Предмет психологии развития
Психология развития – одна из отраслей психологической науки; она занимается изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических свойств личности качественно изменяющегося во времени человека.
Развитиеможно определить, как регулярные и относительно стойкие изменения в организме, психических процессах, свойствах личности, формах социального взаимодействия и других видах поведения. Следствием этих изменений являются новые виды, формыфункционирования и деятельности человека. Возникновение новых структур обычно приводит к переходу к новой стадии развития.
Конкретизируя данное общее определение предмета психологии развития, можно выделить следующие виды изменений, изучением которых занимается психология развития:
1) анатомо-физиологические изменения; для психологии развития особенный интерес представляет развитие тех органов и систем, которые более всего связаны с ходом психического развития человека – нервная система, опорно-двигательная система, половая система, эндокринная система;
2) изменения познавательных (когнитивных) процессов – ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи;
3) изменения, происходящие в личности и её структурных компонентах – темпераменте, характере, эмоциях и чувствах, воле, мотивации (направленности), самосознании;
4) изменения социальных отношений личности и освоения социальных ролей.
Предмет психологии развития также составляет изучение:
-движущих сил и условий психического развития человека;
- основных особенностей психического развития при переходе человека от одного возрастного периода к другому (изучение деятельности и социальной ситуации развития, характерной для данного возраста);
- законов психического развития человека.
Цели изучения развития:
1) – определение универсальныхизменений, которые происходят у всех детей, независимо от культуры, в которой они воспитываются, или имеющегося у них опыта (например, 1-я улыбка в 2-3 месяца; прямохождение в 13 месяцев; первые слова к 12 месяцам). Изучение универсальных изменений необходимо для выяснения того, что является нормойкаждого возрастного периода (Н. Ньюкомб, с. 23);
2) – определение индивидуальных различийв процессе развития. Например, одни младенцы громко плачут, когда мать уходит из комнаты, а другие продолжают спокойно играть и т.д. Знание индивидуальных различий может помочь выделить те особенности детей, которые следует учитывать при принятии решений относительно обучения ребёнка или принятия дисциплинарных мер;
3) – изучение влияния среды или ситуации на поведение детей. Ребёнок может быть дружелюбен и открыт со взрослыми дома, но застенчив при встрече с ними в школе. (Н. Ньюкомб, с. 24).
Психология развития изучает весь онтогенез человека, поэтому выделяют несколько её разделов:
- психология пренатального (внутриутробного) развития – изучает развитие человека от момента зачатия до рождения (и включая рождение) ребёнка,
- детская психология – изучает развитие ребёнка от рождения до 10-11-летнего возраста,
- психология подросткового и юношеского возраста – изучает развитие в период от 10-11-летнего до 18-20-летнего возраста,
- психология зрелости (взрослости) – акмеология – изучает развитие человека в возрасте от 18-20 до 60 лет,
- психология пожилого и старческого возраста – геронтопсихология – изучает развитие человека в период старше 60 лет.
Психология развития имеет тесные междисциплинарные связи с рядом наук:
1) генетикой, анатомией и физиологией развития; данные науки важны для психологии развития, так как помогают осветить особенности пренатального развития, физического и моторного (двигательного) развития. Особый интерес представляет развитие центральной нервной системы, органов чувств и эндокринных желез;
2) этологией (занимается сравнительным изучением поведения среди животных); она показывает биологические корни поведения (например, импринтинг). Особенно ценной является методическая возможность проводить наблюдения и эксперименты на животных, особенно в тех случаях, когда их проведение на человеке запрещено из этических соображений; возможность переноса на человека результатов, полученных на животных, чрезвычайно важна для понимания человеческого развития;
3) культурной антропологией и этнологией, которые изучают надкультурные универсалии и межкультурные различия в поведении и переживании. Это позволяет проследить влияние социальной среды (культурной среды) на протекание процессов психического развития;
4) социологией и социальными дисциплинами, которые имеют значение для психологии развития за счёт анализа процессов социального взаимодействия в семье, школе, группе сверстников, а также за счёт исследования социально-экономических условий развития;
5) психологические дисциплины: общая психология позволяет лучше понять психические процессы познания, эмоций, мотивации и т. п.; педагогическая психология замыкает психологию развития на педагогическую практику, обучение и воспитание; психопатология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и смыкается с психологией развития по линиям психотерапии, психопрофилактики и психогигиены; психодиагностика идёт рядом с психологией развития в области адаптации и применения диагностических методик в сравнительном анализе интеллектуального, личностного развития и для определения возрастных норм развития; психология творчества помогает объяснить развитие одарённых и опережающих норму развития детей; специальная психология, изучающая закономерности развития детей с ОПФР, опирается на знания из психологии развития о норме психического развития (Сапогова, с. 11-12).