Общая характеристика памяти человека. Виды и процессы памяти(42).
Виды памяти: ПАМЯТЬ — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. В различных формах память встречается на всех уровнях жизни и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. В последнее время фронт этих исследований расширился в связи с появлением машинных средств накопления и поиска данных.
Основной функцией долговременной памяти является предвосхищение, т.е. направленность на будущие события высокой вероятности и перенос благоприятных реакций на один и тот же стимул из прошлого в будущее.
Функция кратковременной памяти - первичная ориентировка в окружающей среде. Она может давать материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизировать старые мнемические следы с другой.
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в долговременную память лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Учитывая громадный объем хранящихся в П. д. сведений, легко понять, что успешный поиск информации возможен здесь лишь при условии высокой степени ее организации.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ—подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в П. к. считается обращение на него внимания. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне П. к., хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память. Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации — переходом от разрозненных букв к словам, от слов к предложениям и т. п.). В отличие от долговременной памяти, в П. к. может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7±2 единиц материала.
Современные исследования показывают, однако, что ограничения кратковременной памяти не служат препятствием при запоминании больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и т. п.). Синонимы кратковременной памяти—“оперативная” память и “рабочая” память.
ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ (от лат, sensus — чувство, ощущение) — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида стимулов различают память иконическую (зрение), память эхоическую (слух) и другие виды сенсорной памяти.
Процессы памяти.
I)Процесс запоминания:
1) Сетевая модель- образование новых участков сети; эффективное запоминание- а) повторение; б) установление связей;
2) Прототипические модели- здесь запоминание как соотнесение с какой то схемой; трудно запомнить потому что: а) нет близкой модели; б) много похожих моделей;
II) Сохранение и забывание:
1) Сетевые модели- основная проблема это недостаточная актуализация, т.е степень возбуждения сети ограниченно(например небольшая мотивация); затухание следа памяти;
2) Прототипическая модель- интерференция и затухание. Главное это интерференция, т.е невозможность отдиффиренциировать эту инфу от другой, т.е инфа теряется среди однотипной и с другой стороны, затухание – временное ограничение. Эврика приходит позже.
III) Рекомендации чтобы не забыть:
1)Сетевые модели- надо повторять;
2) Протипические модели- не надо запоминать новую инфу;
IV) Воспроизведение и узнавание:
1) Сетевые модели- а) узнавание как просто актуализация следа в нужной ситуации; б) воспроизведение как актуализация некоего участка, либо прямой путь. Но чаще- это «протоптанные» связи, т.е воспроизведение сначала главного а потом частного; в) актуализация окутными путями, которые всё таки контактируют с нужным нам участком;
2) Протипические модели- а) поиск опорной сцены, ключевой категории откуда происходит поиск конкретной инфы; б) возможны обходные пути, но это пути от локальных к общему, или движение по принципу контраста
В.Я. Ляудис выделяет четыре операции мнемического действия:
1.Ориентировка в запоминаемом материале, категоризация и установление его состава и структуры.
2.Поиск и выделение соответствующего материалу способа группировки.
3.Группировка элементов, перестройка материала на основе внутригрупповых связей, которые были установлены предшествующими операциями.
4.Установление межгрупповых связей. Последняя операция завершает систематизацию предъявляемого материала и приводит к построению мнемосхемы (схема, воспроизводящая состав в категориях материала и его структуру).
46. Образная долговременная память: организация и соотношение с вербальной памятью(48).
На этот счет существует 2 подхода-антагониста.
1. Теория радикальных образов (Кослин). Образы - картинки, которые не опираются на сенсорную информацию.
2. Пропозициональный подход. Перцептивный образ - некий аналог высказывания, аналог текста. В качестве элементов в образе выступают элементарные перцептивные признаки (аналог слов). признаки также имеют свою семантику, это тоже язык, но язык образов.
