Феномен профессионального выгорания

Рис. 36.Основные составляющие синдрома профессионального выгорания

1 По материалам сайтов: Ь^р://\^^\у.ет1§гап1:§.ги и Ьир://ау1.аи1о5ирег.ш.

К профессиональным стрессам тесно примыкает явление, которое в раз­личных источниках обозначается как «феномен профессионального выгорания», «явление психического выгорания», «синдром эмоцио­нального выгорания» и т. д. Под этим явлением понимают «состоя­ние физического, эмоционального и умственного истощения, проявля­ющееся в профессиях социальной сферы» [16]. Помимо представи­телей данной группы профессий (педагогов, психологов, врачей и социальных работников), этот синдром отмечается также у биржевых маклеров, продавцов, работающих в системе сетевого маркетинга, и представителей ряда других профессий, испытывающих длительные эмоциональные перегрузки. Это явление (в англоязычной литерату-

5.2. Примеры профессиональных стрессов 1 39

ре оно называется «Ъигпои!:») широко изучается на Западе, но в на­шей стране еще не стало предметом пристальной заботы со стороны медиков и психологов [8]. Данный феномен представляет собой мно­гокомпонентный синдром, наиболее выраженными составляющими которого являются эмоциональная истощенность, деперсонализация и редукция профессиональных достижений (рис. 36).

Показано, что степень интенсивности профессионального выгора­ния зависит от жизненных стратегий, применяемых тем или иным работником. Высокий уровень выгорания отмечается при наличии у людей пассивных тактик сопротивления стрессу, а личности, зани­мающие активную жизненную позицию по отношению стресс-фак­торов, демонстрируют низкие показатели выгорания [15]. Иссле­дователями также отмечается, что профессиональному выгоранию способствует экстернальный локус контроля индивидуума, т. е. пере­несение ответственности за свою жизнь на внешние факторы [14].

.

Примеры профессиональных стрессов

Учебный стресс

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся средней и, особен­но, высшей школы. Очень часто экзамен становится психотравмиру-ющим фактором, который учитывается даже в клинической психиат­рии при определении характера психогении и классификации невро­зов. В последние годы получены убедительные доказательства того, что экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нерв­ную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [2-4, 6, 8, 10-11, 17].

В другом исследовании было показано, что экзаменационный стресс, особенно в сочетании с употреблением кофеина, может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления у сту­дентов [17]. По данным российских авторов, в период экзаменацион­ной сессии у студентов и школьников регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы [2, 3, 6, 9, 12]. Длительное и весьма значительное эмоциональное на­пряжение может приводить к активации симпатического или пара­симпатического отделов вегетативной нервной системы, а также к развитию переходных процессов, сопровождающихся нарушением вегетативного гомеостаза и повышенной лабильностью реакций сер­дечно-сосудистой системы на эмоциональный стресс.

140 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

К неблагоприятным факторам периода подготовки к экзаменам можно отнести:

+ интенсивную умственную деятельность; + повышенную статическую нагрузку; + крайнее ограничение двигательной активности; + нарушение режима сна;

+ эмоциональные переживания, связанные с возможным изменени­ем социального статуса студентов.

Все это приводит к перенапряжению вегетативной нервной систе­мы, осуществляющей регуляцию нормальной жизнедеятельности ор­ганизма. Многочисленные исследования показывают, что во время экзамена значительно повышается частота сердечных сокращений, возрастают артериальное давление, уровень мышечного и психоэмо­ционального напряжения. После сдачи экзамена физиологические показатели не сразу возвращаются к норме и требуется несколько дней для того, чтобы параметры артериального давления вернулись к исходным величинам. Таким образом, по данным большинства иссле­дователей, экзаменационный стресс представляет собой серьезную угрозу здоровью студентов и школьников, причем особую актуаль­ность проблеме придает массовый характер данного явления, ежегод­но охватывающего сотни тысяч учащихся в масштабах нашей страны [6, 10-11].

