Личность менеджера (руководителя) и перспективы его эффективной работы.
Менеджер (руководитель) должен иметь, кроме профессиональных знаний и умений, также призвание к административной деятельности и талант организатора, которому люди доверяют и верят. Бесспорно, что к этому следует стремиться, потому что без движения к идеалу не может быть никакого прогресса.
По этому поводу один из классиков менеджмента Питер Друкер писал, что в сущности нужен универсальный гений, человек «на все случаи жизни». Например, представитель высшего звена должен обладать выдающимися способностями, быть аналитиком и отвечать за важные решения, уметь работать с людьми, хорошо разбираться в организационных отношениях, знать математику, владеть художественной интуицией и богатым творческим воображением.
Идеально-эффективной личности от природы не существует, но эффективности можно научиться, приблизиться к идеалу в меру развития собственных способностей.
Способности - это всего лишь потенциальная возможность быть эффективным менеджером (руководителем).
Для того, чтобы стать профессиональным менеджером (руководителем), надо учиться, учиться и учиться, приобретать, приобретать и приобретать практический опыт.
Любой эффективный менеджер (руководитель) обязательно должен научиться профессионально выполнять свои главные роли (классификация ролей - американского ученого Минцберга), а именно:
- общаться с людьми (быть главным руководителем в определенной сфере деятельности, лидером, связующим звеном);
- выполнять информационную роль (принятие информации, ее передача, быть представителем организации);
- принимать организационные решения (быть предприимчивым, ликвидировать недостатки, распределять ресурсы, вести переговоры).
Отметим, что предприимчивость для менеджера означает быть предпринимателем, то есть умение брать на себя ответственность за разумный риск, проявлять предпринимательский талант и нрав.
Предприимчивость в сфере публичного администрирования - это несколько другое. Государственные служащие и должностные лица местного самоуправления не могут по закону заниматься предпринимательской деятельностью. В сфере публичного администрирования предприимчивость означает инициативу, опережение развития ситуации и эффективные действия на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Законодательством.
Существует очень много попыток систематизировать деловые качества и детально описать необходимые способности эффективного менеджера (руководителя).
По мнению Роберта Л. Катца эти способности (сильные стороны) объединяются в три основные группы:
- гуманитарные способности (необходимые для общения с людьми);
- технические способности (необходимые для понимания производства товаров и услуг своей компании);
- концептуальные способности (необходимые для составления единого целого из отдельных частей, представления процесса производства предприятия в целом).
Технические способности в большей степени нужны менеджерам низшего звена. В меньшей степени - менеджерам среднего звена. Еще в меньшей степени - менеджерам высшего звена. Наоборот, концептуальные способности нужны в первую очередь, менеджерам высшего звена. От низшего до среднего, от среднего до высшего звена происходит рост требований к концептуальным способностям.
Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис проанализировали содержание работы менеджера и выделили основные факторы, которые влияют на управленческую деятельность. Среди этих факторов стрессы, давление и неопределенность, эрозия ценностей, возможность широкого выбора, усложнение проблем и ограниченность средств их разрешения, конкуренция, усложнение традиционных иерархических отношений, исчерпание традиционных школ и методов управления в новых условиях, трудности с использованием наемных работников, потребность в новых подходах, необходимость групповой работы.
На основе проведенного анализа были определены такие необходимые способности, которыми должен отличаться современный менеджер:
1) умение управлять собой;
2) наличие четких личных ценностей;
3) способность устанавливать четкие личные цели;
4) способность к постоянному личному саморазвитию;
5) навык решать проблемы;
6) творчество и способность к инновациям;
7) способность влиять на окружающих;
8) знание современных управленческих подходов;
9) способность руководить;
10) умение обучать и развивать подчиненных;
11) способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.
Надо много работать над собой, чтобы приблизиться к такому идеалу.
В процессе обучения студент должен развивать свои способности к руководству. Для этого надо знать свои сильные и слабые стороны и постоянно работать над развитием сильных сторон.
3. Квалификационные требования к должностям менеджеров (руководителей) и организация их профессиональной подготовки.
К должностям менеджеров (руководителей), как и всем другим категориям работников, занятым в сфере управления, устанавливаются квалификационные требования к профессиональной подготовке и опыту предыдущей работы.
В мировой, зарубежной и отечественной практике сложился некоторый общепринятый диапазон квалификационных требований, обязательных при назначении на должности менеджеров (руководителей).
Определенное представление о квалификационных требованиях к должностям менеджеров (руководителей) дают Международная стандартная классификация профессий (ISCO-88), разработанная Международной организацией труда (Швейцария, Женева), национальные профессиональные классификации зарубежных стран и соответствующая отечественная классификация.