Образная и вербальная память имеют общую основу. (не знаю, сюда ли отнести теорию двойного кодирования)
Сравнение вербальной и зрительной обработки.
Эксперименты Санты с фигурками и текстом, где предъявлялись три объекта, один выше и два ниже. Это значит, что вербальная и зрительная информация по-разному обрабатывается, зрительная пространственно, вербальная линейно.
Характер репрезентаций знаний.
Эксперимент Шепарда с вращением объемных фигур. Эксперимент с обезьянкой, поворачивающей ручку. Говорят о том, что мы вращаем предметы "в уме". Косслин утверждал, что умственный образ должен пройти промежуточные положения, потому что наши конечности должны пройти их при обращении с предметами.
Сканирование образа.
Если людям надо одновременно обрабатывать несколько образов в своем окружении, то сканирование зрительного образа ухудшается.
Сравнение зрительных параметров.
Также как с изображениями, испытуемые испытывают большие затруднения в оценке отсительного размера двух близких по размеру образов.
Два типа воображения.
Пространственные и зрительные образы. Пространственные не привязаны к зрительной модальности, могут быть и слуховыми и осязательными, а зрительные образы имеют уникальные модальности - цвет, размер, форма и т.д.
Иерархическая структура образов.
Сложные образы со
стоят из частей, которые состоят в иерархии.
Когнитивные карты.
С опытом репрезентации нашей окружающей среды типа карт маршрута развиваются в репрезентации типа топографических карт.
Перевод слов в образы. Мы можем преобразовывать вербальные описания в когнитивные карты нашего окружения.
После обработки лингвистического сообщения люди обычно помнят только значение, а не его точную формулировку. Тоже и с изображениями.
Память на детали отмечается непосредственно после предъявления материала, но быстро утрачивается и остается только память на значение.
Менее значимый материал легче запомнить, если он преобразован в более значимый.
47. Кратковременная память: организация, свойства, факторы влияющие на продуктивность.(46)
подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Необходимым условием перевода материала из памяти сенсорной в П. к. считается обращение на него внимания. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, протекающие обычно в форме скрытого проговаривания. Выделяют два вида повторения. В первом случае оно носит относительно механический характер и не приводит к каким-либо заметным преобразованиям материала. Этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне П. к., хотя недостаточен для ее перевода в долговременную память.
Теория кратковременной памяти: Инфо из окруж. среды удерживается в сенсорных хранилищах (иконическая и эхоическая память), из которых она теряется, если не обращать на нее внимания. Инфо, на которую обращено внимание, переходит в промежуточную КВП, где она должна повторяться прежде чем перейти в относительно постоянную ДВП. КВП имеет ограниченные способности удержания инфо, это определяется объемом памяти - число элементов, которое человек может воспроизвести сразу после предъявления материала.
Долговременное запоминание становится возможным только при втором виде повторения, сопровождающемся включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации — переходом от разрозненных букв к словам, от слов к предложениям и т. п.). В отличие от долговременной памяти, в П. к. может храниться лишь очень ограниченное количество информации — не более 7±2 единиц материала.
Современные исследования показывают, однако, что ограничения кратковременной памяти не служат препятствием при запоминании больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и т. п.). Синонимы кратковременной памяти—“оперативная” память и “рабочая” память.
Теория кратковременной памяти предполагает, что информация, на которую обращено внимание, переходит в промежуточную КП, где многократно повторяется и затем переходит в ДП. КП имеет огрниченные возможности удержания элементов. Количество этих элементов зависит от объема КП(как правило, около 7 элементов). Согласно теории Бадели, объем КП зависит от скорости, с которо ймы можем повторять информацию ( пример с короткими и длинными словами)Бадели предположл существование артикуляционной петли. Критическим фактором является то, как долго мы произносим слово. Н ряду с арт. петлей существует также пространственный блокнот (как если бы ты, умножая большие числа в уме, представляла себе запись этого умножения столбиком). Пространственным блокнотом и арт.петлей управляет центральный администратор. Важнейшее различие между КП и арт.петлей в том, что информация не должна задерживаться в арт.петле,чтобы перейти в ДП
Факторы, улучшающие непроизвольное(1,2) и произвольное запоминание:
1. Важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше, чем в том случае, когда включается в условия, способы достижения этой цели (эксперимент со школьниками и студентами, первые лучше запомнили, т.к. для них счет еще не стал навыком и является для них содержательным и целенаправленным действием).
2. непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним(лучше запоминается текст средней сложности и тот, к которому попросили составить план).
3. С увеличением объема материала, подлежащего запоминанию, абсолютный объем воспроизведенного материала возрастает. При этом увеличивается не только общее время запоминания всего ряда, но и время, затрачиваемое в среднем на один элемент ряда; иначе говоря, сокращается скорость запоминания.
4. На продуктивность произвольного запоминания влияет осмысленность материала: осмысленный материал запоминается быстрее, чем бессмысленный.
5.концентрированность. для заучивания более целесообразным является распределение повторений по времени, чем их концентрация(слоги. Когда повторения распределялись в течение нескольких дней, требовалось меньше повторений для достижения критерия полного воспроизведения, чем в тех случаях, когда повторения следовали непосредственно одно за другим.)
6. Заучивание целеком и по частям. При заучивании в целом требуется значительно большая затрата времени и сил, до того как проявятся результаты заучивания. Наличие промежуточных целей и удовлетворение, получаемое при их достижении положительные моменты при заучивании по частям. Чем выше связность, осмысленность материала, тем больше проявляются преимущества целостного метода.
7. Объем. К. Ховланд высказал предположение, что есть некоторый максимальный объем, который может быть воспринят как единое целое, и минимальный объем, за пределами которого дальнейшее дробление на части уже не дает преимущества; это положение получило экспериментальное подтверждение.
8.зависимость продуктивности запоминания от личностных особенностей (в исследовании X. Джека и Дж. Джона(1977) установлено влияние на продуктивность запоминания тревожности как свойства личности: у испытуемых, получивших более высокие оценки проявления тревожности, как постоянного показателя, объем памяти оказался выше; тревожность как временное состояние ухудшает мнемическую деятельность )
48. Образная долговременная память: свидетельства сходства мысленных и перцептивных образов(47).
Свидетельства сходства мысленных и перцептивных образов. Было доказано, что между процессами оперирования умственными образами и восприятием очень большое сходство. Значит, многие механизмы перцепции могут иметь место и в оперировании ментальными образами. Эксперименты Шепарда с мысл. вращением фигур и Кослина с помещением тигра в квадрат подтверждают это.
Мойер: чем большее схожи реальные размеры представляемых объектов в реальности, тем сложнее сравнивать их образы по размеру. Это говорит о том, что мыслительный образ зависит от перыептивного.
Мойер. Эксперименты с образами животных разных размеров. Уоллес. Две линии и буква А, верхняя линия казалась больше даже когда убиралась буква А и предлагалось наложить перевернутую букву А.
Зрительные образы имеют много общих свойств со зрительным восприятием, но реинтерпритировать зрительные образы не так легко, как фактическое изображение. Например, образ фигуры утка-кролик может быть реинтерпритирована, если сказать как именно это сделать.
49. Вербальная семантическая память: организация, сетевые модели(50)
Репрезентация вербальной инфо.
Последовательно упорядоченная инфо репрезентируется таким образом, что инфо о первых элементах наиболее доступна и мы можем последовательно перебирать инфо.
Длинные последовательности разбиваются на иерархию меньших последовательностей.
После обработки лингвистического сообщения люди обычно помнят только значение, а не его точную формулировку. Тоже и с изображениями.
Память на детали отмечается непосредственно после предъявления материала, но быстро утрачивается и остается только память на значение.
Менее значимый материал легче запомнить, если он преобразован в более значимый.
