Образцы развёрнутых ответов

Задание 8

В чём, по-вашему, состоит роль эпиграфа к рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет» и коль­цевой композиции в музыкальной теме Larqo Appassionato из Второй сонаты Бетховена (соч. 2),
сопряжённых с темой истинной любви и истинной жизни?

Эпиграф настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена — величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Музыка рас­крывает княгине Вере истинный смысл любви, рассказывает, что есть жизнь и что есть любовь. Это по­следний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он показывает подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности. Музыка преображает душу Веры.

Только три вещи могут так быстро всё объяснить человеку — любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом — особый смысл музыкальной темы, дающей — от эпи­графа к последней сцене — исключительную завершённость произведению.

В чём символическое значение развязки романа Е. Замятина «Мы»?

Благодетель от Ю узнаёт о заговоре и убеждает Д-503 в том, что им воспользовались в корыстных целях революционеры, в первую очередь 1-330. Такой талантливый изобретатель, безусловно, нужен Единому государству, но его нужно лечить. Это лечение осуществляется, Д-503 делают операцию (выре­зают фантазию), и результатом этого становится то, что, присутствуя на казни бывшей возлюбленной, он только замечает, какие у женщины под Газовым колоколом красивые зубы!

Заканчивается роман словами: «Я знаю, разум победит». Символичность такой концовки заключается в том, что человек лишён права выбора, но сам об этом не подозревает.

Задание 9

Какой мотив вам кажется главным, доминирующим в стихотворении С. Есенина «Отговори­лароща золотая»?

В стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924 г.) пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, быстротечность мимолетного пребывания человека на земле.

Осень — пора тишины и ярких красок, поэтому в стихотворении главенствуют цветовые образы, а звуковых практически нет. Но есть один, удивительно ёмкий: «И журавли, печально пролетая...». «Пе­чально пролетая» — это и о птицах, улетающих, прощающихся с родной стихией, и о последних днях поэта, который всепрощающе принимает эту участь, расставаясь со всем юным, весёлым, с «сиреневой цветью» природы и души. Возникает атмосфера, свойственная истинной поэзии.

Большую роль в стихотворении играет цвет. «Золотая» — это и символически возвышенное опреде­ление прекрасного, и цвет осени.

В чём видит Г.Р. Державин истинную награду поэтического таланта?

Само название стихотворения Державина «Памятник» указывает на то, что поэт размышлял о при­знании и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г.Р. Державин истинной наградой
поэтического таланта считает народное признание, сохраняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И это — самая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт.

Что для поэта С. Есенина есть «золотая роща»?

«Золотая роща» — это и сам поэт, но одновременно это и его поэзия. Поэзия как прекрасный сад, где листья — слова, образы — яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

(Вспомним стихотворение 1918 года «Хорошо под осеннюю свежесть / Душу — яблоню ветром стряхнуть...»). Желтизна травы, тихое падение листьев доносит мотив печального успокоения неко-
гда сильных порывов: не «закружилась листва золотая», а «дерево роняет тихо листья» — отдельные, одинокие листья.

Тема странничества, тема бесприютности подчёркнута холодным цветовым эпитетом «над голубым прудом» и особо ощутима в строфе «стою один среди осенней равнины голой...». Соотнесение весны человека («души сиреневая цветь») и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ:

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть...

В последних строках стихотворения звучит щемящая тоска, предчувствие трагического исхода:

И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком.

Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Задание 15

Какую роль играет описание пейзажа в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет»?

Описания природы в рассказе «Гранатовый браслет» огромную смысловую нагрузку, в этом произве­дении, огромна. Например, ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, траги­ческой ситуации. А.И. Куприн передаёт состояние природы с помощью разных художественных средств: эпитетов («глинистые дороги», «отвратительные погоды», «свирепый ураган», «разбитые
стекла», «изуродованные клумбы»), метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как во­дяная пыль, дождик»), олицетворений («сад покорно засыпал: звёзды дрожали»).

Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и — в особенности — запахов. Например: «Клумбы опус­тели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — напо­ловину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой... Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».

Кроме того, пейзаж в «Гранатовом браслете» изменчив, как и настроение героев. Например: «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоб­лачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Пейзаж первой главы явля­ется завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.

Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора.

Задание 16

Чем оправдан поэтический приём гиперболы в стихотворении С. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ»?

Есенинские «Персидские мотивы» — своеобразное осуществление ранней и давней мечты поэта на­писать книгу «Стихи о любви», песнь любви... И стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» — один из лучших образцов этой «песни».

