Глава 16. Ситуативная этика: открытые проблемы 421
ми», жаргоном, есть и у нас. Однако все это напоминает, скорее, детскую игру — с возрастом пройдет. Конечно, это только предположение и взгляд, так сказать, со стороны — со стороны другого, старшего поколения.
Сегодня существуют различные специфические тенденции изменения морального сознания современной молодежи. Одна из них — возникновение и развитие на фоне и в рамках уже рассмотренных движений и направлений молодежной субкультуры так называемой культуры хип-хоп. Причем отметим сразу же, что выявить какие-либо специфические моральные установки поведения и общения здесь очень сложно, ибо приверженцы хип-хопа не манифестируют своих этических воззрений, а их образ жизни демонстрирует подчеркнутое безразличие к проблемам морали. Однако это проявление и выражение тех нравственных ценностей и идеалов, которыми живет определенная часть современной молодежи.
Хип-хоп как стиль музыки впервые зазвучал в середине 1970-х годов на улицах Нью-Йорка. Однако когда мы говорим о хип-хопе в начале его развития, то подразумевается рэп — новая, абсолютно революционная музыка, которая и стала истоком новой культуры. Ее исполнители — люди, выросшие в городах и впитавшие всю противоречивую атмосферу урбанизации. Они ставили перед обществом вопрос, куда катится этот мир. Рэп был хорошо принят новым поколением молодых жителей сначала американских городов, а затем и всего мира. Стало ясно, что хип-хоп — это не просто очередное увлечение городской молодежи, но серьезное музыкальное движение. Однако музыка в стиле «хип-хоп» • оставалась андеграундиой до середины 1980-х годов, когда она начала постепенно подниматься на первые строчки хит-парадов. В начале 1990-х рэп-музыка начинает коммерциализироваться, что приводит к ее разделению на два стиля: собственно рэп и настоящий хип-хоп — музыка с ломаными битами, но без вокала, с часто используемыми инструментальными наигрышами.
В нашей стране хип-хоп был в основном недоступен и неизвестен - рядовому Слушателю, пока в 1998 г. в Москве не открылись школы для би-боев (брейктанцоров). После этого стали устраиваться фестивали хип-хоп, и московская молодежь всё больше и больше начала втягиваться в мир хип-хопа.
Хип-хоп родился как противовес насилию, наркотикам, всякой грязи. Хип-хоп изначально — это позитивная культура. Человек
пытается уйти от обыденности жизни, которая подавляет в нем всякое желание развиваться. А хип-хоп дает ему шанс выразить себя в творчестве.
«Подросток ничего не умеет, но он желает как-то выделиться из толпы.
Пожалуйста, граффити, ты рисуешь, ты оставляешь свои мессиджи. Брей-
кданс, ты танцуешь, ты самовыражаешься в танце», — говорят сегодня
«отцы» хип-хопа.
Сегодня уже нельзя говорить о хип-хопе только как о стиле музыке или о стиле одежды. Хип-хоп — это стиль жизни многих молодых людей нового поколения, людей, предпочитающих электро, рэп и другие музыкальные направления, танцующих би-боинг на улице, рисующих граффити, тусующихся в ночных клубах, катающихся на роликовых коньках и сноубордах.
Существуют и другие тенденции изменений морального созна- . ния и поведения нашей более «продвинутой», взрослой молодежи. Довольно точно их выражает Виктор Пелевин — автор романа «Generation П» (возможно, это отечественный аналог коуплендовс-кого «Поколения X»).
Герои В. Пелевина, как и его читатели, как правило, энергичные, молодые, амбициозные, вполне свободные люди, активно ищущие себя в новых общественных координатах. Их волнуют Интернет, дзен, наркотики, самоидентификация. Это новые, «компьютерно-интернетные» люди — современный молодежный авангард. Каковы же их моральные ценности и ориентиры?
Их отношения с миром и другими складываются непросто. Жизнь воспринимается ими как досадная обуза. Не страдание, а скука, пустота, стремление к смерти заполняют все их существование. Отсюда и другие черты «поколения П»: полное неприятие реальности, неуправляемая неприязнь к своему времени. «Поколению П» не нравится ни-че-го: всюду царят уродство и безобразие, кажется, что больше вообще не осталось интересных и хороших людей, есть только ублюдки, ошметки, шушера. Поэтому ненависть становится лейтмотивом отношения ко всему и всем.
Это может быть, к примеру, ненависть к отцам. «Отцы» — люди конченые; с ними не о чем говорить; их опыту, их прошлому, их моральным ценностям место на свалке.