Пропозиционные репрезентации.
Пропозиция - самая маленькая единица знания. В памяти сохраняется значение простых утверждений, но не сохраняется никакой инфо о их формудировке. Каждое суждение представляется Киншем как список, содержащий отношение, после которого идет список аргументов.
Пропозициональные сети.
Пропозиции, отношения и аргументы называются узлами сети, а стрелки - связями, соединяющими узлы.
Схемы.
Схемы - категориальное знание согласно слотовой структуре, где слоты определяют значения, которые члены категории имеют по различным признакам. Каждая пара "
слот-значение" определяет типичную особенность. Есть типичные значения. Схемы - это абстракции.
Сетевые модели описывают долговременную память как обширную сеть связанных между собой понятий, которая обладает максимальной упорядоченностью и компактностью.
Тульвинг выделил два вида хранилища: семантическая и эпизодическая память. В семантической памяти содержится вся информация, необходимая для того, чтобы пользоваться речью(слова, их символические репрезентации, правила манипуляции с ними). В эпизодической памяти, наоборот, сведения и события привязаны применительно к времени и/или месту их получения.
Сетевые модели описывают долговременную память как обширную сеть связанных между собой понятий, которая обладает максимальной упорядоченностью и компактностью.
Теории памяти (49).
1. Психические теории:
Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения материала определяется тем, какое место он занимает в деятельности субъекта. Характеристики этих связей, например, их прочность и лабильность(подвижность, оперативность), определяются тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей.
2. Нейрофизиологические теории:
Учение об образовании условных временных связей это теория механизмов формирования индивидуального опыта субъекта, т.е. собственно теория запоминания на физиологическом уровне. Условный рефлекс как акт образования связи между новым и уже ранее закрепленным содержанием и составляет физиологическую основу акта запоминания.
3. Биохимические теории:
В основе механизмов памяти лежат химические изменения, происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей. Дезоксирибонуклеиновая кислота(ДНК) считается носителем генетической, наследственной памяти; рибонуклеиновая кислота(РНК) основой онтогенетической, индивидуальной памяти.
Для того чтобы тот или иной материал в памяти закрепился, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Такая переработка требует определенного времени, которое называется временем консолидации следов. Возбуждение, приходящее в мозг от органов чувств, в течение некоторого времени циркулирует по замкнутым цепям нейронов, называемым кругами реверберации. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что произошедшего события. Эти процессы стали рассматривать в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти.
Теория двойного кодирования. Паивио. Имеются отдельные репрезентации для вербальной и зрительной информации. Лучше когда и там и там.
Теория кратковременной памяти: Инфо из окруж. среды удерживается в сенсорных хранилищах (иконическая и эхоическая память), из которых она теряется, если не обращать на нее внимания. Инфо, на которую обращено внимание, переходит в промежуточную КВП, где она должна повторяться прежде чем перейти в относительно постоянную ДВП. КВП имеет ограниченные способности удержания инфо, это определяется объемом памяти - число элементов, которое человек может воспроизвести сразу после предъявления материала.
Теория глубинной обработки: повторение улучшает память только если материал повторяется глубоко и осмысленно. Пассивное повторение не приводит к улучшению памяти. Крейк и Локхарт.
Это значит, что может и не быть КВП, а мы обрабатываем инфо способом, который способствует появлению дл/вр следа памяти.
Повторение и оперативная память.
Баддели. Объем памяти зависит от скорости, с которой мы можем повторять инфо. Артикуляторная петля - удерживает инфо, которое мы можем повторять в течении фиксированного отрезка времени. Вспомогательная система для хранения д
оступной инфо, инфо не должна там задерживать для перехода в ДВП. Зрительно-пространственный блокнот - для повторения образов. Центральный администратор - управляет системами, помещает или извлекает инфо в них, переводит инфо из одной в другую. Нуждается в собственном временном хранилище, чтобы принимать решение об управлении системами.