Поэтизация чувства любви является наиболее характерной особенностью «Персидских мотивов». В них любовь согрета чувством дружбы к женщине, это любовь без роковых страстей, испепеляющих душу, это светлое и естественное чувство, объединяющее нас с природой, это ожидание чуда, возмож­ность
счастья. Тема любви естественным образом перерастает в более широкую тему — любовь не только к женщине, но и к России, к жизни, к природе, к Востоку. Любовь к России явственно присутствует в каж­дом стихотворении «Персидских мотивов», в том числе и в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». Образ ржаного русского поля, встречающийся в четырёх из пяти строф стихотворения, становится его своеобразной метафорой, символом далёкой родины. Автор использует и гиперболу («Потому что я с севера, что ли, / Что луна там огромней в сто раз...»), и лирические повторы — своеобразные средства усиления эмоциональной выразительности.

Связаны ли у поэта С. Есенина темы родины и тема материнской любви?

В лирике С. Есенина темы родины и материнской любви очень тесно связаны. Например, смысл стихотворения «Письмо матери» очень трудно передать словами. О чём оно? О родине, о «низеньком нашем доме», о саде ««по-весеннему белом», о юности и чистоте и, конечно, о матери, к которой поэт обращается с пронзительно нежными словами:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Материнская любовь и преданность не знает границ, и этот «старомодный ветхий шушун» — такая щемящая деталь рязанской деревни. Удивительные, по-сыновни преданные, проникновенные слова на­ходит поэт для матери:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

А в стихотворении «Снежная замять дробится и колется» поэт восклицает: «Милая, добрая, старая, нежная...». Для Есенина мать — воплощение нравственной чистоты:

Много я видел, и много я странствовал,

Много любил я и много страдал
И оттого хулиганил и пьянствовал,

Что лучше тебя никого не видал.

Вдыхая целительный воздух материнского дома, поэт набирается сил:

Снова я ожил и снова надеюсь

Так же, как в детстве, на лучший удел...

Образ матери, созданный Есениным, становится собирательным, обобщённым образом русской женщины: чистой, душевной, бескорыстной, жертвенной. Образ матери и образ родины сливаются для поэта воедино.

Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А.А. Блока «Фабрика»?

Часто к социальной теме в своих стихотворениях и поэмах обращался Н.А. Некрасов. Он, как и Блок, обвиняет не только господ, прячущихся за «жолтыми окнами», но и сам народ, обвиняя его в по­корности. Обвинения народа в покорности мы видим в его поэме «Кому на Руси жить хорошо». Похоже в этом случае на «Фабрику» Блока и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия...». Он так же, как и Блок, делит Россию на «нищих» и господ за «жолтыми окнами» и так же обвиняет и тех и
других: «И вы, мундиры голубые, и вы, покорный им народ...».

Можно ли считать Андрея Штольца типом «деятельного героя» и каких героев-«деятелей»
ещё вы можете привести в пример?

Андрей Штольц принадлежит к типу практического деятеля. Он во многом руководствуется разумом, обладает предприимчивостью в материальных делах, рационален, не витает в облаках в отличие от Об­ломова. Во многом с ним схож другой «деятель» — Лопахин из пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Этот мо­лодой человек активен в воплощении своих планов в жизнь, он является антиподом Раневской и Гаева. Также к данному типу можно отнести студента Разумихина, второстепенного персонажа романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он жив и находчив на фоне строящего теории Раскольни­кова, находясь в очень близкой к нему ситуации, Разумихин находит способ зарабатывать деньги и про­должает учёбу.

В чём драматизм звучания любовной темы в стихотворении «Я не люблю иронии твоей» и кто из русских поэтов близок к Некрасову в её решении?

Тема любви в стихотворении Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей...» звучит очень драма­тично. Лирический герой стихотворения, который, как и его возлюбленная, ещё пока сохранил «остаток чувства», осознает: развязка «не далека». Он чувствует, что в сердце у него «тайный холод и тоска». Но в нём всё ещё «кипят... ревнивые тревоги и мечты». Вот почему герой просит свою любимую не торопить драматической «развязки неизбежной!»

Задание 17.1

Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема проща­ния автора с юностью, поэзией и романтизмом?

«Евгений Онегин»... Это «собранье пёстрых глав» до наших дней сохранило ту неповторимую худо­жественную привлекательность, которой наделил его гениальный поэт. Роман по праву был назван «эн­циклопедией русской жизни», ведь в нём автор запечатлел не только быт, но и нравы дворянского обще­ства начала девятнадцатого столетия. Не остались без внимания и характеры людей, живших в то время. И чтобы в полной мере понять мотивы поведения героев, значения их поступков, нам необходимо
хотя бы на некоторое время окунуться в атмосферу той эпохи. Такую уникальную возможность пред­ставляет роман «Евгений Онегин».

