Глава 2. Оценка уровня стресса
Упражнение 2.1. Работа с опросником по выявлению признаков стресса
Работа выполняется в индивидуальном порядке. Студенты дважды заполняют бланк опросника.
Первый раз — оценивают свое текущее состояние (при наличии признака «галочка» ставится слева от каждого признака).
Второй раз студенты вспоминают ряд эмоционально значимых событий из своего ближайшего прошлого (экзамен, публичное выступление, ожидание приема у стоматолога и пр.), стараясь вспомнить, какие признаки эмоционального стресса для них характерны. При этом отметка о наличии данного признака ставится справа от соответствующей строчки в опроснике.
Затем по приведенной ниже схеме подсчитываются суммарные баллы и делаются выводы.
246 Приложения
Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу... 247
Протокол к упражнению 2.1
Состояние | Признаки | Итого | |||
Интеллектуальные симптомы | Поведенческие симптомы | Эмоциональные симптомы | Физиологические симптомы | ||
Относительный покой | |||||
Эмоциональное напряжение (стресс) |
Упражнение 2.2. Изменение физиологического состояния человека при актуализации психологического стресса
Студенты разбиваются на четверки. Задача первого из студентов -как можно подробнее вспомнить какую-то стрессовую ситуацию из своей жизни интенсивностью примерно 3-4 балла по 10-балльной шкале. Задача второго студента — измерение пульса на лучевой артерии своего товарища. Третий студент производит подсчет частоты и глубины дыхательных движений первого студента. Четвертый студент осуществляет координацию работы всей группы.
Ход работы. Вначале определяются фоновые показатели пульса и частоты дыхания испытуемого. Затем испытуемый выбирает из своего жизненного опыта стрессовую ситуацию средней силы и по команде координатора начинает как можно подробнее вспоминать ее. Основные инструкции, которые дает координатор: «Мысленно увидьте ситуацию своими глазами, услышьте то, что тогда звучало и переживите те ощущения, которые были у вас в тот момент».
Через 20-30 с после произнесения инструкции координатор засекает время и дает сигнал студентам, осуществляющим регистрацию физиологических реакций. В течение одной минуты второй и третий студенты регистрируют частоту сердечных сокращений и дыхания испытуемого и прекращают подсчет по команде координатора. Кроме того, оба наблюдателя и координатор отмечают замеченные ими мышечные и кожные реакции во время опыта (побледнение или покраснение кожи, мышечные сокращения, видимые напряжения мышц и т. д.). После выполнения упражнения при необходимости испытуемый делает несколько глубоких дыхательных движений с удлиненным выдохом, чтобы нейтрализовать нежелательные воспоминания.
Результаты измерений и самоотчет испытуемого заносятся в протокол. Протокол к упражнению 2.2
Частота сердечных сокращений | Частота дыхания | Примечания наблюдателей о замеченных реакциях | Самоотчет испытуемого о своих эмоциональных переживаниях во время опыта | ||
Покой | Стресс | Покой | Стресс | ||
После оформления протокола проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и формулируются выводы.
Упражнение 2.3. Структурный анализ стресса
Студенты анализируют один из своих типичных стрессов по следующей схеме:
Стрессовая ситуация и ее предпосылки | Поведение (мысли + действия + + чувства) | Что помогает мне преодолевать стресс? (мысли + действия + + чувства) |
Стресс: | Мысли: | Мысли: |
Предпосылки: | Действия: | Действия: |
Последствия: | Чувства: | Чувства: |
После оформления таблицы проходит обсуждение результатов, полученных разными группами студентов, и находятся общие черты в группе по второму и третьему столбцу, после чего делаются выводы.
248Приложения
Глава 3. Динамика стресса
Упражнение 3.1. Выявление корреляции между уровнем личностной тревожности и чувствительностью к стрессорным воздействиям
Ход работы. Первая часть работы проходит в индивидуальном режиме. Сначала студенты определяют показатель личностной тревожности по тесту Спилбергера — величину X.
Затем каждый студент оценивает среднюю частоту своих психологических стрессов за год (величина V) и среднюю длительность протекания стрессов (в днях) — величина 2.
Вторая часть работы проходит в коллективной форме. Один из студентов чертит на доске таблицу, в которую заносит полученные индивидуальные результаты:
№ п/п | Ф. И. О. | Показатель личностной тревожности (X) | Средняя частота стрессов (за год) (V) | Средняя длительность стресса (в днях) (7) |
п |
Затем другой студент рисует на доске три графика и заносит в них индивидуальные данные из таблицы; такую же работу проделывают остальные участники работы.
XXV
Первый график показывает взаимосвязь между тревожностью человека и частотой переживаемых им стрессов, второй — между тревожностью и длительностью стрессов, третий -- между частотой стрессов и их продолжительностью.
Результаты исследования и полученные выводы заносятся в протокол.
Приложение 5. Упражнения и практические занятия по курсу... 249