Эволюция жизни - начало исследования проблемы жизненного пути личности
Пьер Жане (1859-1947) одним из первых попытался изобразить психическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности.
Пьер Жане сформулировал положение о том, что первичным является реальное действие, производимое в условиях сотрудничества между людьми. В дальнейшем это действие из реального становится вербальным, а затем сокращается и переходит во внутренний план - план беззвучной речи, и наконец, превращается в умственное действие. Все внутренние операции - суть преобразованные внешние, совершаемые в ситуации сотрудничества.
В групповом акте сотрудничества имелся особый аспект, центрация на котором вела к выводу о том, что во взаимодействии индивидов присутствует не только социальный, но и психологический контекст. Он провозглашает принцип сотрудничества, согласно которому человеческое поведение строится не только на основе коллективных представлений, имеет мотивационный заряд и реализуется системой внешних и внутренних операций, но и включает в себя отношение между участниками сопряженной деятельности. Анализ категории "отношение" рассматривается им как особый аспект психической деятельности человека, который не может быть полностью раскрыт ни в категориях социологии, ни в терминах психологии образа-действия-мотива. Для обозначения новой реальности использовался термин "психосоциальное отношение". Жане развивает исторический подход к психике. Особо выделяя социальный уровень поведения и его производные - Воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения - за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения, волю, память, Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Другую концепцию психологической эволюции личности предложила Шарлотта Бюлер (1893-1982). Жизненный путь личности раскрывался посредством решения ряда задач: 1) биолого-биографического исследования, или изучения объективных условий жизни; 2) изучения истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека; 3) анализа продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных жизненных ситуациях.
Биологическое и культурное созревание, согласно Бюлер, не совпадают друг с другом. Негативная фаза начинается еще в допубертатный период и характеризуется беспокойством, тревогой, наличием диспропорций в физическом и психическом развитии, агрессивностью. Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает переживать чувства любви, прекрасного, ощущения единения с природой, людьми, согласия с самим собой.
Ранние работы по проблеме эволюции жизни имели общие корни - они понимали развитие как эволюционный, строго заданный процесс, определяемый и внешними, и внутренними факторами; рассматривали развитие человеческой жизни, с одной стороны, как уникальный, с другой - как универсальный процесс.