Фундаментальные механизмы медитации

Технической стороне медитативных практик достаточно легко научиться. Однако они никогда не дадут результатов, если только ими не заниматься регулярно и с полной самоотдачей. Как это ни печально, многие люди полагают, что для достижения состояния медитации необходимо забивать себе голову множеством разных методов, ни одним из которых они не занимаются всерьез. В результате они не добиваются ничего. В эту ловушку легко попасть, поскольку мы привыкли верить, что результаты достигаются путем обучения. То есть, мы верим, что чем больше фактов накапливается у нас в голове, тем мудрее мы становимся. Возможно, в интеллектуальном плане это отчасти верно, но это абсолютно неверно в том, что касается медитативных практик, а по существу и йоги в целом. Человек может почти ничего не знать на интеллектуальном уровне, однако, зная одну медитативную технику и практикуя ее с полной самоотдачей, он может испытать радость познания медитации. Успех не зависит от фактического знания. На протяжении всей истории есть множество примеров как необразованных, так и высоко образованных людей, которые достигали высочайших состояний медитации. Все мы — бедные и богатые, интеллигенты и простые люди, молодые и старые, мужчины и женщины — имеем доступ к потенциальным возможностям ума. Главное, что нужно для того, чтобы погружаться в глубины ума и постигать его потенциальные возможности, — это сильное желание и практика. Только так можно испытать блаженство и трансцендентальное знание медитации.

Как мы уже упоминали, есть два главных метода достижения состояния медитации: пассивный и активный. Активные методы используются в повседневной жизни, когда человек ходит, разговаривает, ест и выполняет повседневные обязанности. Это область карма-йоги и бхакти йоги. В этом случае цель состоит в том, чтобы находиться в состоянии медитации, одновременно активно участвуя в делах внешнего мира. Это не означает, что все действия выполняются безразлично, или что человек расхаживает в состоянии сна. Вовсе не так. Человек будет выполнять свои действия с гораздо большим энтузиазмом, более эффективно и энергично.

Именно пассивные методы достижения состояния медитации обычно называются медитативными практиками. Это методы раджа йоги. В этом случае ежедневно выделяется определенное время исключительно для целей интроспекции. Подобные методы также могут вести к возникновению состояния медитации вне периода времени, непосредственно посвящаемого практике. Иными словами, состояние медитации переносится в повседневную жизнь. Здесь мы будем обсуждать именно эту разновидность пассивной практики.

В действительности, само слово «пассивная» ошибочно, поскольку пассивным и неподвижным остается только тело. Внутренне может происходить бурная активность на сознательном уровне. Независимо от вашего желания, она может быть самопроизвольной или преднамеренной. У некоторых людей этот процесс происходит автоматически. Глядя на человека, практикующего пассивные медитативные техники, многие могут подумать, что он спит или потерял сознание. Такое может быть, но при правильном выполнении практик это не имеет ничего общего с действительным состоянием дел.

Первый шаг состоит в преодолении физических отвлекающих факторов. Большинству людей трудно сидеть в одной позе дольше, чем несколько минут, не испытывая боли или желания почесаться. Это заставляет осознание полностью обращаться вовне — совершенно противоположно тому, что требуется, поскольку цель состоит в том, чтобы направить осознание внутрь, на работу ума.

Следующий шаг — постараться достичь спокойствия ума и расслабления. У большинства людей ум подобен бурному морю. Прежде чем мы сможем увидеть что-либо под поверхностью, нужно сначала успокоить беспорядочные волны. Это достигается посредством осознания. Иными словами, мы стараемся осознавать объект, символ или процесс мышления. Это требует практики, но со временем становится возможно сосредоточивать осознания на чем-то одном, полностью исключая все остальное. Это однонаправленное внимание позволяет осознанию проникать на различные уровни ума. Тупая стрела не поразит мишень, тогда как острая и хорошо нацеленная наверняка пронзит яблочко. Это точечное осознание служит средством передвижения в путешествии в глубины ума. Оно — просто средство достижения цели. Кроме того, оно не дает медитирующему впасть в бессознательное состояние. Когда человек умственно и физически расслабляется и пытается выполнять медитативные практики, он очень легко может соскользнуть в состояние сна. Точечное сосредоточение постоянно напоминает нам об осознании. В карма-йоге таким средством передвижения служит напряженная, сосредоточенная работа, в бхакти йоге — беззаветная преданность человеку или какому-то одному объекту, а в джняна йоге — всепоглощающий поиск.

