Глава 1. теоретический анализ литературы по проблеме успеваемости и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  Выполнила:
  студентка V курса заочной формы обучения
    Направление подготовки: Психолого-педагогическое образование Направленность: Психология и социальная педагогика
   
Допущено к защите в ГЭК и проверено на объем заимствования:  
  Заведующий кафедрой: к.п.н., доцент     Руководитель: к.пс.н., доцент  
_____________/ Р.М.Салимова   _______________/ А.В. Малолеткова    
  «____»____________2016 г.  

Стерлитамак – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста
1.2. Изучение успеваемости младших школьников в психолого-педагогической литературе
1.3. Исследования учебной мотивации детей младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация и методики исследования
2.2.Интерпретация и анализ результатов исследования
2.3. Научно-практические рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодня сложно переоценить роль школьного периода в жизни ребенка. Его успешность во многом зависит от развития личности младшего школьника, его личностных качеств, формирующихся под воздействием той или иной особенности периода школьной жизни ребенка.

Основная цель обучения в школе – выработка психологического механизма, позволяющего им в последующем выполнять самореализацию, саморазвитие, чтобы познавательная потребность выступала в качестве движущей силы развития ребенка младшего школьного возраста. Это обуславливает тягу к знаниям. Младший школьный возраст характеризуется огромными ресурсами развития учебной мотивации детей.

Необходимо развивать у детей определенные личностные качества, которые нужны для приспособления в новых условиях современного общества: инициативность, ответственность, самостоятельность. Это возможно при высоком уровне учебной мотивации. Основное содержание мотивации в этом возрасте – «научиться учиться».

Младший школьный возраст называют тем периодом, в котором осуществляется формирование учебной мотивации, которая детерминирует уровень познавательных способностей ребенка в дальнейшем.

Учебная мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Формирование учебной мотивации у младших школьников без преувеличения можно назвать одной из ведущих проблем современной школы. Ее актуальность детерминирована обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы детей, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных младших школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для ребенка в каждом конкретном случае играет значимую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.

Разработанность проблемы. Проблема исследования учебной мотивации находит отражение в научных трудах В.И. Василовского, Р.И. Ждановой, В.С. Ильина, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, Г.С. Сухобской, Г.И. Щукиной и др.

Объект исследования: – успеваемость и учебная мотивация младшего школьника.

Предмет исследования: – взаимосвязь успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Цель исследования: – проанализировать взаимосвязь успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между успеваемостью и учебной мотивацией мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

2) Провести экспериментальное исследование взаимосвязи успеваемости и учебной мотивации мальчиков и девочек младшего школьного возраста;

3) Разработать научно-практические рекомендации.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, анкетирование, методы математической статистики.

Экспериментальная база исследования: – исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения – «СОШ № 10» городского округа город Стерлитамак, учащиеся 3-4 классов, 50 человек. Выборку составляют испытуемые мужского и женского пола в возрасте 9-10 лет.

Практическая значимость исследования: – результаты исследования могут представлять большой интерес и для работающих педагогов-психологов в плане диагностики и коррекции успеваемости и учебной мотивации у детей младшего школьного возраста. Также результаты могут быть использованы учителями для прогнозирования и оптимизации обучения школьников. Полученные результаты могут послужить основой для организации профилактической и коррекционно-развивающей работы в рамках психологического сопровождения детей младшего школьного возраста.

Апробация результатов исследования: полученные результаты были апробированы на заседании кафедры психолого-педагогического образования.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений, приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ УСПЕВАЕМОСТИ И УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Наши рекомендации