Стадии жизненного пути личности (по Э. Эриксону)

Старость Интеграция Разочарование в жизни
Зрелость Творчество Застой
Молодость Интимность Изоляция
Подростковый возраст (латентная ст.) Идентичность Диффузия идентичности
Школьный возраст (латентная ст.) Достижение Неполноценность
Возраст игры (фаллическая ст.) Инициативность чувство вины
Ранний возраст (анальная ст.) Автономия сомнение, стыд
Младенчество (оральная ст.) Доверие Недоверие
                 

Формирование всех форм идентичности сопровождается кризисом развития. Юношеский возраст, как считает Э. Эриксон, — наиболее важный период развития, на который приходится основной кризис идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, т. е. диффузия идентичности.

Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок) найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал «психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит как от степени разрешенности более ранних кризисов (доверия, независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузии идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста.

Э.Эриксон ввел в психологию понятие ритуализации. Ритуализация в человеческом поведении — это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах (ритуал взаимного узнавания, критический, драматический и другие ритуалы); оно имеет важное значение для «Я» всех участников. В процессе развития личности ритуальный элемент, однажды возникнув, последовательно включается в систему, возникающую на более высоких уровнях, становясь существенной частью последующих стадий. В случае диффузии идентичности, когда молодой человек не может найти свое место в жизни, усиливаются стихийные ритуализации, которые со стороны выглядят вызывающе и сопровождаются насмешками посторонних людей.

Концепция Э. Эриксона называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности. Согласно эпигенетическому принципу, используемому при изучении эмбрионального развития, все, что растет, имеет общий план. Исходя из этого общего плана, развиваются отдельные части. Причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преимущественного развития. Так происходит до тех пор, пока все части, развившись, не сформируют функциональное целое.

Эпигенетические концепции противостоят преформистским учениям, так как подчеркивают роль внешних факторов в возникновении новых форм и структур. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий — это результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество. Сам Э. Эриксон признавал, что его периодизацию нельзя рассматривать как теорию личности, это лишь ключ к построению такой теории.

Теория социального научения

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания. Такое научение стало рассматриваться в американской психологии как новая, третья, форма научения. С самого начала надо подчеркнуть, что в теории социального научения проблема развития поставлена с позиции первоначального антагонизма ребенка и общества, заимствованной от фрейдизма, и отметить некоторые важные частные достижения этой концепции.

Так, А. Бандура правильно и своевременно выступил против переноса данных, полученных на животных, на анализ человеческого поведения. Он считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (подражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели).

Бандура провел немало лабораторных и полевых исследований, посвященных детской и юношеской агрессивности. Детям показывали фильмы, в которых были представлены образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). После просмотра фильма дети играли с игрушками. В результате агрессивное поведение у детей, смотревших фильм, было больше и проявлялось чаще, чем у детей, не смотревших фильма. Если в фильме агрессивность взрослых поощрялась, то и в игре детей она проявлялась чаще, и наоборот.

Бандура включает в схему «стимул — реакция» четыре промежуточных процесса для объяснения того, как подражание модели приводит к формированию у субъекта нового поведенческого акта:

  • внимание к действию модели;
  • память о воздействиях;
  • двигательные навыки, позволяющие воспроизвести увиденное;
  • мотивацию, определяющую желание ребенка выполнить то, что он видит.

Отсюда видно, что Бандура признает роль когнитивных (познавательных) процессов в становлении и регуляции поведения на основе подражания.

Известный американский психолог Р. Сире предложил принцип диадического анализа развития личности. Поскольку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности первоначально формируются в так называемых «диадических ситуациях». Диадические отношения — это отношения ребенка и матери, учителя и ученика, отца и сына и т. д. По мнению Р. Сирса, нет строго фиксированных и неизменных черт личности (например, агрессивности или доброжелательности). Соответствующее поведение всегда зависит от личностных свойств другого члена диады, практика детского воспитания определяет природу детского развития. Он выделил три фазы развития ребенка:

  • фаза рудиментарного поведения — основывается на врожденных потребностях и научении в раннем младенчестве;
  • фаза первичных мотивационных систем — основывается на научении внутри семьи (основная фаза социализации);
  • фаза вторичных мотивационных систем — основывается на научении вне семьи.