Многие люди чересчур стараются сосредоточиться, чтобы медитировать. Однако сосредоточение не происходит легко или спонтанно, если ум в смятении. Поэтому, стараясь достичь сосредоточения, они напрягаются; вместо того, чтобы стать спокойными и расслабленными, они, по сути дела, создают еше большую напряженность. В этих обстоятельствах невозможно медитировать. По этой причине мы не рекомендуем практикующим использовать интенсивное сосредоточение. Вместо этого, мы просим их как можно лучше осознавать объект или мысленный процесс. То есть, если ум склонен блуждать, не боритесь с ним — позвольте ему блуждать, но продолжайте осознавать объект или мысленный процесс. Таким образом, вы достигнете не только однонаправленности внимания, но и состояния умственного и физического расслабления.

В качестве объекта сосредоточения можно использовать множество вещей. Неважно что это, коль скоро этот объект способен легко удерживать ваше внимание. Вот несколько наиболее распространенных объектов: процесс дыхания; мантры, например, АУМ; изображение или мысленный образ великого мудреца или гуру; кончик носа; различные части тела или любой символ, который вас привлекает. В одной особенно хорошей практике используется осознание самого процесса мышления. Помните, что всё это только средства, которые ведут к медитации, а не сама медитация.

Мы лишь вкратце описали фундаментальный механизм пассивных медитативных практик. Это описание было очень общим, без каких-либо подробностей, поскольку практически все конкретные практики соответствуют этому основному методу или структуре. Наш ум на всех своих разных уровнях постоянно пребывает в состоянии болтовни. Обычно этот внутренний беспорядок, наряду с чрезмерно экстравертным образом жизни, не дает нам заглянуть в собственный ум. Медитация — это метод раздвинуть завесы ума и проникнуть взглядом внутрь. Мы не способны говорить о самой медитации и можем обсуждать лишь практики, ведущие к ней. Большинство людей периодически испытывают состояние эмоционального смятения. Это серьезная помеха для медитации. Так трудно в достаточной степени расслабиться и достичь однонаправленности внимания, даже когда мы одни. Нас постоянно одолевают заботы, неприязнь, ревность и многие другие эмоциональные возмущения, а их нельзя преодолеть одним махом. Необходимо время. Медитативные практики помогут достичь этой цели, но мы искренне советуем практикующему не забывать все, что мы ранее говорили о расслаблении (1).

Медитативные практики представляют собой прекрасный метод противостояния проблемам, конфликтам и другим возмущениям, таящимся в обычно недостижимых уголках ума. Когда мы открыто встречаемся с этими отрицательными аспектами своего ума, они автоматически уменьшаются. Каждый человек может стать своим собственным психиатром и психотерапевтом. Все эти проблемы постепенно исчезают, и жизнь постепенно становится выражением радости и счастья. Наша жизнь преображается.

Очень легко может создаться неправильное представление о медитации и медитативных практиках. Каждый человек может познать радость медитации, однако это требует определённых усилий. Было бы крайне удивительно, если бы человек начал медитировать с первой попытки. Фактически, мы никогда не слышали, чтобы такое происходило. Для этого требуются регулярная, серьёзная практика и время. Необходимое время зависит от конкретного человека, его проблем, его способности к самоотдаче и других факторов. Но все усилия оправданы, причем в гораздо большей степени, чем что-либо другое, что вы, возможно, делали в своей жизни. Поэтому не надейтесь, что вы немедленно достигнете медитации, а упорно продолжайте занятия.

Все мы склонны скептически относиться к тому, чего мы не испытали на собственном опыте. Так мы устроены. В отношении медитации испытывать скепсис и недоверие гораздо легче, чем в случае многих других концепций, поскольку она представляет собой что-то неуловимое и не поддающееся описанию. Даже автор этих строк был настроен крайне скептически, когда его впервые познакомили с возможностями медитации. Ему было трудно постичь, как «просто закрыв глаза» можно добиться чего-то, кроме сна. Конечно, это естественная реакция. Лишь посредством личного опыта можно медленно, но верно, преодолевать такой наивный подход и сопровождающие его сомнения. Более того, мы подчёркиваем, что можно прочесть многие тома, посвященные медитации, и по-прежнему не верить в ее существование. Только личный опыт медитации, даже если это всего лишь ее слабый проблеск, может заставить нас осознать силу, знание и радость, которые принадлежат нам от рождения.

Примечания

1. «Искусство и наука расслабления»

Том I; урок 1; тема 5. ,

«Первопричина напряженности»

Том 1; урок 2; тема 7.

«Расслабление — шавасана (часть 2)»

Том I; урок 2; тема 8.

Тема 5

Наши рекомендации