Адъективно‑глагольный класс
Глаголы от прилагательных образуются несколькими способами: суффиксальным: лысый → лысить (Причесывай, тольконе лысь!), чужой → чужеть (Чужеет… скоро будет совсем чужой!); префиксально‑суффиксальным: грубый → сгрубить (Волксгрубилголос); суффиксально‑постфиксальным: красивый → красивиться (Сестра все утро перед зеркаломкрасивилась); префиксально‑суффиксально‑постфиксальным: главный → разглавничаться (И что это онразглавничался!).
Всем дериватам данного класса свойственно категориальное значение 'действие, имеющее отношение к признаку', которое по‑разному конкретизируется в разных словообразовательных моделях.
Суффиксальные глаголы
1. Глаголы со значением 'каузировать данный признак или увеличение степени данного признака'
Данное деривационное значение выражает модель с формантом‑И‑(ТЬ), которая характеризуется необычайной продуктивностью как в детской речи, так и в других речевых сферах. Признак при этом трактуется широко – речь может идти не только о признаке предмета, но и (последнее в нормативном языке не отмечено, во всяком случае, не зафиксировано «Русской грамматикой») о признаке как состоянии природы, среды, признаке как свойстве действия. В качестве производящих выступают исключительно качественные прилагательные или (во втором из указанных случаев) предикативные наречия, соотносительные с прилагательными: Черное море всеххудит (делает более худыми);Буду удобить свою постель (делать удобнее; характерно соблюдение морфонологического правила: усекается конечный звук ‑Н‑); Зачем я будумокрить свою чистенькую рубашечку?;Эта штука зимойтеплит, а летом холодит (о специальном устройстве в автомобиле);Тут песок специально ровнят… ну, выровняют. Особый семантический подтип, примыкающий к данному, образуют дериваты, объединенные значением 'заставлять казаться каким‑нибудь' (ср. в нормативном языке: полнить). Ср. в речи детей: Эти колготки ноги толстят (т. е. заставляют казаться более толстыми). Реже встречаются окказионализмы со значением 'каузировать определенное состояние среды или качество действия'. Ты вышишь – говорит мальчик отцу, который во время игры поднимает руки выше, чем следует. Семантически мотивирующим здесь является наречие «выше». Туфли нетеснят? (т. е. не тесно ли в них).
2. Глаголы со значением 'приобретать признак или увеличивать степень признака'
Используется словообразовательная модель с формантом‑Е‑(ТЬ). Данные глаголы, как и глаголы предшествующего типа, используют в качестве производящей базы не только качественные прилагательные в положительной степени (позитив), но и часто компаратив [Улуханов 1977: 132–135]. Во втором случае глагол имеет значение 'увеличивать степень признака, названного прилагательным'. Приведем примеры дериватов первого семантического подтипа: Холодильник ужемокреет; Кто в деревянных башмаках ходит, у того ногидырявеют; От неприятностей не худеют, от неприятностей тощеют; Варежки на снегу быстромокреют; Водахолоднеет; Наш котслепеет.
Примеры дериватов второго подтипа: Червяки вседлиннеют и длиннеют; А тень вседлиннеет.
Возможна и семантическая мотивация предикативным наречием: Знаешь, ятеплею, когда мостик делаю (т. е. мне становится тепло или теплее); Когда ты так говоришь, ягрустнею (т. е. мне делается грустно или грустнее); На улицедождливеет и дождливеет. Характерен следующий диалог: Погодалучшёет… Далее – реакция на удивленный взгляд матери: А как надо сказать – хорошёет, что ли? Сначала был образован глагол от компаратива, затем заменен на образованный от позитива. Сказывается предпочтение, отдаваемое ребенком компаративу при необходимости подчеркнуть значение увеличения признака. Поскольку системой языка предопределена возможность для каждого качественного прилагательного иметь дериват с данным значением, а в норме языка эта возможность реализована отнюдь не всегда, имеется большое количество лакун, заполняемых детскими образованиями[165].
Глаголы двух указанных выше групп (со значением 'каузировать признак' и со значением 'приобретать признак') соотносительны между собой и взаимно предполагают друг друга. Ср. «темнеть» – «темнить», «злеть» – «злить». Они составляют попарно каузативную оппозицию. Возможно, очевидно, в ряде случаев в конкретных деривационных актах образование одного глагола от другого путем мены суффиксов без посредства прилагательного: Щеки уже краснеют. Это я их нарочнокрасню (мальчик, говорящий это, трет себе щеки и при этом разглядывает себя в зеркале).
3. Глаголы со значением 'совершать занятия, поступки, имеющие отношение к признаку'
Данное деривационное значение связано с формантом‑НИЧА–(ТЬ), например важный → важничать. В детской речи формант проявляет некоторую продуктивность: Мы всеостроумничали, кто как мог; Женя любитглавничать (т. е. всюду быть главной).