В то же время следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер, приобретая свойства «дистрес­са». В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому речь идет об оптимизации (кор­рекции) уровня экзаменационного стресса, т. е. снижении его у сверх­тревожных учеников с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащих­ся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами — при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т. д. В этом случае перед школьным психологом встает проблема прогно­за стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзаме­на. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиоло­гических, так и психологических составляющих экзаменационного

5.2. Примеры профессиональных стрессов 141

стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особен­ностей.

Опираясь на стадии, описанные в концепции развития стресса Г. Се-лье, можно выделить три «классические» стадии, отражающие про­цесс психологического напряжения, связанного со сдачей экзаменов.

Первая стадия (стадия мобилизации или тревоги) связана с ситу­ацией неопределенности, в которой находится студент перед началом экзамена. Психологическое напряжение в этот период сопровождает­ся избыточной мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сердечных сокращений, общей перестройкой метаболизма.

На второй стадии (адаптации), которая наступает после полу­чения билета и начала подготовки к ответу, организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воз­действиями. При этом перестройка вегетативной регуляции организ­ма приводит к усиленной доставке кислорода и глюкозы к головному мозгу, однако такой уровень функционирования организма является энергетически избыточным и сопровождается интенсивной тратой жизненных резервов.

Если организму в течение определенного времени не удается при­способиться к экстремальному фактору, а ресурсы его истощились (на­пример, билет попался очень трудный или возникла конфликтная си­туация с экзаменатором), то наступает третья стадия — истощения.

В принципе, эти три фазы развития стресса можно проследить и на большем временном отрезке — на протяжении всей сессии, где фа­за тревоги развивается в течение зачетной недели, предшествующей экзаменам, вторая фаза (адаптации) обычно наступает между вторым и третьим экзаменом, а третья фаза (истощения) может развиться к концу сессии. Важно отметить, что интенсивность развивающейся адаптационной реакции у человека, как правило, зависит не столько от характеристик стрессора, сколько от личностной значимости дей­ствующего фактора. Поэтому один и тот же экзамен может у различ­ных студентов приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. Данная сторона стрессорных реакций на социогенные факторы подчеркивает необходимость личностного под­хода к данной проблеме. У некоторых студентов процедура экзаме­нов может оказывать значительное травмирующее воздействие на психику вплоть до появления у невротических расстройств. Извест­но, что кратковременное эмоциональное напряжение даже значитель­ной силы достаточно быстро компенсируется нейрогуморальными ме­ханизмами организма, в то время как относительно небольшое, но

142 Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

длительное стрессовое воздействие может приводить к срыву нор­мальных психических функций мозга и вызывать необратимые веге­тативные нарушения.

Длительность учебной сессий продолжается две-три недели, что при определенных условиях достаточно для возникновения синдрома экзаменационного стресса, включающего в себя нарушения сна, повы­шенную тревожность, стойкое увеличение артериального давления и другие показатели [4]. Условно-рефлекторным путем все эти негатив­ные явления могут связываться с самим процессом обучения, вызывая в дальнейшем страх экзаменов, нежелание учиться, неверие в собст­венные силы. Поэтому некоторые специалисты высшей школы вообще подвергают сомнению необходимость экзаменов, предлагая заменять их или программированной формой обучения [6], или же аттестацион­ной системой с определением итоговой отметки студента по результа­там промежуточных результатов [11].

Если обратиться к экзаменационному стрессу как наиболее резко выраженной форме учебного стресса, то можно отметить, что ожида­ние экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у студентов в виде различных форм психической актив­ности: в виде страха перед экзаменатором либо негативной оценкой или в виде более диффузной, мало обоснованной неопределенной тре­воги за исход будущего экзамена, причем оба эти состояния сопровож­даются достаточно выраженными вегетативными проявлениями [3]. В особых случаях эти явления могут перерастать в невроз тревожно­го ожидания, особенно у студентов, для которых уже в преморбидном периоде были характерны черты тревожной мнительности и эмоцио­нальной лабильности. Однако гораздо чаще у студентов наблюдают­ся не неврозы, а острые невротические реакции, которые имеют сход­ную картину, но протекают в более ограниченном временном отрезке (часы — дни — недели). Клинически на экзамене эти невротические реакции могут проявляться:

+ в затруднении выполнения привычной функции или формы дея­тельности (речь, чтение, письмо и др.);

+ в чувстве тревожного ожидания неудачи, которое приобретает боль­шую интенсивность и сопровождается полным торможением соот­ветствующей формы деятельности или нарушением ее.

