ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. В учебном процессе используются педагогические технологии, системно ориентированные на достижение целей изучения дисциплины
В учебном процессе используются педагогические технологии, системно ориентированные на достижение целей изучения дисциплины. Формами организации учебного процесса являются аудиторные лекционные и практические занятия, а также внеаудиторная самостоятельная работа магистрантов. В процессе изучения дисциплины используются активные и интерактивные методы обучения, а именно:
1. Проблемный метод обучения. На этом занятии новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания магистрантов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается в процессе поиска ее решения.
2. Обзорный метод изложения новых знаний — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления представляемой преподавателем новой информации в контексте ее внутрипредметных и межпредметных связей, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, системообразующим элементом излагаемых теоретических положений является научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
3. Метод визуализации учебного материала представляет собой визуальный способ представления теоретического и/или практического материала мультимедийными средствами обучения. В зависимости от формы визуализации, различают презентации, обучающие фильмы или видеотренинги.
4. Метод запланированных ошибок состоит в том, чтобы допустить во время изложения материала определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Задача магистрантов заключается в оперативном анализе предлагаемого им материала и выделении допущенных преподавателем ошибок. В заключении магистрантами и/или преподавателем обсуждаются найденные неточности. С помощью разработанной системы ошибок преподаватель может получить представление о трудностях овладения материалом. Данный метод лучше всего проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у магистрантов сформированы основные понятия и представления.
5. Дискуссия. Этот метод предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество дискуссии состоит в том, что она позволяет привлекать внимание магистрантов к наиболее важным вопросам рассматриваемой темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей аудитории.
6. Исследовательский метод – предполагает получение (вывод) новых знаний (соотношений) из уже имеющихся путем логически верных преобразований, гарантирующих получение истинных знаний в той мере, в какой можно гарантировать истинность исходных постулатов.
7. Метод разбора конкретных ситуаций. Данный метод по форме похож на дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Ее изложение должно быть кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Магистранты анализируют, предлагают собственное решение проблемы и обсуждают их всей аудиторией.
8. Метод выполнения типового задания.Данный метод обучения направлен на формирование у магистрантов определенных навыков выполнения тех или иных действий. При этом информация из категории «знать» переходят в категорию «владеть» при многократном повторении определенных действий.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИП-ЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬ-НОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
Тематика рефератов
1.Роль и место организационного поведения в процессах, протекающих в организации.
2. Типологии личности и их роль в понимании, предвидении и управлении организационным поведением.
3. Мотивы поведения и деятельности. Необходимость изучения психологии мотивационной сферы в управленческих функциях.
4. Профессиональная и социальная мотивация в деятельности менеджера.
5. Хотторнские эксперименты и их вклад в учение о неформальных группах на производстве.
6. Критерии адаптации персонала.
7. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты и способы их разрешения.
8. Формализация организационных процессов: методы разработки основных документов организации, регулирующих поведение.
9. Личность и поведение в бюрократической организации: сильные и слабые стороны бюрократии.
10. Особенности материального и нематериального стимулирования труда.
11. Работа менеджера с неформальными группами.
12. Стилевые характеристики поведения менеджера.
13. Формальные коммуникации в организации: цели и возможности формализации делового общения.
14. Социальная политика организации.
15. Кадровая политика организации.
16. Этический кодекс организации.
17. Организационное поведение на разных стадиях жизненного цикла организации.
18. Управление карьерой сотрудников в организациях с развитой корпоративной культурой.
Кейс
Чтение кейса магистрантам целесообразно проводить в несколько этапов. При первом прочтении кейса важно разобраться в структуре и логике конкретной ситуации, что впоследствии помогает возвращаться к тексту за разъяснением и ссылками. Второе чтение кейса должно быть более внимательным, поскольку на этом этапе начинается непосредственно анализ проблематики конкретной управленческой ситуации. Второе чтение помогает магистрантам обеспечить обоснованность предполагаемого решения, т. е. того, что будет оцениваться преподавателем. Для этого ему необходимо выстроить цепочку доказательств из фактов и последовательности событий. При этом творческое использование простых методов количественного анализа для обеспечения качества своей позиции является наиболее ценным навыком, который магистрант может приобрести.
Конкретная ситуация «Грезы и слезы Ранеток».
Компания Megaliner Records — один из ведущих музыкальных лейблов на российском рынке, занимается покупкой и записью музыкальных произведений, их дистрибуцией и продвижением на рынке. «Как и многие музыкальные компании на Западе, мы предоставляем полный цикл услуг по управлению правами исполнителей. Это организация концертной деятельности, съемки в кино и рекламе, лицензирование»,— поясняет генеральный директор Megaliner Records Антон Гришин. Megaliner Records постоянно ищет для себя новые направления. В 2008 году компания уже обращалась в «Банк решений» с вопросом о том, как наладить работу в сфере b2b и продвигать промодиски среди корпоративных заказчиков. Предложенные решения оказались полезными — например, обращение к рекламным агентствам позволило получить серьезных клиентов. Сейчас Megaliner Records хотела бы с помощью читателей СФ освоить технологии работы на достаточно молодом для российского рынка направлении — celebrity marketing, то есть использование звезд в рекламе товаров и услуг.
Megaliner Records принадлежат права на зарегистрированную торговую марку и образ группы «Ранетки» — один из успешных российских музыкальных проектов последних лет. Популярность молодежного девичьего квинтета демонстрирует статистика поисковой системы Google: по количеству запросов за 2008 год группа лидирует в рейтинге публичных персон и опережает Диму Билана и Владимира Путина. В то же время производители товаров и услуг, рассчитанных на аудиторию девочек 9–15 лет, пока не проявляют такого же активного интереса к использованию брэнда «Ранетки».
