Сравнительные характеристики руководителя-менеджера

И руководителя-лидера

(по О.С.Виханскому, А.И.Наумову)

Руководитель-менеджер Руководитель-лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по собственным целям
Основывается на плане Основывается на своем видении
Полагается на систему Полагается на людей
При убеждении использует доводы При убеждении использует эмоции
Контролирует Доверяет
Профессионал Энтузиаст
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем

Если на должность руководителя можно назначить, то назначить в приказном порядке лидера, по меньшей мере, затруднительно. Однако это не означает, что лидерству нельзя научиться. Существующие программы развития лидерских качеств показывают, что лидерство не является набором навыков и умений, а суммой определенных качеств характера, которые можно выработать у руководителя.

Первым шагом для выработки в себе лидерских качеств является всесторонний самоанализ: что я сделал правильно, какое решение оказалось наиболее эффективным, какие варианты решения проблемы, что помимо выбранного, можно было использовать и т.д. Исследования показали, что лидером может стать человек, обладающий: а) совокупностью необходимых качеств; б) нужной формой поведения. Главными признаками лидерства являются высокий уровень активности и инициативности человека при решении группой совместных задач, выраженная способность влиять на других людей, проявление качеств, являющихся для данной группы образцовыми.

Лидеров условно подразделяют на деловых (инструментальных) и эмоциональных. Первые способны положительно влиять на спортивную деятельность команды, вторые – на общий фон настроения. В обоих случаях речь идет о положительном, позитивном лидерстве. Иногда в группе может возникнуть негативный лидер, дезорганизующий ее деятельность, отрицательно влияющий на настроение в команде и отношения между ее членами.

Одним из факторов, способствующих достижению группой цели, является авторитет, которым обладает тренер (преподаватель). Несмотря на официальность должности, изначально предполагающей наличие авторитета, последним не всегда обладает преподаватель. Если в группе новичков или в классах начальной школы любой руководитель представляется авторитетным, то среди более опытных и взрослых участников авторитет должности должен быть подтвержден определенными личностными качествами. Известно, что несоответствие между должностными обязанностями и личностными особенностями, а также реальными возможностями руководителя приводит к снижению эффективности работы группы. Кроме того, авторитет зависит и от объективности, тактичности руководителя, а также присущего ему взаимопонимания, умения опираться на индивидуальные особенности участников группы и на коллектив в целом.

Сочетание способов и методов, которые применяет преподаватель для руководства группой, образуют стиль руководства. Традиционно разделяют авторитарный, демократический и либеральный стили руководства. Содержание этих стилей, их слабые и сильные стороны представлены на таблице.

Помимо традиционной классификации, в последние годы психологи расширили и сделали более образной типологию преподавателей, в том числе физической культуры.

Так, Е.И.Рогов (1999) приводит примеры таких ти­пов личности преподавателя, как «Организатор», «Предметник», «Коммуникатор», «Интелли­гент». Для лидера «Организатора» характерны требовательность, сильная воля, энергич­ность; для рационалиста «Предметника» - наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Экстраверт «Коммуникатор» характеризуется такими качествами, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, эмоцио­нальность, эмпатия; а «Интеллигент» – такими качествами, как высокий интеллект, принципиальность, общая культура.

Таблица 7

Стили руководства

Стиль Особенности Сильные стороны Слабые стороны
Авторитарный Вся власть и ответственность в одних руках Строгая иерархия позволяет сохранять устоявшийся порядок Сдерживание индивидуальной инициативы
Демократический Делегирование руководителем отдельных, не ключевых полномочий Усиление личных обязательств по выполнению работы через совместное участие в управлении Дополнительные расходы времени на обсуждение в процессе управления
Либеральный Предоставление возможности самоуправления в предпочитаемом группой режиме Дело может разворачиваться и без вмешательства руководителя Группа может остановиться в развитии без направляющей линии, осуществляемой руководителем

Согласно типологии, предлагаемой Р.В.Овчаровой (2000), можно выделить и описать че­тыре типа психологических портретов учителей (ценностный, гедонистический, реалистический, творческий). Педагоги первого типа склонны руководить, для них характерно преобладание вер­бального интеллекта, педантичная холодность, большие со­циальные претензии, профессиональная усталость. Гедонисты являются исполнителями, для них характерна развитость общего интел­лекта, готовность принять ответственность на себя, эмоциональное отчуждение и агрессия, интеллектуальная инертность. Реалисты характеризуются общей активностью, развитым вербальным интеллектом, при этом часто испытывают отчуждение и эмоциональный дискомфорт. Педагоги четвертого типа гармоничны, активны в профессиональной деятельности, требовательны к себе, имеют высокие интеллектуальные притязания, склонны к эмоциональному сотрудничеству.

И.В.Вачков (2000) предложил классификацию, объединяющую восемь типов. «Наполеон» характеризуется от­кровенным использованием участников группы в собственных целях. Он может блистать чудесными методическими находками, высоко цениться руководством, но занимающиеся в группе его не любят. «Нарцисс» характе­ризуется неприязненным отношением к ученикам, но без активного манипулирования ими. Главное, что он по-своему реализовался, получил удовлетворение. У «Самодура» неспособность к творчеству и неприязнь к подопечным выливаются в жестокий контроль над ними, в стремление ограничить их твердыми рамками запретов. «Штамповщик» из-за отсутствия творческого начала действует под давлением сложившихся стереотипов, шаблонов, устаревших требований, работает одинаково с любыми группами и с каждым из их членов. Педагогическая деятельность «Наблюдателя» часто превращается в пассивное невмешательство с оттенком недоброжелательности в отношениях. «Коту Леопольду» свой­ственны слабость творческого начала и чрезмерная застенчивость. «Доктор Фаустус» «лепит» спортсмена в соответствии со своими представлениями о нужном обществу человеке. Многие, даже, несомненно, талантливые тренеры поднаторели именно в этом, и для них это – единственный видимый путь. «Самоактуализатор» выстраивает систему отношений с подопечными, основанную на принятии их как ценностей, на любви и уважении к ним.

Наши рекомендации