Онегин «родился на брегах Невы», его воспитывал француз-гувернёр. Затем Онегин стал вести свет­скую жизнь: ездить на балы, в театры, но вскоре ему наскучило такое времяпрепровождение, и он отпра­вился в деревню. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако и картины сельской жизни впоследствии надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которому примелькалось всё на свете, и он ничего уже не желает в жизни. Таким был Евгений Онегин.

В это время из-за границы вернулся восемнадцатилетний Ленский, начинающий поэт-романтик. Этот мечтательный и жизнерадостный человек, полный надежд и стремлений, много ожидающий от жизни, стал для Онегина другом. «Они сошлись: волна и камень, / Стихи и проза, лёд и пламень / Не столь различны меж собой», — пишет о них автор. Очевидно, что их дружба основывалась на взаимо­дополнении характеров.

Но что же привело к тому, что Онегин убил своего лучшего друга? Ленский уговорил Онегина при­сутствовать в доме Лариных на именинах Татьяны. Естественно, что на балу Онегину стало скучно, и, решив отомстить Ленскому, он стал приглашать Ольгу, избранницу молодого поэта, на каждый танец. Такое поведение друга не могло не разозлить Ленского, и он вызвал Онегина на дуэль. Так случилось, что Ленский погиб. А значит, погибли молодость, мечтательность, жизнелюбие, которые олицетворял юный поэт. Вот почему А.С. Пушкин в начале шестой главы прощается с юностью, поэзией и роман­тизмом. Человек умер, и его уже не вернёшь, как невозможно вернуть то, с чем навсегда простился вели­кий поэт.

Почему Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым и заканчивает Плюшки­ным?

Николай Васильевич Гоголь создал много великолепных произведений, но делом всей своей жизни он всё же считал поэму «Мёртвые души». Сюжет поэмы довольно прост. Главный герой, Павел Ивано­вич Чичиков, ездит по всей Руси, покупая души умерших или беглых крестьян. Благодаря этому замыслу перед глазами читателя разворачивается целая галерея помещичьих образов. Они следуют один за дру­гим, демонстрируя степень деградации человеческой души: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и,
наконец, Плюшкин.

От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертвение помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине. О Плюшкине Чичиков впервые услышал от Собакевича. Внимание героя привлекло не то, что Плюшкин — мошенник и скряга, какого себе представить трудно. Важно то, что он массу людей переморил голодом и что люди у него «мрут, как мухи». С этого момента мысль о Плюшкине завладела Чичиковым.

В главе о Плюшкине тон повествования резко меняется: возрастают мотивы грусти, печали. Важно отметить, что Плюшкин отличается от других образов тем, что Гоголь даёт его в развитии, точнее, пока­зывает деградацию его души. Начало шестой главы — это рассказ об уходящей молодости и жизни. Всё, что есть лучшего в человеке, невозвратно растрачивается на дорогах жизни. Так автор готовит читателя к восприятию гибели человеческой души.

Уже с описания поместья Плюшкина, мы понимаем, что владения самого богатого помещика отли­чаются самой чудовищной разрухой. Въезд в поместье полуразрушен, всюду видна особенная ветхость, крыши напоминают решето, окна заткнуты тряпьём. Здесь всё безжизненно. Плюшкин давно уже не знает, сколько, где и чего производится в его обширном и загубленном хозяйстве.

Встретив Плюшкина по дороге к дому, Чичиков не может даже понять, кто перед ним: «Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».

В раскрытии образа Плюшкина важно не только описание его одежды, но и его внешности. Хотя Гоголь и пишет, что лицо этого персонажа не представляло собой ничего особенного, оно выделяется из галереи прежних лиц. Важно то, как автор описывает глаза своего героя: «маленькие глазки ещё не по­тухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острень­кие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун маль­чишка, и нюхают подозрительно самый воздух». У Плюшкина самые живые из всех героев глаза. Полу­чается, что самый мёртвый, самый отвратительный персонаж из помещиков оказывается и са-
мым «живым».

