуков речи в доступной форме могут осуществлять взрослые, находящиеся рядом с ребенком и, как правило, не имеющие специальной подготовки (воспитатели и родители). Закрепление в домашних условиях занятий логопеда существенно ускоряет появление в речи ребенка чистых, четких звуков взамен дефектных.
С помощью сказок можно объяснять детям артикулирование не только труднопроизносимых звуков (свистящих, шипящих, сонорных) речи, которые чаще всего подвергаются искажению, но и некоторых ле.гкопроигносимых звуков (ж, н,в,ф и др.). Именно эти звуки, так называемые звуки раннего онтогенеза, зачастую произносятся дошкольниками правильно, по недостаточно отчетливо. Особенно это касается детей, имеющих общее недоразвитие речи, страдающих алалией, афазией, дизартрией, ри-нолалией, а также нарушениями интеллектуального развития.
Всего в пособии 20 сказочных историй об основных изучаемых с детьми на логопедических занятиях в детском саду согласных звуках речи.
Изучать истории следует по одной на занятии, не более, в определенной последовательности по мере нарастания сложности произношения соответствующих звуков (именно так рас-пололсены все тексты в пособии).
Для занятий потребуется зеркало, в котором отразятся лица и взрослого, и ребенка.
Во время рассказывания всех сказок взрослый с ребенком сидят перед зеркалом и, глядя в него, совместно выполняют указанные действия и артикуляционные движения.
Во время чтения ребенку сказочных историй от взрослого потребуются эмоциональность, воображение, фантазия, артистичность. Необходимо помочь ребенку представить, как Ветерок оказался запертым в пасти сказочного Дракона и с какими препятствиями он встретился на пути к свободе. Взрослому предстоит вместе с ребенком проделать указанные в тексте движения, добиваясь их четкости, точности, устойчивости, силы.
Зрительный контроль позволит малышу ориентироваться на образец — движения взрослого и, подражая им, уточнить собственные.
Зачастую логопеду удается сразу же, в момент знакомства с очередной историей, добиться окончательной цели, т. е. получить у ребенка чистый, устойчивый звук речи. Если в ходе занятий некоторые артикуляционные движения и позы (подъем языка к верхним зубам, удержание его кончика за нижними зубами и пр.) даются ребенку с трудом, следует дополнительно прибегнуть к артикуляционной гимнастике.
Объяснение артикуляции звуков с помощью Ветерок и Дракон
сказочных историй
Текст сказки для чтения ребенку взрослым
Действия, выполняемые ребенком по просьбе взрослого
В одной сказочной стране жил-был гордый Ветерок.
Больше всего он любил свободу. Летал Ветерок где хотел, никого не боялся и никому не подчинялся!
Подуть на полоску бумаги, изображая
Ветерок.
Рассмотреть рисунок Ветерка
(Приложение 14).
21
Узнал об этом правитель страны злой Открыть рот и рассмотреть его полость.
Дракон, разозлился и запер Ветерка в своей огромной иасти, будто в темной и сырой пещере.
Выбраться из плена Ветерку было очень Рот закрыть, зубы и губы сомкнуть,
трудно.
Охраняли пленника Губы. Вытянуть губы вперед, затем разомкнуть
и сомкнуть их.
Охраняли пленника Зубы. Обнажить зубы, постучать ими.
Охранял пленника Язык. Высунуть язык, покачать им из стороны
в сторону.
Грозные стражники пещеры Губы, Зубы Рассказать, какие у Дракона Зубы, Губы,
и Язык не позволяли Ветерку выбраться Язык.
на волю, не выпускали его.
А гордый Ветерок так мечтал о свободе! Дотронуться рукой до каждой голо-
Вот и стал он готовиться к побегу. вы Дракона на рисунке (Приложение 14).
Представить, что у тебя во рту спрятан гордый Ветерок. А твои зубы, губы, язык—его стражники.
Рот закрыть, зубы и губы сомкнуть.
Объяснение артикуляции звука м
Текст сказки для чтения ребенку взрослым Действия, выполняемые ребенком
по просьбе взрослого *
Ветерок пытается вырваться из пле- Зубы сжать, губы сомкнуть,
на. Путь ему преграждают надежные стражники пещеры — Зубы и Губы. Они не выпускают Ветерка на волю.
Но вдруг вверху темной пещеры ловкий Подышать носом с закрытым ртом.
Ветерок находит тайный тоннель. С силой выдохнуть воздух через нос.
* Если ребенок еще не может правильно произнести звук, о котором говорится в сказке, его произносит только взрослый. Следует помнить, что обучающая цель каждой сказки — подготовка к вызыванию определенного звука речи.
Движется Ветерок по этому тоннелю навстречу еще одному стражнику—Носу. Нос, как только замечает Ветерка, объявляет тревогу. Нос начинает сильно гудеть. Он гудит для того, чтобы уши Дракона его услышали!
Приложить ладонь к носу и губам, почувствовать, как они гудят.
Губы тоже гудят, что есть силы. Гудят Губы, и Нос гудит.
Хорошо, что Ветерку удается-таки вырваться на свободу!
Громко, отчетливо, длительно, многократно произнести звук т.