Глава 1. Понятие "риск". Работа с людьми в экстремальной ситуации.
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие "риск". Работа с людьми в экстремальной ситуации.
Глава 2. Компитентность в экстремельной ситуации.
Глава 3. Оптимизация управленческой деятельности в экстремальных ситуациях.
Заключение
Список литературы
Введение
Управление, представляющее собой очень сложный и многообразный вид деятельности по управлению людьми в самых разнообразных ситуациях во многом зависит от того, каковы эти ситуации. Оно сталкивается с особыми трудностями в экстремальных стрессовых ситуациях, когда управленческое воздействие на поведение людей существенно затруднено. Экстремальная ситуация представляет собой резкий скачкообразный переход социальной, экономической, политической, экологической, личностной, технологической и любой другой системы в результате чрезмерного нарастания внутренней и внешней напряженности из устойчивого состояния в неустойчивое, угрожающее распадом этой системы. Если в многоаспектной экстремальной ситуации выделить ее социальную составляющую, связанную с самоощущением индивидов и групп, оказавшихся в такой ситуации, то на первый план неизбежно выдвигается опасность, актуализирующая потребность самосохранения. Потребность же самосохранения оказывается неразрывно связанной с понятием риска, которое обозначает меру ожидаемого индивидом или группой лиц неблагополучия в случае неуспеха деятельности (авария, катастрофа и т.д.) самого данного субъекта или кого-либо другого, определяемую сочетанием вероятностi чрезвычайной ситуации и степени ее неблагоприятных последствий.
Глава 1. Понятие "риск". Работа с людьми в экстремальной ситуации.
Понятие «риск» в социальной технологии управленческой деятельности в экстремальных ситуациях конкретизируется в категориях «восприятие риска» и «приемлемый (допустимый) риск». Именно последняя становится ключевой при разработке и реализации социальной технологии управления в экстремальных ситуациях.
С учетом названных категорий экстремальную ситуацию можно определить как ситуацию неприятия опасности людьми, или ситуацию неприемлемого риска. Дело управленца - зарегистрировать уровень и параметры неприемлемости риска, сформулировать предложения по снижению этого уровня, а затем принять активные управленческие действия в плане практического социально-политического управления технологическими нововведениями и поступками (работой) людей в пределах наименьшего риска.
Приведенные характеристики экстремальных ситуаций дают основание для вывода, согласно которому в такого рода ситуациях неизбежно возникают стрессовые состояния, охватывающие в некоторых случаях огромные массы людей, как это произошло в результате Чернобыльской катастроф. Вполне понятно что в таких условиях управленческая деятельность существенно затруднена и должна быть значительно скорректирована по сравнению с обычными, нормальными ситуациями социально-экономического и экологического развития общества, его различных групп и общностей.
Из обширного круга сложностей и трудностей, с которыми сталкивается управленческая деятельность в экстремальных, выделим две основных.
• Социальная, экологическая и любая другая самоорганизующаяся система, попадая в экстремальную ситуацию, неизбежно сталкивается с дефицитом управленческого потенциала.
• Для эффективного управления системой и ее компонентами в экстремальной ситуации необходимы дополнительные зачастую весьма значительные ресурсы — материальные, финансовые, людские и т.п., а их, как правило, в таких условиях катастрофически не хватает.
Чтобы справиться с нарастающими в чрезвычайной ситуации трудностями, система должна совершить качественный скачок в управленческой деятельности, переналадить или создать в кратчайший срок качественно иные структуры и механизмы управления, способные адекватно реагировать на быстро изменяющуюся, часто весьма неблагоприятную обстановку, обеспечивая адаптивность управленческих структур, занятых в них кадров к резким и неожиданным изменениям негативного характера, эффективность их деятельности в нестандартных условиях. Одновременно должен быть произведен глубокий, можно даже сказать «тектонический» сдвиг в управленческом мышлении, в управленческой культуре персонала, занятого в структурах власти и управления, в их ценностных ориентациях и смысложизненных установках, в их психологическом повороте от стандартных навыков и решений к нестандартным.
К тому же следует учитывать, что большинство граждан тех территорий, где возникают экстремальные ситуации, не обращающие достаточно внимания на деятельность управленческих структур в нормальных повседневных условиях, резко усиливают заинтересованность в работе этих структур, ее направленности, эффективности и т.п. в резко изменяющихся условиях чрезвычайной ситуации Это приводит, с одной стороны, к резкому повышению требовательности различных групп населения к управленческой деятельности а с другой — к столь же резкому возрастанию недовольства этой деятельностью.
Естественно, люди прежде всего видят и оценивают деятельность властных и управленческих структур, они воспринимают их работу, ощущая на себе уровень здравоохранения и социального обеспечения, подсчитывая затраченные деньги и проведенное в поисках продовольствия, товаров и услуг время.