Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону.

Младенчество (от рождения до 18 мес.) У ребенка возникают ощущения, орально-сенсорная стадия. Ребенок вбирает окружающий мир. Дилемма: базовое доверие или недоверие к миру. Насколько надежны мать и мир. Новообразование – надежда.
Ранний возраст (18 мес. – 4 года) Задержание и выделение (по аналогии с анальной стадией). Хватать – отпускать, отталкивать – притягивать. Дилемма: автономия против сомнения и стыда. Ребенок научается сам контролировать себя. Новообразование – воля (как умение и решимость осуществлять свободный выбор и контролировать себя). Интериоризация глаз мира, значимость требований взрослых. Возникновение Супер-Эго.
Возраст игры (от 4 до 6 лет) Интрузия (вторжение). Дилемма: инициатива против чувства вины. Ребенок вторгается в различные области жизни, играет, овладевает ролями. Новообразование – намерение (как постановка цели, нарушение запретов).
Школьный возраст (от 6 до 11 лет) Дилемма: достижение (трудолюбие) против неполноценности. Формирование умелости, ощущение собственной компетентности, умение учиться в школе, овладение культурой, ее символами. Ребенок готов к восприятию технического уровня своей эпохи. Новообразование – компетентность (как свобода использования интеллектуальных навыков при решении жизненных задач).
Подростковый возраст (от 11 до 20 и старше) Центральная стадия развития идентичности. Дилемма: идентичность против спутанности идентичности (смешение ролей). Новообразование – верность (идеям) как основное свойство Эго. Здесь повторяются конфликты предыдущих стадий.
Молодость (от 21 до 25 (40лет)) Дилемма: интимность (близость) против изоляции. Новообразование – умение испытывать любовь.
Зрелость (от 25 (45) до 50 (65) лет) Реализация на работе и рождение детей. Дилемма: генеративность (порождение) пртив поглощенности самим собой и стагнацией (застой). Нообразование – забота.
Старость (от 65 лет и старше) Дилемма: Целостность Эго (интеграция) против отчаяния (разочарования в жизни). Интеграция опыта, ощущение смысла жизни. В противном случае депрессия. Новообразование – мудрость.

Подростковая стадия. На этой стадии ребенок экспериментирует с ролями, но не отождествляется с ними окончательно. Это позволяет интегрировать элементы идентичности, приобретенные на предыдущих стадиях.

Рекапитуляционные конфликты

1) Базовое доверие – недоверие к миру. Поиск веры в людей, они должны доказать, что заслуживают веры. Возникает единство прошлого, настоящего и будущего (транспектива времени). Возникает ощущение веры и временной перспективы, иначе диффузия времни (спутанность).

2) Автономия против стыда и сомнения. Поиск возможности свободного выбора, против стремления общества навязать определенные социальные роли. В случае негативного решения конфликта – смешение ролевого экспериментирования.

3) Инициатива против чувства вины. У подростка проявляются попытки выйти за пределы дозволенного, проверка устойчивости предписаний общества. И здесь идет ролевое экспериментирование, часто возможно слепое доверие взрослым и сверстникам. Протест против ограничений. Негативный полюс – фиксация на определенной роли.

4) Трудолюбие против чувства неполноценности. Одновременно стремление к обучению и к прекращению собственной деятельности (как избегание неудачи). Выбор занятия, которое его удовлетворяет, причем удовлетворение важнее, чем з/п. На противоположном полюсе апатия и снижение активности. Чем дальше подросток от технического разнообразия, тем ближе он к апатии.

Антиципирующие конфликты

1) Конфликт молодости (близость против изоляции). Подросток решает проблему половой дифференциации против бисексуальности. Все подростки – бисексуальны. Они делают выбор половой ориентации и сексуальной чувствительности, которая является основной характеристикой подросткового возраста.

2) Зрелость. Генеративность против поглощенности собой. Интеграция функции власти и подчинения. Подросток интегрирует функцию лидера и подчиненного. Это важный шаг к взрослому поведению и ответственности. Если он жестко фиксируется на определенной роли, то возникает завешенная самооценка или зависимость. Возникает готовность к принятию авторитетов.

3) Старость. Целостность Эго против отчаяния. Наличие идеологической пристрастности. Негативный полюс – отсутствие мировоззрения.

Подросток обязательно проходит через фазу диффузии идентичности, но период экспериментирования не должен затягиваться. Он должен решить прошлые конфликты и наметить конфликты будущего. Различие между диффузией идентичности и смешением идентичности: диффузия – позитивна. В случае спутанной идентичности возникают конфликты: 1) диффузия времени (ощущение цейтнота или остановки времени (притягательность смерти)); 2) апатия, подавление активности, инфантилизм; 3) негативная идентичность (отрицание всех ролей, презрение ценностей общества, ориентация на нежелательные ценности (алкоголь, наркотики и пр.).

Огромную роль для подростка играет неформальная группа, т.к коллективная идентичность заменяет ему утерянную собственную, что уменьшает напряжение конфликта.


Наши рекомендации