Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы

Цель:изучить основные правила этикета в профессиональной коммуникации работников нефтегазовой сферы.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции и их части:знание основных этикетных норм, умение их применять в профессиональной коммуникации.

Актуальность темы заключается в том, что каждый человек должен знать общекультурные принципы профессионального общения, обладать высокой коммуникативной культурой.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В профессиональной коммуникации человек должен обладать высокой коммуникативной культурой, а также постоянно изучать и учитывать эмоциональную сторону деловых отношений, соблюдать нормы этики и этикета.

Деловой этикетопределяется общекультурными правилами взаимодействия с людьми. Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности[13].

Любой работник, в том числе и специалист нефтегазовой сферы, должен для успешной коммуникации доброжелательно, предупредительно относится ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

К основным общекультурным принципам, которым должен следовать каждый, относятся:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Когда человек является пунктуальным, то у его коллег создается мнение, что на него во всем можно будет положиться. Все служебные поручения нужно выполнять вовремя.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Та служебная информация, которая доверяется работникам организации, не должна распространяться за ее пределами. Тем более не этично передавать что-либо услышанное о руководителе другим сослуживцам или ему самому.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость.Один из важных этических принципов, который не подразумевает вступать в дружеские отношение со сослуживцами или клиентами. Достаточно доброжелательно к ним относиться.

4. Внимание к окружающим(думайте о других, а не только о себе). Необходимо быть внимательным ко всем, кто находится рядом на рабочем месте, уважать их мнение, стараться входить в их положение, прислушиваться к критике, конструктивно ее оценивать.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Необходимо во внешнем облике соблюдать прописанные правила в организации. Самое главное – это не цена, а аккуратность и вкус, с которым целесообразно подбирать одежду.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Все документы должны быть написаны грамотным языком!

Пятый принцип является важным в профессиональной коммуникации, так как: «Встречают по одежке, а провожают по уму!» – гласит народная мудрость.

Одежда демонстрирует индивидуальность и характеризует делового человека как личность. Решение о приеме на работу зависит от внешнего вида соискателя. Первым шагом к победе в общении является внешний облик.

Выбирая деловой костюм, человек должен следовать общепринятым правилам:

• единство стиля;

• соответствие стиля конкретной ситуации;

• разумная минимизация цветовой гаммы (так называемое «правило трех цветов»);

• сопоставимость цветов в цветовой гамме;

• совместимость фактуры материала;

• сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды;

• соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма[14].

Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно стремиться выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах, – общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить вашего партнера думать, что столь же аккуратны вы будете и в делах.

Все составляющие делового костюма должны гармонировать друг с другом по расцветке, фактуре материала, а также соответствовать сезону. Цвета одежды должны подходить также и к цвету кожи человека. Обувь должна быть хорошего качества, ухоженной. Аксессуары (портфель, часы, очки, ручки, блокноты и др.) нужно подбирать так, чтобы они не мешали общему восприятию работника, а дополняли его имидж.

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Вот что прописано в «Правилах корпоративной культуры открытого акционерного общества «Нефтяной компании «Лукойл»». Стиль одежды, внешний вид работника – это часть его собственного имиджа и имиджа Компании в целом. В соответствии с этим для работников нормой является деловой стиль одежды, не отвлекающий от выполнения производственных задач. Определяя характер одежды, обуви, аксессуаров, необходимо руководствоваться основными принципами:

1.Возможностью эффективной работы.

2.Аккуратностью.

3.Сдержанностью.

Во исполнение вышеперечисленных требований к внешнему виду работников необходимо соблюдать следующие правила:

1.Стиль деловой одежды должен быть консервативным и сдержанным.

2.Одежда должна быть аккуратной и соответствовать принятым в мире стандартам делового стиля с учетом особенностей стран ведения деятельности.

3.Избегать ярких и вызывающих цветов одежды и броских аксессуаров.

4.Спецодежда и защитные средства работников должны соответствовать условиям труда и принятым в Компании стандартам.

5.Не следует приходить на работу в офис в спортивной одежде: джинсах, футболках, свитерах, кроссовках и другой спортивной обуви.

6.Необходимо использовать сменную обувь, обеспечивающую безопасное передвижение в офисных и производственных помещениях[15].

Другая нефтегазовая компания ОАО «Газпром нефть» очень подробно изложила требования к внешнему облику женщины[16], работающей в нефтегазовой отрасли.

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Таким образом, правильно выбранный имидж поможет любому человеку создать благоприятное впечатление о себе. По данным некоторых исследований, 55% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они видят (цвет кожи и волос, внешний вид, поза, мимика и жесты, выражение лица, характер зрительного контакта); остальные 45% впечатлений определяются тем, что люди слышат (смысловая нагрузка речи, ее темп, высота голоса, ясность речи, произношение и т. п.)[17]. Поэтому необходимо стремиться к гармоничному сочетанию первой и второй составляющей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1.Изучите представленный в данном разделе материал и ответьте на следующие вопросы:

1.Дайте определение этикету.

2.Что такое деловой этикет?

3.Перечислите и опишите основные общекультурные принципы.

4.Какие общие требования предъявляются к внешнему облику делового человека?

5.Какими рекомендациями следует руководствоваться деловой женщине при выборе костюма?

6.Какие ошибки, по Вашему мнению, могут допускать деловые женщины, формируя свой внешний облик?

Задание 2. Сравните две фотографии. Проанализируйте их, используя полученные знания.

Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru Тема 9. Этикет в профессиональной коммуникации работника нефтегазовой сферы - student2.ru

Задание 3.Выполните практикум по нормам русского языка.

1.Расставьте ударение в словах.

Языковый (отн. к языку как анатомич. органу), холеный и холёный, хребет, христианин, яичница (шн), ясли, яслей (не яслей и не ясель), характерный (человек), характерный (поступок), хлопок, хлопковый, ходатайходатайство, хозяева, хронограф, тождество, ханжество, хаос и хаос, толика, торт, (мн.ч.) торты, тортов, тотчас.

2.Замените следующие слова фразеологизмами.

1. Небрежно. 2. Плохо. 3. Усердно. 4. Откровенно. 5. Выдумать. 6. Помнить. 7. Смеяться. 8. Плакать. 9. Бездельничать. 10. Болтать (пустяки). 11. Кое-как.12. Спасать.

Список рекомендуемой литературы:

1.Казакова О.А. Деловая коммуникация: учебное пособие / О.А. Казакова, А.Н. Серебренникова, Е.М. Филиппова. – Томск, 2013.

2.Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанова. – М., 2003.

3.Егоров П.А, Руднев В.И. Основы этики и эстетики: учебн. пособие / П.А. Егоров. – М., 2011.

4.Кузин Ф. А. Культура делового общения: практич пособие / Ф.А. Кузин. – М., 2011.

5.Семенов Л.С. Практика дипломатического протокола и этикета. / Л.С. Семенов. – М., 2012

6.Ягер Д. Деловой этикет: пер. с анг. / Д. Ягер. – М., 2010.


Наши рекомендации