Обозначение экспериментальной базы и выборки исследования

Для типичного профориентационного исследования можно < значить следующие варианты экспериментальной б! (по критерию моделирования исследуемой реальности, по ни приближения к этой реальности):

1) сама практическая деятельность (например, обобщение о|
та практического профконсультирования или использование;
ных психолого-педагогических профориентационных програ
реальном учебном процессе);

2) «полевой эксперимент», приближенный к реальности (на
мер, совместно с практиками, во временной роли практика и т.?

3) лабораторный, искусственный эксперимент (например, с
^пользованием аппаратуры, в специально созданной ситуации);

4) идеализированный, мысленный эксперимент. Здесь экспе­
риментальная база находится как бы в голове (в сознании) иссле­
дователя, что требует от него специальной готовности к такого
рода работе, основанной на богатом предшествующем, более «ре­
альном» экспериментальном опыте. Мысленный эксперимент оп­
равдывает себя в тех случаях, когда по разным причинам сложно
организовать экспериментальное исследование в более прибли­
женной к реальности ситуации.

Связывая мысленный эксперимент с функциями воображения в научном познании, Л.С.Коршунова и Б.И.Пружинин отмеча­ют, что «типы и формы познавательной активности перерастают друг в друга: мысленный эксперимент — в моделирование, моде­лирование — в операции с конструктами и т.п.», но при этом «ученые практически никогда не смешивают реальный экспери­мент с мысленным, даже если результаты мысленного экспери­мента используются в качестве квазиэмпирической базы для ра­дикального изменения данной теоретической системы», поэтому «наиболее приемлемой формой такой конструктивной деятельно­сти, во всяком случае в ее творческих аспектах, является игра» (Коршунова Л. С, Пружинин Б. И., 1989, с. 101, 105). В силу этого мы также не рекомендуем студентам и переобучающимся профкон-сультантам злоупотреблять мысленным экспериментированием, используя его лишь для самостоятельного анализа воображаемых ситуаций, но не для написания курсовых и дипломных работ, а тем более для написания отчетов о проделанной работе.

И все-таки мысленный эксперимент, особенно в труднодо­ступной традиционным, естественно-научным методам исследо­вания, является вполне правомерным. Научное воображение, мысленный эксперимент «выступают как форма своеобразного переноса и включения в данное знание представлений, невоз­можных с точки зрения данного знания, но требующих дальней­шего его развития, изменения, перестройки», однако воображе­ние не только средство переноса знания из одной области в дру­гую: «с помощью воображения в формирующееся знание "вклю­чается" знание о процессах, недоступное непосредственному на­блюдению... выступая в чувственно-наглядной форме, воображе­ние несет информацию о ненаблюдаемых, но реальных явлениях» (там же, с. 108).

Важными составляющими организации психологического проф­ориентационного исследования (эксперимента) являются выбор и ^основание выборки обследуемых (испытуемых). Выборка — это ис­пытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в эксперименте. Основное качество выборки, необходимое для пол-н°ценного исследования (эксперимента), — ее репрезентативность,

II

I

Обозначение экспериментальной базы и выборки исследования - student2.ru Обозначение экспериментальной базы и выборки исследования - student2.ru Обозначение экспериментальной базы и выборки исследования - student2.ru Обозначение экспериментальной базы и выборки исследования - student2.ru Обозначение экспериментальной базы и выборки исследования - student2.ru Обозначение экспериментальной базы и выборки исследования - student2.ru которая определяет внешнюю валидность (достоверность) эксг римента и достигается адекватными методами отбора испытуемц При этом «внутренняя валидность зависит от степени взаимно! соответствия экспериментальной и контрольной групп и обесп| чивается с помощью различных стратегий распределения ист емых по группам» (Готтсданкер Р., 1982, с. 430 — 431).

14.2.7. Составление плана (содержания) работы

После того как исследователь в целом сориентировался, ч: именно и как он будет исследовать, составляется план (содей жание) работы. Общие рекомендации по составлению плана боты таковы.

В плане должны быть отражены основные смысловые состав ющие (ключевые понятия) темы исследования.

Каждая глава должна быть представлена дифференцирова т.е. с разделами (примерно по 3 — 7 разделов на главу).

Общая логика построения плана: от более глобальных boiI росов к вопросам более частным. Автор должен показать ci общую ориентировку в проблеме и обозначить тот конкрет? проблемный участок общего вопроса, который он собирается из чать.

Каждая глава и раздел должны иметь свое название, отража щее суть, т. е. не следует писать «Теоретическая часть», «Эмпир| ческая часть» и т. п. (лучше писать «Теоретико-методологичес* анализ (такой-то проблемы»)» или «Эмпирическое исследова зависимости (такой-то)»).

Обычно план (содержание) занимает 1 — 1,5 странички.

Наши рекомендации