В Megaliner Records готовы сами идти навстречу потенциальным партнерам, но не очень хорошо представляют, как это делать. «Спросите нас среди ночи, как выпустить диск, какие права нужно получить, как сделать так, чтобы диск успешно продавался,— и мы ответим на все вопросы,— говорит генеральный директор музыкального лейбла.— Но в том, как работает рекламный рынок, к кому надо обращаться, какие технологии здесь применяются, мы разбираемся плохо»……. (полное описание ситуации в компании Megaliner Records)
Вопросы к конкретной ситуации.
1. Какие примеры действия Закона Синергии приведены в тексте кейса? Аргументируйте свой ответ, описав признаки достижения синергии для каждого примера.
2. Дайте рекомендации компании Megaliner Records по повышению интереса к брэнду «Ранетки». Аргументируйте свои рекомендации, используя знания об Основных законах организации.
Вопросы к экзамену
Основные принципы формирования экзаменационных билетов:
· билет включает 2 вопроса из нижеприведенного списка;
· вопросы должны относиться к различным разделам дисциплины.
1. Этапы и логика становления теории организаций.
2. Объект, предмет и проблематика теории организаций.
3. Социальная организация и ее составляющие.
4. Формирование моделей открытой и закрытой системы в рамках теории организаций.
5. Классическая школа в теории организации.
6. Школа человеческих отношений. Формирование основ организационного поведения.
7. Содержательные и процессуальные модели мотивации.
8. Виды социальных систем. Организация как система.
9. Системный анализ организации.
10. Закон синергии: основные элементы; влияние потенциалов ресурсов, составляющих организацию, на ее общий потенциал; признаки достижения синергии в организации.
11. Закон самосохранения: философия самосохранения; факторы самосохранения.
12. Закон развития: философия развития организации.
13. Жизненный цикл организации.
14. Закон информированности – упорядоченности: особенности, факторы воздействия, характеристики.
15. Закон единства анализа и синтеза: особенности и принципы выполнения.
16. Закон гармонии: принципы и практика использования закона.
17. Специфические законы социальной организации. Принципы статической и динамической организации. Принципы формирования процесса организации. Принципы рационализации.
18. Феномен власти. Эволюция организационной власти. Классификация власти.
19. Политика управления современной организацией. Виды политик. Баланс власти, политики и социальной ответственности в организации.
20. Власть и полномочия. Централизация и децентрализация управления.
21. Феномен лидерства. Лидерство и руководство.
22. Лидерство и организационная власть. Характерные особенности лидерства. Заменители лидерства.
23. Эволюция теорий лидерства. Лидерство и стиль руководства.
24. Формирование и подготовка резерва руководителей – лидеров: проблемы преемственности.
25. Группы в организации: характеристики, классификация, особенности. Формальные и неформальные группы: сущность и значение.
26. Факторы эффективности групп в организации: размер, состав, групповые нормы, взаимосвязь, сплоченность и т.д. Механизмы групповой динамики.
27. Команда: сущность и этапы ее формирования. Мотивация и стимулирование производственно-хозяйственной деятельности группы.
28. Личность как элемент организационной системы. Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности индивида.
29. Модель коммуникации в организации.
30. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Коммуникационная сеть. Типы коммуникационных сетей. Коммуникации и организационная структура управления.
31. Неформальные коммуникации и их роль при передаче информации.
32. Основные составляющие организационной культуры. Функции организационной культуры. Уровни изучения организационной культуры.
33. Взаимосвязь между силой организационной культуры и успехом компании. Типология организационных культур.
34. Способы формирования организационной культуры. Методы поддержания организационной культуры. Возможности изменения организационной культуры.
35. Влияние национальной культуры на организационную. Организационная культура многонациональных компаний.
36. Влияние организационной культуры на социально – психологический климат в коллективе.
Критерий оценки экзамена
Магистрант получает оценку «отлично»в случае, если он ответил на экзаменационные вопросы в полном объеме, активно участвовал в дискуссиях, презентовал решения кейсов на практических занятиях, защитил реферат.
Магистрант получает оценку «хорошо» в случае, если он ответил на экзаменационные вопросы в неполном объеме, достаточно активно участвовал в дискуссиях, презентовал решения кейсов на практических занятиях, защитил реферат.
Магистрант получает оценку «удовлетворительно» в случае если он ответил не на все экзаменационные вопросы, участвовал, но неактивно в дискуссиях, редко презентовал решения кейсов на практических занятиях, защитил реферат.
Магистрант получает оценку «неудовлетворительно» в случае если он не ответил на вопросы экзаменационные билета.
Магистрант не допускается к сдаче экзамена, если он не защитил реферат.
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Основная литература
- Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. – М.: КноРус, 2010.
- Лапыгин Ю.Н. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2010.
- Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник. – М.: Инфра-М, 2010.
- Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации. – М.: Омега-Л, 2010.
- Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. – М.: Магистр, 2008.
- Згонник Л.В. Организационное поведение. – М.: Дашков и Ко, 2010.
- Зельдович Б. Основы организационного поведения. – М.: Аспект-Пресс, 2008.
- Иванникова Н.Н. Организационное поведение: краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.
- Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. – М.: Дело, 2011.
- Красовский Ю. Д. Организационное поведение. – М.: Аспект-Пресс, 2008.
- Резник С.Д. Игошина И.А. Организационное поведение. – М.: Инфра-М, 2010.
- Спивак В.А.. Организационное поведение. - Спб.: Эксмо, 2009.
Дополнительная литература