ЛЕКЦИЯ№3. Свойства личности
Темперамент
1. История представлений о темпераменте.
2. Типы темпераментов. Свойства темпераментов.
3. Индивидуальный стиль деятельности.
4. Темперамент и проблемы воспитания.
1. Темпераментпредставляет собой сочетание свойств, определяющих динамику функционирования психических процессов и поведения человека.
В основном свойства темперамента биологически обусловлены, т. е. являются врожденными, но их влияние на формирование характера и поведения человека очень велико.
Темперамент во многом определяет поступки человека, его индивидуальные проявления, именно поэтому его нельзя изолировать от личностных свойств.
Скорее это связующее звено между организмом и личностью.
Учение о темпераменте имеет длинную историю и восходит к воззрениям древнегреческого врача Гиппократа.
Согласно его описанию, тип темперамента зависит от соотношения в организме человека различных жидкостей: крови, желчи и лимфы.
Работавшие несколькими столетиями позднее римские врачи стали употреблять слово «temperamentum» («надлежащее соотношений частей») для обозначения пропорций жидкости при их смешении.
Развернутую классификацию типам темперамента дал римский врач и анатом К. Гален (II в. до н. э.). в дальнейшем античные медики ограничили число типов темперамента четырьмя.
Согласно воззрениям древних, типы темперамента определялись следующим соотношением жидкостей в организме: преобладание крови («сангвис» — «кровь») давало сангвинический темперамент; преобладание лимфы («флегма» — «слизь») — флегматический; желтой желчи («холэ» — «желчь») — холерический;
черной желчи («мелайн холэ» — «черная желчь») — меланхолический.
Впоследствии эти названия утратили статус научных, но сохранились как дань истории.
Со времен античности учение о темпераменте претерпевало много изменений и обогащалось новыми знаниями.
Обобщая все существовавшие и существующие теории, можно выделить три основные системы взглядов.
1. Гуморальная теория(от лат. «humor» — «влага», «сок»).
К этому направлению можно отнести и уже рассмотренные воз
зрения древнеантичных ученых, и более современные взгляды
И. Канта и П. Ф. Лесгафта.
И. Кант (конец XVIII в.) полагал, что в основу темперамента положены индивидуальные особенности крови.
П. Ф. Лесгафт считал, что преобладание темперамента обусловлено свойствами системы кровообращения, а именно — толщиной и упругостью стенок кровеносных сосудов, диаметром их просвета, формой сердца и т. д.
Именно эти особенности и определяют быстроту и силу кровотока, следствием чего является продолжительность реакций на раздражители и возбудимость организма.
Гуморальное направление не лишено научности.
Современная эндокринология утверждает, что отдельные свойства человеческой психики (реактивность, уравновешенность, чувствительность) во многом определяются индивидуальными различиями в деятельности гормональной системы.
2. Соматическая теория(начало ХХ в.) определяет тип темпе
рамента зависимостью от телосложения человека.
Яркими представителями этого направления являются Э. Креч-мер и У.Г.Шелдон. Эти ученые ставили прямую зависимость между ростом, полнотой, пропорциями тела человека и особенностями его темперамента.
3. Учение о высшей нервной деятельности, в основе которого
лежат взгляды И. П. Павлова о зависимости свойств темперамен
та от свойств нервной системы.
И. П. Павлов полагал, что тип высшей нервной деятельности (ВНД) определяется тремя свойствами нервных процессов:
1) сила — свидетельство работоспособности и выносливости нервной системы, насколько она в состоянии выдерживать сильные раздражители;
2) уравновешенность говорит о соотношении основных нервных процессов: торможения и возбуждения;
3) подвижность — насколько быстро процессы возбуждения и торможения могут сменять друг друга. Выделенные свойства, сочетаясь, дают четыре типа ВНД. Первый тип — слабый, ему соответствует меланхолический тип темперамента.
Второй тип — сильный, неуравновешенный, ему соответствует холерический темперамент.
