Ется очень медленно, что влечет за собой задержку у них ум­ственного и психического развития в целом.

УДК376.36 ББК74.3 П54

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может переиздаваться

или распространяться в любой форме и любыми средствами,

электронными или механическими, включая фотокопирование,

звукозапись, любые запоминающие устройства

и системы поиска информации, без письменного разрешения правообладателя.

Серийное оформление обложки А. М. Драгового

Полякова, М.А.

П54Самоучитель по логопедии. Универс&тьное руководство / Марина По­лякова. — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 208 с: ил. — (Популярная логопедия).

18ВN 978-5-8112-3459-2

Автор, логопед- практик с многолетним стажем, предлагает универсал ьное руководство по логопедии, с помощью которого родители смогут самостоятельно заниматься с детьми 3—7 лет. В книге рассматриваются практически все проблемы, которые возникают у детей с речью: почему дети долго не начинают говорить или говорят неразборчиво, что делать, если у ребенка короткая уздечка или нарушен речевой слух, как исправить звукопроизношение, как развить речь ребенка и предупредить нарушение чтения и письма. В каждой теме даются конкретные упражнения, которые помогут справиться с той иди иной проблемой.

Издание адресовано родителям и логопедам.

ББК 74.3 УДК 376.36

© ООО «Издательство
-5-8112-3459-2 «АЙРИС-пресе». 2006

Уважаемые читатели!

В книге, которую вы держите в руках, рассматриваются самые распространенные речевые проблемы детей, начиная с 3,5-летнего воз­раста. Прочитав ее, вы сможете:

— выяснить, в чем заключается речевая проблема ребенка и как
можно ее решить;

— исправить ребенку произношение звуков;

— предупредить у него появление неправильного произношения зву­
ков;

— выяснить, склонен ли ваш ребенок к возникновению таких рас­
пространенных сейчас нарушений, как нарушения чтения и пись­
ма, и предупредить у него их появление;

— развить у ребенка основные интеллектуальные навыки, а также
внимание, восприятие и память;

— подготовить ребенка к обучению русскому языку в школе и на­
учить его читать и писать (точнее, выкладывать слова и предло­
жения из букв разрезной азбуки).

Возможно, вам захочется поделиться с автором своими впечатле­ниями по поводу этой книги. Автор будет чрезвычайно признателен вам за подобные отзывы.

Если вас интересует какая-либо речевая проблема, которая не рас­сматривается в этой книге, или вы захотите получить подробные инди­видуальные рекомендации по поводу занятий с ребенком, вы можете обратиться к автору за письменной консультацией.

Адрес для переписки: 117574, Москва, а/я 13, Поляковой М. А. Если ваше письмо будет нуждаться в ответе, пожалуйста вложите в него конверт с маркой и обратным адресом.

Е-МаП: ро1уакоуа@1о§о-ек1о8.ги Сайт: \у\у\у: 1о^о-ек1о8.ги

У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболеераспространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более слож­ных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым замет­ным их проявлением.

Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя счи­тать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой се­рьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушенное звукопроизношение затрудняет у школьников обу­чение русскому языку.При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количе­ство на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивиро­ванных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в пер­вом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрица­тельное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по дру­гим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.

Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике.Это связано с тем, что математические уравне­ния и формулы фактически имеют вид предложения (они являются предложениями и по своему смыслу). А математические символы — это, в сущности, разновидности букв.

