Потребность в поиске и креативность (по В.Ротенбергу)
Возрастные периоды проявлений творческих способностей
Процесс творческого становления включает несколько этапов.
1. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта как основы творчества.
2. Подражание, освоение эталонов креативного поведения, технологий, средств, способов творческой деятельности.
3. Экспериментирование, поиск новых связей и отношений.
4. Преобразование опыта в соответствии с индивидуальными особенностями.
5. Становление творческой индивидуальности.
Воображение активируется у трехлетних детей, остается активным в детстве, отрочестве и юности, а во взрослом состоянии сохраняется у небольшого числа особенно одаренных людей. Проявление творческих способностей имеет два пика: в возрасте 10 лет и в юношеском возрасте. С возрастом потребности в проявлении творческих способностей уменьшаются. Человеку свойственна нарастающая ригидность (жесткость). Но способности не теряются.
Р.Вудвортс (американский психолог): "Период 20 – 40 лет, очевидно, наиболее благоприятен для открытий".
Н.Беард, исследовавший вклад в культуру 1000 знаменитостей, ввел классификацию их жизни по десятилетиям: бронзовая декада — от 20 до 30 лет; золотая декада — от 30 до 40 лет; серебряная декада — от 40 до 50 лет; железная декада — от 50 до 60 лет; оловянная декада — от 60 до 70 лет; деревянная декада — от 70 до 80 лет.
Игровая деятельность как предпосылка творчества.
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти себя, ядро личности. К. Г. Юнг (швейц. психиатр) пишет: "Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит".
Игра – это поле свободной творческой деятельности. В процессе игры происходит переработка полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре довольно ярко проявляются особенности мышления и воображения. Р. Мэй (известный амер. психолог) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет: "…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…"
3. Критерии креативности (по мнению 3 авторов по выбору студента)
Креативность понимается как общая способность к творчеству или способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.
Дж. Ги́лфорд (амер. психолог, проф.) считал критериями креативности следующие:
1. Способность к обнаружению и постановки проблем.
2. Способность к генерированию большого числа идей.
3. Гибкость — способность к продуцированию различных идей.
4. Оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно.
5. Способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
6. Способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
М.А. Холо́дная (рос. психолог, проф., д.пс.н.) в качестве критериев рассматривает:
1. Беглость (количество мыслей, предложенное за единицу времени).
2. Оригинальность (умение выдавать "редкие" идеи).
3. Восприимчивость (чувствительность к идеям, способность переключаться между ними).
4. Метафоричность (склонность действовать в "невозможном" контексте, использование символов, ассоциаций).
Е.Е. Туник (к. пс.н) предлагает в качестве критериев:
1. Чувствительность к проблеме.
2. Способность к синтезу.
3. Способность к выделению сходства и различия.
4. Способность к воссозданию недостающих деталей.
5. Способность к прогнозированию.
6. Дивергентное мышление (предполагает разнообразие возможных ответов).
Потребность в поиске и креативность (по В.Ротенбергу)
В основе креативности лежит высокий уровень поисковой активности, которая имеет определенные биологические предпосылки. Как полагает В.Ротенберг (сов.-изр.психофизиолог), только у человека, благодаря сознанию и высокому уровню социальной организации, потребность в поиске может проявиться в творчестве, что означает потребность в постоянном изменении самого себя. Подлинное творчество само по себе является для человека наградой.
Потребность в поиске требует удовлетворения любым путем, и если человек закрывает для себя путь вперед, в сторону новых свершений из опасения потерять достигнутое, - он неизбежно начинает двигаться назад, прежде всего в морально-этическом аспекте. Активность приобретает разрушительный характер.