Существует два подхода к описанию профессиональных занятий. При одном подходе детальное описание профессиональных занятий дается в отдельном от профессиональной классификации документе (США, Россия, Украина), при другом - в самой классификации (Международная организация труда, Канада, Австралия).
Наиболее полно первый подход реализован в национальной профессиональной классификации и Словаре профессий США (Standard Occupation Classification - далее SOC). Описания профессиональных занятий менеджеров содержат перечень профессиональных задач и квалификационных требований к соответствующим лицам, которые назначаются на соответствующие должности. Словарь является уникальным в том отношении, что в нем по каждому профессиональному занятию приводятся также необходимые профессионально важные психологические качества с определением необходимой степени у кандидатов этих качеств. Психологи используют специальные методики для оценки этих качеств при отборе кандидатов на должности менеджеров (также как и других категорий работников).
В России утвержден «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в котором содержатся типовые квалификационные требования к должностям менеджеров (руководителей):
- профессиональные задачи, которые должен успешно выполнять менеджер (руководитель) на определенном уровне управленческой иерархии и в определенной функциональной сфере управленческой деятельности, то есть что должен уметь менеджер (руководитель);
- перечень отраслей знаний, в которых человек должен быть компетентен, то есть что должен знать менеджер (руководитель);
- формальные требования к высшему образованию (квалификационный уровень, специальность);
- требования к опыту (стажу и характеру предыдущей работы).
В мировой практике сложились различные подходы к организации профессиональной подготовки менеджеров (руководителей).
Традиционная модель подготовки квалифицированного руководителя, которую называют германской, основана на идее подготовки квалифицированного руководителя. Изначально лицо получает высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальность (инженерную, экономическую, юридическую или инженерно - экономическую). Полученное высшее профессиональное образование имеет прямое отношение к определенной функциональной области деятельности предприятия. Затем в процессе практической работы приобретаются знания и умения, необходимые для конкретной работы в области управленческой и хозяйственной работы. Происходит продолжение обучения в области управления, как правило, на краткосрочной основе (функциональная специализация или повышение квалификации) или в большем объеме, вплоть до переподготовки на новую специальность в области бизнеса, предпринимательства или менеджмента.
В ФРГ чиновники-специалисты, профессионалы и руководители, которые готовятся для федеральных, земельных и коммунальных органов, получают профессиональную подготовку в специализированных учебных заведениях (школах и академиях государственного управления, которые тяготеют по своей структуре к учебным заведениям университетского типа).
По американской модели подготовка профессионального менеджера изначально предполагает получение специальности на квалификационном уровне бакалавра по любой специальности. Далее будущий менеджер накапливает определенный опыт практической работы (не менее двух лет) для того, чтобы понимать бизнес и менеджмент в реальной жизни, а только потом возвращается в высшее профессиональное образование для получения своей главной профессии на квалификационном уровне бакалавра бизнес-администрирования (ВВА) или магистра бизнес-администрирования (MBA), которая относится к общему управлению. Кроме того, осуществляется подготовка специализированных магистров по определенным управленческим функциям (финансы, маркетинг, информационные системы и т. п.). Обучение предусматривает разбор большого количества конкретных ситуаций, а также деловые игры и стажировки в корпорациях.
Аналогично построена на базе университетов и колледжей подготовка специалистов, профессионалов и руководителей правительственных органов федерации, штатов и органов местного уровня по специальности «публичное администрирование» и квалификационным уровням бакалавра (ВРА) и магистра (МРА).
Японская модель подготовки руководителей по своей организации оппонирует американской. После получения высшего образования новое пополнение длительное время «учится путём обретения опыта», перемещаясь с должности на должность. Будущие руководители должны досконально изучить все аспекты бизнеса и работу своей фирмы. Лишь в 35 лет они имеют возможность получить первую руководящую должность. Учебные центры для подготовки руководителей существуют, как исключение, только в отдельных фирмах и только для элиты.
В ряде европейских стран реализуется смешанная модель подготовки руководителей (Италия, Франция, Испания, Нидерланды и др), в который германская система высшей школы сосуществует с американскими школами бизнеса. Профессиональная подготовка чиновников осуществляется в специализированных школах и академиях, близких к заведениям университетского типа (Франция, Испания и др).
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте понятие административной деятельности.
2. По каким признакам классифицируют организации?
3. Как обычному человеку, который имеет средние способности, стать успешным менеджером?
4. Какие квалификационные требования предъявляются к менеджерам (руководителям)?
5. Какие существуют в мире модели подготовки руководителей для органов публичной власти?