Третий тип — сильный, уравновешенный, подвижный — сангвинический темперамент.
Четвертый тип — сильный, уравновешенный, инертный — флегматичный темперамент.
В дальнейшем были выделены дополнительные свойства нервной системы (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин).Отметим некоторые из них:
1) динамичность — насколько быстро вырабатываются условные рефлексы;
2) лабильность — как быстро возникают и протекают процессы возбуждения и торможения;
3) высокая чувствительность — присуща лицам со слабым типом ВНД.
Последние научные данные свидетельствуют о наследственности отдельных свойств нервной системы.
Итак, в основе темперамента лежат различные биологические характеристики психики.
2. Согласно современным воззрениям на классификацию темпераментов, классическое деление на четыре типа до некоторой степени условно.
Большинство людей, имеют отдельные проявления какого-либо основного типа, тем не менее не могут быть полностью к нему отнесены. В этом случае говорят о смешанном типе темперамента.
Каждый тип темперамента имеет свое сочетание психических свойств, основными из которых являются разная степень активностии эмоциональности, особенности моторики.
В структуре темперамента центральное место занимает общая психическая активность.
Степень активности у разных людей колеблется от инертности, вялости у одних до бурных вспышек энергии у других.
Внешне активность проявляется в таких формах, как энергичность при выполнении действий, разнообразие этих действий, выносливость при проявлении активности, темп реакций, их стремительность или замедленность.
Если человек имеет высокую активность, то амплитуда его движений более широкая, а сами движения более сильные, что наиболее заметно в спортивной деятельности.
Об уровне активности можно судить по речевым особенностям и индивидуальным проявлениям почерка.
Чем более активен человек, тем более размашистый у него почерк, более широкие расстояния между буквами и словами, буквы — крупнее.
Такому индивиду трудно выполнять тонкие движения с маленькой амплитудой, тщательно прописывать слова.
Активность сказывается и на функционировании психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, например, активный человек запоминает материал быстрее, но менее активный способен к более длительному удержанию внимания на каком-либо объекте и т. д.
В общении активность проявляется как на вербальном, так и невербальном уровне.
У активного индивида яркая мимика и пантомимика, быстрая речь, повышенная жестикуляция, как правило, их голос более сильный, громкий.
У менее активного эти же качества имеют противоположное проявление.
Активность может проявляться в реактивности, т. е. в повышенной чувствительности, реакции на самые незначительные стимулы. Такое свойство характеризует людей со слабым типом ВНД.
Другими, не менее важными свойствами темперамента выступают пластичность— ригидность.
Эти качества проявляются в умении человека быстро (пластичность) или медленно (ригидность) приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, например: переход на другую работу, переезд на другое место жительства и т. д.
Также очень важными качествами темперамента являются экстраверсия — интроверсия.
Экстраверт— это человек, который активно взаимодействует с внешним миром, ему присуща повышенная общительность,
круг его знакомых очень широк, речь активна, движения частые, порой суетливые.
Интровертболее сосредоточен на собственном внутреннем мире, чем на окружающих, замкнут, круг его друзей очень узок, он склонен к самоанализу, социальная адаптация затруднена.
Определенное сочетание рассмотренных качеств дает различные типы темпераментов.
Однако до настоящего времени сохраняется деление на четыре типа темперамента, так как это позволяет производить классификацию по наиболее ярким проявлениям психики, что часто оказывается полезным для практического применения.
Кратко охарактеризуем эти типы.
Сангвиникхарактеризуется выраженной психической активностью, живой и подвижный, мимика и движения выразительны, быстро реагирует на происходящие события, относительно легко переживает неприятности, экстраверт.
Флегматик— его настроение отличается постоянством, чувства глубоки и устойчивы, мимика малоподвижная, речь и движения замедленные, интроверт.
Холерикотличается повышенной активностью, страстностью и энергичностью, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, но способен быстро успокоиться и менять настроение на противоположное, экстраверт.