Отсюда мы видим, что влияние родителей на воспитание ребенка Р. Сире считает главным в процессе социализации.По Р. Сирсу, центральный компонент научения — это зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. В психоанализе показано, что психологическая зависимость от матери возникает очень рано. Но пик зависимости приходится на раннее детство. Сирс выделил пять форм зависимого поведения:

1) «поиск вегетативного внимания»: привлечь внимание с помощью ссор, разрыва отношений, неповиновения. Эта форма зависимости — прямое следствие низких требований и недостаточных ограничений по отношению к ребенку;

2) «поиск постоянного подтверждения»: извинения, просьбы, излишних обещаний или поиск защиты, комфорта, утешения.

Эта форма связана с высокими требованиями достижений со стороны обоих родителей;

3) «поиск позитивного внимания»: поиск похвалы, желание включиться в группу или, наоборот, стремление выйти из группы. Эта форма возникает при терпимости матери по отношению к поведению дочери, но нетерпимости по отношению к агрессивному поведению;

4) форма поведения, которую автор назвал «пребыванием поблизости», — это постоянное присутствие ребенка возле другого

ребенка или группы детей (взрослых). Это одна из форм «незрелого», пассивного проявления в поведении положительной по своему направлению зависимости;

5) «прикосновение и удержание». Проявляется в виде неагрессивного прикосновения, удерживания или обнимания других. Это форма «незрелого» зависимого поведения.

Успех каждого метода воспитания, подчеркивает Р. Сире, зависит от умения родителей найти средний путь. Правилом должно стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая зависимость; ни слишком сильная, ни слишком слабая идентификация.

Роль поощрения и наказания в формировании нового поведения, отвергая все попытки объяснить поведение человека на основе внутренних побуждений, отмечал Б. Скиннер. Главное понятие концепции Б. Скиннера — подкрепление, т. е. увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление и награда — не тождественные понятия. Подкрепление усиливает поведение, награда не обязательно способствует этому.

Подкрепление может быть положительным и отрицательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т. д.). Скиннер выступает против наказания, отличая его от отрицательного подкрепления. Наказание, по его мнению, не может дать устойчивого и продолжительного эффекта. Игнорирование плохого поведения ребенка может заменить наказание.

Ассимилировав достижения в теории социального научения, и в особенности идеи Сирса и Скиннера, Дж. Гевирц основное свое внимание уделил изучению условий возникновения социальной мотивации и привязанности младенца к взрослому и взрослого к ребенку. Источниками мотивации поведения ребенка служат стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления, необходимо учитывать, при каких условиях данная стимуляция воздействует на ребенка. Разнообразные реакции младенца — улыбка, смех, вокализации — служат положительными подкрепляющими стимулами для поведения родителей: таким образом младенец может формировать, а затем контролировать разнообразные виды поведения своих родителей.

Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные (кросскуль-турные) исследования М. Мид, показал плодотворность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в культурах способы ухода за младенцами, исследователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира.

У. Бронфенбреннер выдвинул идею о том, что результаты коротких лабораторных экспериментов с детьми должны быть про-1 верены в длительных исследованиях естественного хода детского развития, в которых должны быть учтены факторы воспитания в семье и группе сверстников. Особое внимание ученый уделяет] анализу структуры семьи и других социальных институтов как важнейших факторов развития поведения ребенка.

У. Бронфенбреннер исследовал происхождение феномена «возрастной сегрегации» в американских семьях, который проявляется в неспособности молодых людей найти свое место в жизни общества. При этом человек чувствует себя оторванным от окружающих его людей и даже враждебным к ним, найдя любимое дело, он не получает удовольствия от работы, и интерес к ней быстро угасает. Корни отчуждения ученый видит в особенностях современной семьи:

  • работа матерей;
  • рост количества разводов;
  • дефицит общения детей с отцами из-за постоянной занятости проблемами работы;
  • затруднение общения с родителями из-за появления телевизора, отдельных комнат;
  • редкое общение с родственниками и соседями.

Дезорганизующие силы зарождаются первоначально не в самой семье, а в образе жизни всего общества. В основе теории социального научения лежат схема «стимул — реакция» и учение 3. Фрейда. Американские ученые взяли у Фрейда его социальную сердцевину: отношения между «Я» и обществом. Фрейд и бихевиоризм скрещиваются не в проблеме сексуальности, не в проблеме инстинкта, а в подчеркивании роли социального в развитии ребенка. Однако социальное в бихевиоризме понимается как одна из форм стимуляции, вызывающей поведение, как одна из форм подкрепления, поддерживающая его.

Концепция социального научения показывает, как ребенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки, нормы общества.

Наши рекомендации