Традиционно тревожность относят к негативным явлениям, так как она проявляется в виде беспокойства, напряженности, чувства страха перед предстоящими экзаменами, мнительности и т. д. С другой сто-

]

5.2. Примеры профессиональных стрессов 143

роны, отмечается, что существует оптимальный уровень тревожно­сти, при котором достигается наибольшая успешность деятельности1.

Также показано, что высокие показатели успеваемости демонст­рируют студенты, обладающие одновременно высоким уровнем спо­собностей (определяются по шкале «В» теста Кеттела) и высоким уровнем личностной тревожности2.

Поводом к возникновению невроза ожидания является иногда да­же незначительная неудача или заболевание, вызвавшее преходящее изменение какой-либо функции. Развивается неадекватная тревога, ожидание повторения неудачи; чем более внимательно и пристрастно больной следит за собой, тем это ожидание действительно затрудня­ет нарушенную функцию — таким образом реализуются так называ­емые «самосбывающиеся негативные прогнозы», когда ожидание какого-либо несчастья закономерно повышает вероятность его реали­зации. Человек, страдающий неврозом тревожного ожидания, создает в своем сознании негативную «модель мира», для построения кото­рой из всего многообразия сигналов окружающей среды он отбирает только те, которые отвечают его установке видеть все только «в чер­ном цвете». В случае экзаменационного стресса студент, склонный к данному типу реагирования, мысленно перебирает в уме все негатив­ные факторы, согласно которым его может ожидать неудача на экза­мене: строгий преподаватель, пропущенные лекции, неудачный билет и пр. Сконструированный таким образом неблагоприятный прогноз будущих событий пугает невротика, вызывая у него страх перед буду­щим, и он даже не догадывается, что сам является автором этого «без­надежного» и «ужасного» будущего. Таким образом, «вероятность» неблагоприятного события превращается в сознании человека в ре­альную «возможность» его наступления.

Спортивный стресс

Специфика протекания спортивного стресса напоминает учебный стресс, в котором хронические нагрузки межсессионного периода перемежаются с экстремальными эмоциональными переживаниями

Никифоров Г. С., Демидов С. Р. Исследование психического состояния тревожности в процессе профессиональной подготовки летных экипажей // Психические состоя­ния. Л., 1981, с. 61-66.

Лапкин М. М. Роль индивидуальных психодинамических свойств в системных меха­низмах поведенческой адаптации человека / Тезисы докладов I Международной на­учно-практической конференции «Экология и охрана окружающей среды». Рязань, 1994, с. 39.



Глава 5. Особенность профессиональных стрессов

5.2. Примеры профессиональных стрессов




во время экзаменов. Подобным образом у спортсменов можно выде­лить стрессы тренировочного периода и стрессы, вызванные соревно­ваниями.

Первая группа стрессов может быть вызвана чрезмерными тре­нировочными нагрузками, травмами, плохими отношениями с трене­ром или товарищами по команде, неадекватными или чрезмерными ожиданиями будущих спортивных результатов и т. д.