Гоголь использует уже совсем необычный для описания помещика приём: рассказывает биографию Плюшкина, показывает, как тот стал «прорехой на человечестве». Важно обратить внимание на то, что у всех помещиков до Плюшкина нет прошлого. О прошлом Коробочки известно лишь то, что у неё был муж, который любил, когда ему чесали пятки. О прошлом Собакевича не сообщается ничего. Известно лишь, что за сорок с лишним лет он ещё ничем не болел и что отец его отличался таким же отменным
здоровьем. Про Ноздрёва читатель узнает, что в тридцать пять лет он был такой же, каким был в восем­надцать и в двадцать. Про Манилова говорится мельком, что он служил в армии, где считался скром­нейшим и образованнейшим офицером. Кажется, и Манилов, и Собакевич, и Ноздрев, и Коробочка уже родились такими, какими их застаёт действие поэмы. Но с Плюшкиным всё по-другому. В далёком про­шлом он был образцовым хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам «Мёртвых
душ».

Очень интересно то, что персонаж, стоящий самым последним в галерее «мёртвых» душ, тем не ме­нее имеет всё-таки слабые намёки на существование души. О Плюшкине, услышавшем имя своего
школьного приятеля, говорится: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, вы­разилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появле­нию на поверхности вод утопающего». Пусть это только «бледное отражение чувства», но всё же «чув­ства», то есть истинного, живого движения, которым прежде был одухотворён человек. Получается, что Плюшкин не мертвее, а живее предшествующих персонажей. Поэтому он закрывает галерею образов помещиков.

Плюшкин стоит последним в галерее помещичьих образов не только потому, что он дошёл «до та­кой ничтожности, мелочности, гадости», но и потому, что он, пожалуй, самый живой персонаж
поэмы. Он не родился мёртвым, к такой жизни его толкнула душевная трагедия.

Гоголь с большим юмором и иронией описывает внешний вид Плюшкина и его хозяйство. Но это смех сквозь горькие слёзы. Этим персонажем Гоголь предупреждает молодое поколение: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!».

Задание 17.2

Какие стихотворения русских поэтов обращены к близкому человеку и какие мотивы сближают их друг с другом? (Приведите 2—3 примера стихотворений с указанием их автора (авторов) и обоснуйте свой выбор.)

Русские поэты в своём творчестве не раз обращались к близким людям: к матери, к няне, к друзьям. Не является исключением и С.А. Есенин. В стихотворении «Письмо матери» он выражает всю свою тре­петную любовь и нежность по отношению к матери — самому близкому и дорогому для него человеку. С. Есенин очень нежно говорит: «Ты одна мне помощь и отрада, / Ты одна мне несказанный свет». Поэт подчёркивает, что именно благодаря материнской поддержке ему удаётся преодолевать все жизненные трудности.

Ещё одним поэтом, который всегда с особым чувством относился к своим любимым людям, был А.С. Пушкин. Он не раз писал свои стихотворения, обращаясь в них либо к друзьям, либо, например, к своей любимой няне, «подруге дней... суровых», образ которой поэт трепетно хранит в своей душе. (Стихотворение «Няне».) Он часто вспоминает те вечера, которые они проводили вместе, погружаясь в какую-то сказочную атмосферу, которую впоследствии А. Пушкин перенёс отчасти в свои замечатель­ные произведения. Лирический герой стихотворений всегда изображён как человек, который очень тя­жело переживает разлуку, он точно так же, как и сам автор, грустит о расставании. Во многом лириче­ские герои обоих поэтов очень похожи.

Таким образом, надо отметить, что обращаясь к близким для себя людям, многие поэты пытаются выразить свои чувства, свои мысли и переживания, которые накопились в их душе.

В чём особенность психологизма Тургенева и кто из русских классиков близок ему по спосо­бам изображения личности героя?

В середине XIX века люди очень интересовались внутренней жизни человека, тайнами его души. Поэтому в центре внимания писателей того периода находился человек и его богатый внутренний мир.

Главная особенность изображения мира героев русской литературы — психологизм, то есть способ­ность показать то, как изменяется душа героя. В центре разных произведений мы видим «лишних лю­дей»: Чацкого, Онегина, Печорина, Обломова, Рудина.

У каждого писателя были свои излюбленные метода и приёмы: у Толстого такой приём изображения назывался «диалектика души», у Тургенева — внутренний и внешний психологизм, у Достоевского герой раскрывается во внутренней борьбе между разумом, теорией и чувствами.

Что касается И.С. Тургенева, то, например, в романе «Отцы и дети» в описании первой встречи Ев­гения Базарова и Павла Петровича Кирсанова очень интересным примером является портретная харак­теристика героев, в которая буквально пронизана психологизмом. Мы видим красную, обветренную руку Базарова, человека, который много работает на воздухе, не внимателен к своей внешности, «балахон» его тоже говорит о непокорности, нежелании следовать канонам, традициям, свобода во всех проявлениях и
нигилизм во всем. И Павел Петрович, который протягивает свою ухоженную руку, одетый в изящный костюм, очень контрастирует с Базаровым, сразу же направляя мысли читателя на то, что, вероятно, эти два героя и составят внутренний и внешний стержень конфликта в романе, так как в их внешнем и внут­реннем облике уже скрыты противоречия. Таким образом, психологическая характеристика героев помо­гает И.С. Тургеневу лучше не просто характеризовать своих героев, но и направлять читателей в русло
своих мыслей и убеждений, которые он хотел высказать в романе.

