Критерии оценивания знаний

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. – М.,2002. – 253с.

2. Абрамова Г.С. Практическая психология.-Екатеринбург: Деловая книга,1998. – 190с.

3. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. - М., 2000

4. Ахола Т. Психотерапевтическое консультирование. – М,,2001.

5. Братченко С.Л. Психология глубинного общения.- М., 2001.

6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999. - 240 с.

7. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

8. Рабочая книга практического психолога в образовании.-М.,1996.

9. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.,1998.

10. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации. - М.,1994.

11. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. - Киев, 1995. – 128 с.

12. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М., 1998. – 109 с.

13. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в развитии ребёнка. – СПб.: «Союз», 2000 – 224с.

14. Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М.: Институт гуманитарных исследований, 2001 – 480с..

15. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии /Под ред.М.К.Тутушкиной. – Санкт-Петербург, 1998.

16. Нельсон-Джоунс,Р. Теория и практика консультирования/Пер.с англ.Е.Волкова – СПб.:Питер,2001. – 464с.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990.

17. Фрейд З. Психология бессознательного: сборник произведений. – М.: Просвещение, 1989 – 448с.

Дополнительная литература

18. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988

19. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии /Пер. с нем.- М., 1995.

20. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М., 2005.

21. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Минск, 2002

22. Колесникова Г.И. Психологическое консультирова­ние. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004.

23.Лурия А.Р. Язык и сознание. - К: МГУ, 1998.

24.Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К,В. Сельченок. — Минск, 1999.

25.Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозави­
симость в контексте культуры // Лабиринты одиноче­ства. - М.,1989.

26.Минделл А. Ученик создателя сновидений / Пер с англ. — М, 2003.

27. Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию. – СПб.: Социально-психологический центр, 1992.

28.Эриксон М.Г. Семинар с доктором медицины Ми/ио­ном Г.Эриксоном / Пер. с англ. - М., 1994.

29.Юнгианское толкование сновидений. Практическое ру­ководство / Пер с англ, — СПб, 1996.

30. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М., 1999.

31. Янг Метафоры и модели изменения / Пер. с англ. М., 2003.

32. Якобс Д., Девис П. Супервизорство. – СПб.: «БСК», 1997.

Основные понятия

1.Психологическая помощь

2.Психологическое консультирование

3.Психологическая коррекция

4.Психотерапия

5.Половой диморфизм

6.Экстренная психологическая помощь

7.Рационализация

8.Компенсация

9.Вытеснение

10.Проекция

11.Идентификация

12.Гиперкомпенсация

13.Фантазирование

14.Доминирующие идеи

15.Сублимация

16.Нарративный подход

17.Позитивная психология

18.Патогенетическая теория

19.Конгруэнтность

20.Аутентичность

21.Психологический запрос

22.Жизненный цикл семьи

23.Активное слушание

24.Перефразирование

25.Обобщение

26.Профессиональное консультирование

27.Управленческое консультирование

28.Профессиональная культура

29.Психологическая компетентность

30.Консалтинг

31.Процессное консультирование

32.Экспертное консультирование

33.Экстремальная ситуация

34.Экзистенциальный кризис

35.Возрастной кризис

36.Шоковая травма

37.Вторичная травма

38.Утрата

39.Посттравматическое стрессовое расстройство

40.Психодуховный кризис

41.Суицид

7.3. Вопросы к зачету.

1. Психологическая помощь, её виды, характеристика.

2. Основные направления в зарубежной практике оказания психологической помощи.

3. Показания и основные методы индивидуальной психокоррекции.

4. Особенности, этапы психологического консультирования.

5. Позиция психолога - консультанта в индивидуальной работе.

6. Позиция психолога - консультанта в групповых формах работы.

7. Гуманистическое направление в психологическом консультировании.

8. Понятие и виды психологической помощи

9. Цели и задачи групповой работы с клиентами.

10.Характеристика защитных механизмов и их содержание

Вопросы к экзамену

1. Понятие и виды психологической помощи.

2. Сравнительный анализ основных подходов к психологической помощи (психодинамический, гуманистический, когнитивный, поведенческий подходы)

3. Когнитивно-поведенческий подход на примере рационально-эмот.поведенческой терапии А.Эллиса.

4. Психологическое консультирование: цели, задачи, методы.

5. Специфика консультирования лиц пожилого возраста.

6. Роль эмпатии в оказании психологической помощи.

7. Проблемы этики в оказании психологической помощи.

8. Организация психологической помощи людям, пережившим экстремальную ситуацию.

9. Психологическая помощь при потере близкого человека.

10. Кризисная интервенция: основные принципы, задачи, методы

11.Методы саморегуляции в психологической помощи.

12. Системная семейная терапия

13. Биологическая обратная связь в практике оказания психологической помощи.

14. Этапы развития семьи: задачи, проблемы, основные конфликты.

15. Дебрифинг как метод экстренной психологической помощи.

16. Виды кризисных состояний.

17. Психологическая помощь при суицидах.

18. НЛП как метод консультирования и психотерапии.

19. Личностные качества специалиста, оказывающего психологическую помощь.

20.Цели и задачи деятельности психолога в образовательном учреждении

22.Психологические аспекты профессиональной компетентности современного учителя.

23.Управленческое консультирование. Определение внешних и внутренних консалтингов. Сравните их преимущества и недостатки.

24.Позитивная психотерапия.

25.Патогенетическая психотерапия В.Н.Мясищева.

26.Обучение навыкам саморегуляции клиента.

27.Пятишаговая модель процесса консультативного интервью

28.Принципы проведения первичной консультации

29. Позиция и дистанция консультанта

30.Метафоры в процессе психотерапевтического консультирования

31. Методы психологического консультирования в работе с детьми, переживших утрату близких.

32.Бихевиоральное направление в психологическом консультировании

33.Гуманистическое направление в психологическом консультировании.

34.Характеристика защитных механизмов и их содержание.

35.Источники стресса у детей.

36.Причины обращения за психологической помощью.

37.Анализ возможных причин неблагополучия дошкольников.

39.Клиент-центрированный подход К.Роджерса.

40.Логотерапия В.Франкла.

41.Какое значение имеет ритуал в ситуации горя.

42.В чём сущность кризисного состояния личности.

43.Профессиональное консультирование

44.Мотивация клиента и консультанта.

45.Теории суицидального поведения

46.Методы непрямого суицида.

47.Различия между психотерапией и психологическим консультированием.

49. Заключение контракта в психологическом консультировании.

50. Понятие травматического стресса.

51.Области применения трансактного анализа.

Критерии оценивания знаний

«ОТЛИЧНО» выставляется, если:

- студент профессиональным языком, аргументированно изложил свой ответ на поставленный вопрос;

- владеет основными психологическими категориями и стадиями их развития;

- ориентируется в основной и дополнительной литературе по курсу;

- проявляет самостоятельность в оценке концепций, идей, точек зрения научных школ.

«ХОРОШО» выставляется, если:

- студент в своем ответе проявляет признаки полноты, осознанности усвоения и действенности выше перечисленных критериев знания по курсу, но при этом допускает неточности.

«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется при наличии у студента лишь общего представления о каждом из признаков и исправлении ошибок при помощи преподавателя.

«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» выставляется при отсутствии даже общих представлений о материале курса и невозможности исправления допущенных ошибок с помощью преподавателя.

Наши рекомендации