Работа над текстом введения.

Курсовая работа

Курсовая работа является основной формой контроля как зачет или экзамен. Требования к ней значительно выше, чем к контрольным и рефератам. Курсовая работа – это настоящее научное студенческое исследование. Именно поэтому свободу студента в разработке темы и самой курсовой не ограничивают. На выполнение КР отводится достаточно большой объем времени. От момента выбора темы до процедуры защиты проходит несколько месяцев. Время, отводимое на выполнение КР студенту необходимо рационально распределить и продуктивно использовать, для этого необходимо строго придерживаться календарного плана выполнения КР.

Студенту необходимо учитывать, что содержание работы с ним руководителя КР во многом зависит от времени, предусмотренного лимитом учебной нагрузки преподавателя: 3 часа на одну курсовую работу. Данное время должно быть распределено на консультации в процессе выполнения КР, на ее прочтение, анализ, исправление недочетов, оценивание и участие в процедуре защиты. Изложенное должно ориентировать студента на достаточный объем самостоятельной работы. Студент, выполняющий КР, должен приходить на консультацию к руководителю подготовленным! Заранее определить, какую информацию ему необходимо получить от руководителя!

Этапы выполнения КР представлены в Календарном плане.

1. Выбор темы КР – определяется интересами и склонностями студента. При выборе темы важно учитывать возможности определения базы для проведения собственных исследований. Наряду с тематикой предлагаемой кафедрой, студент может заявить свою тему.

2. Составление списка литературы. Список литературы КР должен включать не менее 30 источников, на начальном этапе их может быть гораздо больше. Список литературы сразу оформляется в соответствии с требованиям ГОСТ 2003 (см. ниже). Задачи, решаемые на этом этапе: поиск литературных источников по исследуемой проблеме; конспектирование или реферирование этих источников, их анализ с позиции наличия разнообразных концепций и взглядов, точек зрения на исследуемую проблему; выдвижение гипотезы в отношении предмета исследования для теоретического доказательства.

Библиографический поиск литературы по проблемам психологии включает использование самых разнообразных источников:

– справочники, словари, энциклопедии;

– библиографические издания, списки;

– прикнижная и пристатейная библиография;

– реферативные журналы;

– алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек;

– обзоры, отчеты.

Может оказаться полезным просмотр названий статей, помещенных в психологических журналах и периодических изданиях по социальной работе и психологии за ряд лет. Перечень опубликованных в них в течение года статей приводится всегда в последних номерах журналов. Ссылки на литературу имеются в конце оригинальных работ (статей, монографий по определенным проблемам). В результате необходимо определить:

1) кто и где (кто из исследователей, в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования;

2) где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках);

3) в чем конкретно они состоят;

4) какие нерешенные вопросы существуют по данной проблеме.

Работа над текстом введения.

Структура «ВВЕДЕНИЯ» КР:

1. Актуальность проблемы.

2. Цель исследования.

3. Объект, предмет и гипотеза.

4. Задачи исследования.

5. Теоретико-методологическая основа.

6. Методы и психотехники исследования.

7. Описание выборки исследования.

8. Структура и объем работы (указывается общее число страниц работы, количество таблиц, рисунков, объем списка литературы, число приложений).

Каждая новая часть «Введения» пишется с красной строки и ключевые слова должны быть подчеркнуты.

В актуальности необходимо обосновать выбор и постановку проблемы исследования, ее не разработанность в теории или отсутствие достаточных практических приложений. Для убедительного обоснования выбора темы необходимо указать несколько авторитетных литературных источников.

Цель исследования формулируется в строгом соответствии с названием темы и является образом конечного результата всей работы. Целей в работе не может быть много, максимум 2-3. Актуальность показывает, зачем исследователь берется за проблему, объект – с чем он имеет дело, а цель – что он задумал получить в конце.

Объект, предмет и гипотезы

Задачи соотносятся с целью как ряд этапов исследовательской деятельности, через которые нельзя не пройти по пути от постановки целей до решения проблемы. Задачи исследования формулируются в соответствии с целью и выдвинутыми гипотезами. В список задач обязательно включается анализ литературы по проблеме и подбор методик для доказательства гипотезы, а также основные действия экспериментальной части исследования (в задачи может входить разработка методики, ее апробация, разработка психотехнологии и.т.п.). Не следует формулировать слишком мелкие задачи и увеличивать их список. Достаточно указать 4-6 основных.

Методологической основой исследования является выбранная теоретическая концепция, в русле которой собирается мыслить и действовать исследователь. Можно развивать исследование в рамках отечественной парадигмы деятельностного подхода, или одной из современных концепций психоанализа, или гуманистической парадигмы, популярной в сфере психологии образования и др. Необходимо помнить, что выбор теории определяет интерпретацию собранного эмпирического материала. Они должны соотноситься между собой и согласовываться с выводами и рекомендациями в конце работы.

Во введении указываются (перечисляются), но не обосновываются методы и методики, примененные в исследовании. Обоснование проводится в Главе 2, описывающей содержание эмпирической части.

Выборка. Во введении принято записывать «В выборочную совокупность вошли…» или «Выборка испытуемых состоит из…». Указывается количество испытуемых, место работы (учебы), возраст, пол.

Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач и может состоять из двух глав, теоретической и практической. Главы выполняют свои функции в общей логике изложения. Каждая глава дробится на параграфы, размеры которых не должны быть менее 5-7 страниц, должны быть соразмерны между собой (количество страниц в каждом параграфе должно быть одинаковым) и логически согласовываться. Главы также должны быть примерно одинаковы по количеству страниц. Но, желательно чтобы процентное отношение частей работы по объему было следующим: 30-40 % теории ( ГЛАВА 1) и 70-60 % анализа эмпирики (ГЛАВА 2).

4. ГЛАВА 1 – теоретическая.Название главы дается в соответствии с темой КР.Обычно эта глава состоит из нескольких параграфов. Теоретический обзор составляется по материалам, собранным на этапе информационного поиска. Здесь не существует жесткого алгоритма, обязательной структуры, но некоторые моменты представляются принципиально важными.

а) литературный обзор стратегически лучше построить по принципу «от общего к частному». Необходимо показать, частью какого общего проблемного поля является исследуемая проблема по теме, в силу каких соображений студент придерживается той или иной парадигмы исследования.

б) соблюдение принципа соразмерности. Если студентом предпринимаются попытки проанализировать несколько подходов в обсуждении предмета теоретического анализа, то эти подходы по объему должны быть соизмеримы (например, если рассматриваются фрейдовская и юнгианская структуры личности, и при этом фрейдовская излагается на 5 страницах, а юнгианская – на 5 строчках, то это является несоблюдением принципа соразмерности).

в) соблюдение принципа авторства. В теоретическом разделе необходимо четко разграничить излагаемые концепции авторов и ваши собственные мнения, оценки, выводы, возражения - любой факт вашей собственной рефлексии, вашего понимания должен быть специально оговорен («как мы понимаем», «по нашему мнению», «мы думаем» и др.).

В начале теоретического раздела рекомендуется специально остановиться на ключевых понятиях, которые используются в исследовании и дать их рабочее определение (ваши авторские или других авторов, при этом сославшись на первоисточник).

Везде, где в обзоре идет речь о литературных источниках и приводятся мнения разных авторов, должны быть ссылки на литературу.

Библиографические ссылки по месту расположения делятся на 4 группы:

– внутритекстовые (непосредственно в строке после текста, к которому относятся);

– подстрочные (помещаемые внизу страницы, под строками основного текста);

– затекстовые (за текстом всей работы);

– комбинированые (сочетание вышеуказанных).

Рекомендуем в соответствующих местах текста указывать в квадратных скобках номер, под которым обсуждаемая работа значится в списке литературы, приведенном вслед за заключением. Например, «Одно из наиболее интересных исследований, содержащих информацию о профессиональном и духовно-нравственном портрете психолога, провела Е.И. Холостова, опираясь на отечественный и зарубежный опыт [4]». Если вы ссылаетесь сразу на несколько источников, разделяйте их номера в скобках запятой или точкой с запятой, например: [4, 12, 15 и др.]. При изложении данных или взглядов какого-то автора, работу которого вы не смогли прочитать, нужно ссылаться на источник, материалы которого использовались, например: [цит. по 12].

Цитаты надо воспроизводить точно, с соблюдением всех правил цитирования, заключая цитированные фразы в кавычки и обязательно указывая номер страницы, например: [4, с.140]. Существуют некоторые правила использования цитат:

– соразмерная краткость – цитаты должны быть не очень объемными и их в тексте не должно быть слишком много;

– точность – нужно сохранять все выделения, сделанные автором, в случае пропуска внутри цитаты нужно ставить многоточие, а также тогда, когда предложение цитируется не с начала или не до конца;

– соответствие контексту изложения – цитаты по содержанию должны отвечать логике излагаемого материала – не цитируйте ради цитирования и придания тексту наукоподобности.

Особенности научного стиля речи усвоить нелегко, но к этому нужно стремиться. Полезно для этого перед тем, как писать свою работу, перечитать хотя бы несколько уже известных вам научных трудов, обращая особое внимание на особенность научного стиля, повторяющиеся обороты речи. Не забудьте о точном использовании научной терминологии.

Литературный обзор завершают формулировкой эмпирических задач исследования, исследовательской гипотезы (или гипотез). Они должны вытекать из логики изложения теоретического материала и литературного обзора. Предполагается уделить особое внимание плавным переходам от параграфа к параграфу и от главы к главе введением специальных «переходных фраз». Не забудьте в конце обзорной части работы и отдельных ее параграфов делать краткие выводы по изложенному материалу.

5. Подбор методик. Выбирая методику исследования, нужно учитывать целый ряд факторов:

– финансовые затраты на организацию и проведение исследования;

– возможности применения технических средств;

– энергоёмкость проведения экспериментов и статистической обработки (выполнение работ должно укладываться в график проведения исследования).

При планировании экспериментальной работы важно также определить количество испытуемых таким образом, чтобы, с одной стороны, данные позволили сделать достаточно обоснованные выводы, а с другой - уложиться в отведенное для работы время.

Объем выборки определяется характером исследования, научной областью и возможностями экспериментатора. Исследование по корреляционному типу, где доказательство или опровержение гипотезы зависит от тесноты связей заданных переменных (уровень значимости корреляции), выборка возрастает до 30 – 35 человек (коэффициент корреляции r становится устойчивым). Нужно выделить определенное время для подготовки эксперимен-тального материала, для его размножения. Методики должны быть апробированы и модифицированы на предполагаемом контингенте, а также валидны и надежны.

Наши рекомендации