Вторая группа стрессов может быть спровоцирована собствен­ными неудачными выступлениями на соревнованиях или удачными выступлениями соперников, конфликтами с судьями или тренерами, чрезмерным перенапряжением, травмами и т. д. Во второй группе причин стресса ведущую роль играет экстремальное физическое и эмоциональное напряжение, а в первой группе — больше когнитивно-эмоциональные факторы. В то же время и в соревновательный пери­од информационный аспект стресса нельзя сбрасывать со счетов. Как отмечает Б. А. Вяткин, ситуация спортивных соревнований является стрессовой потому, что происходит значительное расхождение между поставленными перед спортсменами задачами и возможностями для их реализации, которые имеются у спортсмена. При этом не только объективная трудность задачи, а вероятностная оценка спортсменом ее достижения является главной причиной психического напряже­ния. Чем меньше уверен спортсмен в точности своего прогноза, тем выше стресс. Исследование содержания катехоламинов у теннисистов и пловцов показало, что во время тренировки содержание катехола­минов в организме статистически не превышало обычный уровень гормонов данной группы, в то время как на соревнованиях содержа­ние норадреналина было существенно выше нормы. При этом наи­более успешно выступали те спортсмены, у которых соотношение норадреналина к адреналину было большим. Спортивные психологи приходят к выводу, что организм спортсмена может адаптироваться к физическим нагрузкам во время соревнований, а к эмоциональным нагрузкам во время состязаний — ?гет [1].

Другой специалист в области спортивной психологии, Л. Д. Гис-сен, пишет:

«В условиях спортивной деятельности наряду с физиологическими ком­понентами психические аспекты также могут быть сильными стрессора­ми. Не сама ситуация является стрессором, а отношение спортсмена к ней может сделать ее таковой» [5; с. 13].

Существуют разнообразные виды классификаций спортивных стрессов. Согласно одной из них, все стрессы можно разделить на

группу с кратковременным действием и группу с длительным дейст­вием на организм.

К первой группе относят следующие стрессоры:

+ вызывающие страх (исполнение упражнения, в котором ранее бы­ла получена травма, встреча с явным фаворитом и т. д.); + вызывающие неприятные физиологические ощущения (боль, ус­талость, плохие метеорологические условия и т. д.); + темпа и скорости (необоснованно завышенные установки на ре­кордный результат); '

+ отвлечения внимания (тактические маневры противника, опасе­ния за здоровье, семейные и бытовые трудности и т. д.); + неудач (неудачный старт, ошибка в технике движения, «неудач­ный противник» и т. д.).

Ко второй группе (длительного действия) относят стрессоры, связанные: + с риском и опасностью (альпинизм, прыжки с трамплина, хоккей,

мотоспорт);

+ с длительной нагрузкой (продолжительное выполнение упражне­ний на фоне физического и психического утомления); + с борьбой (длительные соревнования); + с изоляцией (отрыв от дома и семьи во время соревнований) [5].

Различают три формы соревновательного стресса: предстартовую лихорадку, стартовую апатию и боевую готовность.

Первая форма спортивного стресса выражается в чрезмерном перевозбуждении нервной системы, неоправданно повышенном то­нусе мышц и трудностях в поддержании ясности тактического мыш­ления. При этом вегетативный баланс организма сдвинут в сторону преобладания тонуса симпатической нервной системы.

Вторая форма отмечается при длительном ожидании соревнова­ний и на спортивном жаргоне обозначается как «перегорание» спорт­смена. Она сопровождается ваготонией — преобладанием тонуса па­расимпатической нервной системы и субъективно проявляется в виде пониженной мотивации и общей слабости.

Наиболее оптимальной формой считается третья форма — бое­вая готовность, которая позволяет достичь наилучших спортивных результатов и по своей сути является вариантом эустресса. Б. А. Вяткин так характеризует это психическое состояние:

+ высокая мотивация деятельности;

146 Глава 5. Особенность профессиональных стрессе

5.2. Примеры профессиональных стрессов




+ напряженное ожидание старта;

+ умеренное эмоциональное напряжение;

4- трезвая уверенность в своих силах;

+ способность к сознательной саморегуляции поведения, мыслей и чувств;

+ хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности [1]. Согласно оценке этого спортивного психолога, состояние боевой готовности можно соотнести с начальной стадией стресса по Селье, где организм полон сил и энергии, когда об отрицательном влиянии стресса на деятельность еще не может быть и речи, а ситуация вос­принимается как тревожная, но не угрожающая благополучию лич­ности.

Наши рекомендации