ТЕМА № 7. СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВРАЧЕБНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Требования к усвоению содержания темы:
· иметь представление о профессиональной (врачебной) коммуникации;
· иметь представление о процессе складывания отношений между врачом и пациентом;
· знать предпосылки для взаимоотношений врача и пациента;
· знать основные фазы общения врача и пациента;
· знать модели взаимоотношений врача и пациента;
· знать содержание терминов: профессиональная коммуникация, профессиональная компетентность, врач, пациент, психология больного, аффилиация, коммуникативная толерантность, эмоциональная стабильность.
· уметь использовать эти термины;
· уметь выстраивать взаимоотношения врача и пациента;
· понимать психологические особенности пациентов разного профиля;
· уметь общаться с родственниками пациента;
· уметь анализировать причины успешной профессиональной (врачебной) коммуникации.
Вопросы к семинарским занятиям:
Семинар 1.
1. Предпосылки для взаимоотношений врача и пациента.
2. Основные фазы общения врача и пациента.
3. Модели взаимоотношений врача и пациента.
4. Профессионально значимые качества врача. Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность.
5. Психологические особенности больных сердечно-сосудистого профиля
Семинар 2.
1. Психологические особенности больных гипертонией.
2. Психологические особенности больных церебральным атеросклерозом.
3. Психология общения медицинского работника в клинике хирургических болезней.
4. Психология общения с престарелыми пациентами
Задания для самостоятельной подготовки к занятиям:
1) рассмотреть теоретические вопросы к семинарскому занятию, основные понятия темы, используя лекционный материал, основную и дополнительную литературу;
2) подготовиться к выполнению практических заданий.
Задания для самостоятельной аудиторной работы:
1. Пройдите тесты и оцените результаты.
Тест оценки коммуникативных умений собеседника (Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. 2007).
Инструкция.
Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любым человеком — будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или случайный собеседник.
Текст опросника.
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться. У меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник никогда не смотрит мне в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.
3. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова.
4. Собеседник никогда не улыбается.
5. Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями.
6. Собеседник старается опровергнуть меня.
7. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.
8. На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.
9. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
10. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т.д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
12. Собеседник делает выводы за меня.
13. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
14. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая.
15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая.
16. Когда я предлагаю что нибудь новое, собеседник говорит, что думает так же.
17. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
18. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.
20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы с этим не согласны?».