Одними из первых, кто стал характеризовать своего героя, используя именно приёмы психологизма, по праву можно назвать М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина, которые в своих произведениях («Герой нашего времени» и «Повести Белкина») стараются раскрыть внутренний мир своих героев именно с этой стороны. Далее эти традиции разовьют и продолжат Гоголь и Достоевский, душа героя станет главным объектом исследования. В своих произведениях авторы стараются подчинить идее «психологического
раскрытия» и портретную характеристику, и пейзаж.

Особенность изображения мира героев русской литературы XIX века в том, что, составляя именно психологический портрет героя, обращая внимание на обстановку и пейзаж, они помогают тем самым читателю лучше и полнее понять не только героя произведения, но и самого писателя, который вклады­вает свои душу и мысли в свои произведения.

Задание 17.3

Какие писатели затрагивали в своих произведениях тему трагизма в любви и в чём своеобразие раскрытия этой темы у писателей?

О любви писали и пишут многие авторы. Но каждый о ней говорит по-своему. Для русской литера­туры характерно, чтобы писатель в своём произведении показывал то, насколько серьёзно относится ге­рой к этому чувству. Например, И.С. Тургенев преднамеренно проводил всех своих героев через «испы­тание любовью». И здесь важен не интимный взгляд на любовь, не просто взгляд на отношения муж­чины и женщины, а именно взгляд шире. Конечно, у любви множество оттенков, но в любом случае, любовь — это то, что даёт силы или хотя бы приятные воспоминания. Но почти в каждом произведе­нии о любви все действия протекают достаточно напряжённо и заканчиваются, как правило, трагично: «Анна Каренина», «Бедная Лиза» и многие другие.

Почему же любовь, которая должна восприниматься именно как благо, несёт в себе столько тра­гизма? На самом деле трагизм в описании любви — это народная традиция. Ещё в русском фольклоре, когда пели частушки о любви к милому, называли их «страданием». А когда девушку выдавали замуж даже за любимого человека, плакали. В русской деревне синонимом слова «любить» было слово «жа­леть». Таким образом, акцент делается именно на печальной, мучительной стороне взаимоотношений мужчины и женщины, а во главу отношений возводится духовное начало.

Понимание любви как высшей силы, соединяющей божественное с человеческим, характерно для литературы XX века. Особенно хорошо это можно увидеть на примере творчества Александра Куприна и Ивана Бунина. У каждого из них была своя концепция любви, но во многом они перекликаются. В любом случае писателей интересует не просто обычные взаимоотношения любящих, а именно то, какой след в душе любовь оставляет у каждого. Например, во всех произведениях И. Бунина любовь воспри­нимается героями как «солнечный удар», вспышка, яркое событие в жизни, воспоминание о котором ос­таётся на всю жизнь. В истинной любви, считает Бунин, есть что-то общее с вечной природой. Пре­красно только то чувство, которое естественно, не ложно, не выдумано. В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и тёмные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждого влюблён­ного есть свои «тёмные аллеи».

Множество писателей в своих книгах проверяли и будут проверять своих героев, посылая им это чув­ство. Каждый автор пытается по-своему объяснить любовь, внести лепту в её определение. Для Куприна любовь — дар божий, доступный не каждому. Например, иногда такая любовь, «настоящая любовь», ко­торая «даётся человеку раз в сто лет», может пройти мимо, даже не тронув сердце, а может и заставить страдать только потому, что человек понял о том, что это была в его жизни та самая, настоящая лю-
бовь, слишком поздно. Но любовь, в любом случае, с точки зрения А. Куприна, благодатна, даже если она не взаимна, потому что это лучшее, что может произойти с человеком, как бы трагична она не каза­лась другим со стороны.

Тема любви останется интересной для людей всегда, потому что любовь — это вечное чувство, лю­бовью движется мир. И какие бы трагичные оттенки любовь не имела, писатели всегда будут обращаться в своём творчестве к этому прекрасному, романтическому чувству, которое вносит в наше порой совсем бездуховное время смысл и заставляет задуматься о вечном, о том, что всегда будет связывать Мужчину и Женщину в этом мире.

Наши рекомендации