Когда у ребенка нарушено произношение большого числа звуков, он выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. С таким ре­бенком взрослые часто излишне сюсюкают. Видимо, он и сам ощущает себя маленьким, а потому держит себя ребячливо и часто стремится к общению с детьми по возрасту моложе себя. Это задерживаетего раз­витие и делает его дисгармоничным. Кшколе такой ребенок внутренне не готов. В результате — в первом классе, а, может быть, и в последую­щих ему будет психологически трудно учиться. Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают,что создает дополнительные психологические проблемы, которых мож­но избежать, вовремя поставив ему правильное произношение.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций(например,

знимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррек­ция произношения приводит не только к устранению речевых наруше­ний, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Ненормативное звукопроизношение создает определенные труд­ности у подростков и взрослых.Поскольку основная функция речи — это общение, любое речевое расстройство обязательно сказывается на общении человека с другими людьми, особенно тогда, когда в результа­те нарушенного произношения, речь звучит неряшливо, некрасиво или невнятно. Но и тогда, когда речевой дефект не производит неприятного впечатления, он все равно приводит к негативным последствиям. Он непроизвольно притягивает к себе внимание окружающих и как бы «зашумляет» речь человека. Неправильная речь может утомлять собе­седника, а иногда вызывать у него осознанную или неосознанную, на­правленную на партнера по общению, отрицательную реакцию. Кроме того, правильная речь всегда звучит убедительнее, чем нарушенная, а нормативное произношение интеллигентно и нейтрально, что очень важ­но, например, в деловом общении. И, наконец, для некоторых профес­сий правильная речь обязательна.

Итак, в каких же конкретных ситуациях вам может помочь эта книга.

1. Вашему ребенку — 3,5 года или даже больше:

— он недавно начал говорить, и его речь очень непонятна;

— к 3,5 годам у него не сформировалось вообще никакой речи.

При нормальном речевом развитии первые слова у детей появля­ются еще до года, а к 2-м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встреча­ются различные формы запаздывания речевого развития, многие из которых могут грозить ребенку серьезными осложнениями.

В любом случае поздно начавший говорить ребенок вряд ли смо­жет самостоятельно освоить правильное произношение звуков, и с ним нужно проводить занятия, предупреждающие формирование неправиль­ных звукопроизношений.

-> Прочтите первый и второй разделы пособия. Тщательно обследуй­те речь ребенка, так как у него можно заподозрить тяжелое нару­шение речи, которое называется алалией. При этом заболевании речь у детей самостоятельно не развивается вообще или развива-

ется очень медленно, что влечет за собой задержку у них ум­ственного и психического развития в целом.

Вкниге вы найдете рекомендации по поводу того, как в дальней­шем вам лучше всего действовать в зависимости от результатов обсле­дования.

2. Вашему ребенку — 3,5—4,5 лет. Речь у него появилась вовремя,
но он не выговаривает:

— отдельные звуки (при этом его речь понятна);

—■ большое число звуков, от чего его речь неразборчива.

В этом возрасте отсутствие правильного произношения звуков не считается речевым дефектом. Ребенок только учится выговаривать зву­ки и поэтому произносит их неточно либо вообще пропускает их в речи. Но в настоящее время чуть ли не каждый второй ребенок рано или поздно нуждается в логопедической помощи, а ведь можно заранее оп­ределить, появится ли у ребенка нормативное произношение звуков или только дефектное их произнесение.

В книге рассказывается о том, как выявить у ребенка предраспо­ложенность к возникновению дефектов произношения и как преодо­леть у него эту предрасположенность.Ведь провести профилактиче­ские мероприятия всегда легче, чем исправлять уже сложившиеся не­достатки произношения.

Если ваш ребенок не выговаривает большое число звуков, его речь может быть очень неразборчивой, и ее нужно тщательно обследовать, так как за неправильным произношением многих звуков может скры­ваться какой-нибудь серьезный речевой дефект.■> Прочитайте первый и второй разделы книги и обследуйте речь

своего ребенка. В результате вы сможете определить, есть ли у

него какое-нибудь серьезное речевое нарушение, а также сможет

ли он самостоятельно научиться произносить звуки.

Во втором разделе описываются способы профилактики у детей

дефектов произношения.

3. Вашему ребенку — 4,5 года, а возможно, и больше. Его речь
имеет один из следующих недостатков:

— речь ребенка в целом неразборчива;

— у ребенка имеются отдельные нарушения произношения звуков.

В этом случае необходимо выяснить, в чем заключается его рече­вая проблема.

Наши рекомендации