Ситуативная мотивация. Уровень притязаний и мотивация достижения.
Ситуативное развитие мотивации подразумевает актуализацию мотивационных процессов в конкретной ситуации. Еще психоанализ признавал и убедительно показал существование и значение ситуативной мотивационной динамики, вскрыв ряд ключевых феноменов этого процесса, таких как конфликт, защита, вытеснение. в различных концепциях отмечалось, что потребность связывается с определенными свойствами окружения. А затем окружение определяет моторику. Главное и общее назначение ситуативной мотивационной динамики состоит в согласовании и когнитивной разработке возникающих побуждений – определении на основе познавательных процессов их возможности и целесообразности, в результате которого они могут быть как отклонены, задержаны, так и приняты в качестве основы для конкретных действий. К.Левин. рассматривал только ситуативное проявление мотивации. Деятельность, поведение человека определяется его внутрипсихологическими потребностями и мотивами. Курт Левин. Первое понятие – мотивационное поле, в нем есть субъекты и объекты. Базовые потребности, конечно, есть, но Левин от них отвлекается. Как только человек оказывается в ситуации (какой-то), то у него возникает квазипотребность (это поставленная экспериментатором и принятая испытуемым задача, которую необходимо выполнить или потребность в завершении начатого действия). В мотивационном поле кроме субъекта есть предметы – объекты – и они обладают валентностью (требовательный характер объекта - в сказке об Алисе. Пирожок кричит: «Съешь меня!» Пузырек кричит: «Выпей меня!») . Валентность [может быть] положительной или отрицательной, но какая-то валентность быть должна. Эффект Зейгарник демонстрирует нам силу квазипотребности.
Б. Уровень притязаний – это ситуативная мотивация. Мотивация достижения – достаточно устойчивая мотивационная диспозиция, мотивационное установление, побуждение, что-то внеситуативном, стабильном, устойчивом. Когда изучаем уровень притязаний, мы говорим только о ситуативной тенденции. Уровень притязаний – это сообщаемая экспериментатором испытуемому и принимаемая им (испытуемым) целевая установка по отношению к уже известной, освоенной и вновь решаемой задаче. УП образуется уже в ходе решения задачи. Чтобы полностью определить уровень притязаний, нужно рассмотреть четыре события, которые имеют место в процессе решения задачи.
Я-уровень = стремление повышать свои способности и поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, достижения в которых считаются обязательными и могут либо удаваться, либо нет. Я-уровень стремится к стабильности. Избрал уровень, представил свои возможности, и во всяком случае не хотелось его менять, по крайней мере, тендировать на повышение. Т.о., стремление к успеху и избегание неудачи – два способа сохранить Я-уровень, два способа его поддержать. Это – две тенденции.
В. Мотивация достижений. Мак-Клелланд исп. проективные тесты (что-то типа Розенцвейга), кот. явл. переходным звеном между базовой и ситуативной мотивацией.Он определяет два вида мотивации– мотивация достижения и мотивация избегания неудачи. Мотивация достижений – это способ принятия ситуации (испытуемый, который принял позицию ученика, говорит все ОК, и он ориентирован на более успешное, позитивное выполнение того задания; позитивная цель, позитивная направленность). У того, кто ориентирован на достижение, Мак-Клелланд подчеркнет ориентацию на инструментальную деятельность – расскажет, каким образом добился успеха, какие средства будет использовать. Где об избегании неудачи – такой инструмент активности не наблюдается. Как отдельный фактор Мак-Клелланд выделяет в первом случае – ожидание успеха, во втором – неуверенность в нем. Избегание неудачи став особым мотивом начинает обрастать новыми особенностями- страх успеха (опасением даже успешного результата, опасением появления новизны).
Аткинсон - цель его: изучить мотивационные достижения и построить определенную теоретическую модель по всем требованиям Левина (модель принятия риска). Основные положения: 1. В любой ситуации действуют две тенденции. 2. Суть: вероятность успеха и его ценность связаны обратной связью (чем выше вероятность – выше ценность; на бытовом уровне - если мне обеспечен успех, то ценность его понижается). То же касается и неудач. 3. Ситуация риска: Субъективная вероятность успеха = субъективной вероятности неудачи.