Меланхолик— легко ранимый, впечатлительный, но внешне это проявляется слабо, речь приглушенная, движения сдержанные, интроверт.
Следует отметить, что нельзя выделить ни «хороший», ни «плохой» тип темперамента, в каждом есть как достоинства, так и недостатки.
Например, у сангвиника отмечается повышенная работоспособность, он может легко приспособиться в большинстве ситуаций, но работу до конца не довести, его дружеские связи, несмотря на их большое количество, часто недолговечны, так как и к работе, и к друзьям интерес быстро угасает.
Меланхолик, напротив, медленно включается в работу, но в большинстве случаев доведет ее до конца, круг его друзей очень узок, но это длительные и устойчивые связи.
Холерик может «горы свернуть», но за короткий промежуток времени, а на длительный ему часто не хватает выдержки.
Флегматик часто не в состоянии быстро собраться и разобраться в происходящем, но зато способен трудиться долго и упорно, стремясь к поставленной цели.
Таким образом, любой тип темперамента обладает как достоинствами, которые следует укреплять и всячески развивать, так и недостатками, проявление которых любой человек способен сдерживать, благодаря воспитанию и волевым усилиям.
3. Различное сочетание свойств темперамента характеризует индивидуальный стиль деятельности человека, который можно определить как совокупность динамических характеристик деятельности, зависящих от темперамента, содержащих типичные для данного человека приемы работы.
В процессе выполнения деятельности человек приспосабливает особенности своего организма и врожденные свойства нервной системы таким образом, чтобы достигнуть наилучших результатов с наименьшими затратами.
Индивидуальный стиль деятельности и темперамент не тождественны.
Под влиянием жизненного опыта у человека складываются определенные умения и навыки, которые входят в состав индивидуального стиля деятельности.
То, что внешне часто воспринимается как проявления темперамента, например, характер движений, на самом деле есть выражение индивидуального стиля деятельности.
Особенности темперамента и индивидуального стиля могут как совпадать, так и разниться.
Особенности индивидуального стиля деятельности объединяются в две группы:
1) приобретенные в ходе накопления жизненного опыта и используемые как компенсация недостатков индивидуальных свойств нервной системы;
2) максимально раскрывающие, усиливающие имеющиеся задатки, полезные свойства нервной системы, способности человека.
Начало формирования индивидуального стиля деятельности следует отнести к дошкольному возрасту, когда под влиянием обучения и воспитания ребенок ищет наиболее эффективные для себя приемы и способы достижения наилучших результатов.
Таким образом, особенности темперамента проявляются прежде всего в своеобразии способов работы, что и составляет индивидуальный стиль деятельности.
4. Знание индивидуальных различий в темпераментах особенно важно для людей, занимающихся педагогической деятельностью.
Именно эти знания во многом позволяют сделать процесс обучения и воспитания более эффективным, обеспечивая применение индивидуального подхода к каждому ребенку.
Для настоящего понимания индивидуальных различий темпераментов педагогу необходимо внимательно наблюдать за особенностями поведения и деятельности детей в различных ситуациях, уметь отличать случайные проявления от черт темперамента.
Возрастные проявления темперамента зависят прежде всего от хода созревания мозговых структур, свойств нервной системы.
Чем младше дети, тем более для них характерны проявления слабости нервной системы, а именно: малая выносливость и высокая чувствительность.
Этим объясняются импульсивность ребенка, яркость восприятия, впечатлительность.
Однако слабость нервной системы находится в соответствии с быстрым восстановлением энергии, что наблюдается в повышенной подвижности детей.
У младших школьников активность нервной системы проявляется в легкости возникновения интереса и в отсутствии способности к длительному сосредоточению.
Различия в темпераментах у детей выражаются в своеобразии психических проявлений.
При выполнении монотонной работы в более выгодном положении оказываются дети со слабым типом нервной системы, так как их высокая чувствительность не позволяет развиться сонливости, что вполне возможно при таких условиях.
Но в тех ситуациях, где возникают сильные, порой неожиданные раздражители, такие дети теряются и не справляются с деятельностью.
Таким образом, дети со слабым типом нервной системы лучше справляются с выполнением одних задач, с сильным — других.
Рассматривая подвижность нервных процессов, можно отметить следующее.
Школьники с высокой подвижностью быстрее справлялись с заданием, но при этом допускали ошибки.
Обладающие инертной системой работали плавно, равномерно, пунктуально выполняли задание, допуская минимальное количество ошибок, однако не всегда укладывались в отведенное время.
Для того чтобы как можно точнее определить тип темперамента ребенка, важно отметить наличие следующих черт:
1) активность — проявляется в том, насколько энергично ребенок тянется к новому, взаимодействует с окружающими, преодолевает препятствия;
2) амоциональность, о которой судят по тому, как легко сменяются эмоциональные состояния, насколько чуток ребенок к эмоциональным воздействиям, легко ли эмоция становится побудительной силой поступков;
3) моторика, выражающаяся в резкости, быстроте, амплитуде
и других мышечных движениях.
Не следует списывать на темперамент элементарную невоспитанность ребенка, например: отсутствие выдержки — далеко не всегда свидетельство холерического темперамента, а следствие просчетов в воспитании при наличии любого типа темперамента.
Однако нельзя недооценивать действительно имеющихся различий в типах темпераментов.
Знание этих различий позволит правильно понимать и адекватно реагировать на особенности поведения детей, находить к ним индивидуальный подход, варьировать воспитательные приемы.
По-разному дети относятся к отрицательной оценке педагога.
Оказалось, что ученика с сильной нервной системой это стимулирует к исправлению, а у ученика со слабым типом может возникнуть чувство подавленности, растерянности.
Особое внимание учителей часто привлекают дети-холерики и меланхолики.
Холериков следует всячески удерживать от проявления бурных эмоциональных вспышек, прививать привычку работать планомерно, спокойно, без спешки.
Меланхолики нуждаются в четком режиме, в повышении их самооценки, требовании поступков, связанных с преодоление трудностей.
Темперамент сказывается на чертах поведения, однако не предопределяет их обязательное проявление.
Общеизвестно, что при благоприятных условиях воспитания у меланхолика можно развить сильные волевые качества, а холерика научить сдерживать свои бурные эмоциональные вспышки.
Таким образом, знание темпераментов детей позволяет сделать воспитательный процесс более эффективным, при этом черты темперамента являются только одной из предпосылок развития характера человека.
Способности
1. Понятие о способностях. Виды способностей.
2. Способности, задатки и индивидуальные особенности
людей.
3. Развитие способностей.
1. Термин «способности» широко используется не только
в психологии, но и в других науках.
Рассмотрим, как трактуется это понятие.
1. Способности выступают как свойства души человека
и включают в себя всевозможные психические процессы и со
стояния. Такая характеристика способностей является наиболее
старой из имеющихся определений и в настоящее время уже
практически не используется.
2. Способности — это такой уровень развития знаний, умений
и навыков у человека, который позволяет ему успешно
справляться с различными видами деятельности.
Такое определение широко применялось в XVIII—XIX вв., иногда используется и в наши дни.
3. Способности — это особенности человека, несводимые
к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их
приобретать и эффективно применять в практической деятельно
сти.
В настоящее время именно это определение представляется наиболее точным и самым распространенным.
Б. М. Теплов в качестве основных признаков способностей выделяет следующие:
1) это индивидуально-психические особенности человека, отличающие одного от другого;
2) это не любые особенности, а только те, которые влияют на успешность выполнения деятельности;
3) не сводятся к уже имеющимся знаниям, умениям, навыкам.
Как правило, эффективность выполнения деятельности зави
сит не от одной, а от совокупности способностей.
Если одна способность не достаточно хорошо развита, то это может быть восполнено высоким уровнем развития другой.
Например, мало эмоциональная речь учителя может компенсироваться богатой информационной насыщенностью материала, интересными фактами.