Управление энергетическим хозяйством
Задачи управления ЭХ:
- бесперебойное снабжение производства всеми видами энергии
- рациональное расходование энергоресурсов
- внедрение новых установок
- организация ремонтных работ.
Нормы расходов энергоресурсов пересматриваются ежегодно и имеют тенденцию к снижению.
Критерии, характеризующие уровень управления энергоресурсами:
- удельная норма расхода
- КПД энергоустановок
- производительность труда рабочих ЭХ
- затраты на энергоснабжения
Используются те же ОС, что и в РХ.
Основные пути совершенствования работы ЭХ:
1.приобретение энергосберегающего оборудования.
2.использование экономических видов энергоресурсов
3.переход на централизованное снабжение
4.необходимо совершенствовать технологические процессы
5.автоматизация производственных процессов, учета и контроля использования ресурсов
6.применеие расчетно-аналитических норм
7.мотивация и стимулирование труда работников ЭХ.
Управление материально-техническим снабжением (МТС).
МТС – процесс обеспечения организации всеми видами материально-технических ресурсов в необходимых объемах и в установленные сроки. Это сырье, материалы, комплектующие изделия, оборудование, топливо, энергия, вода.
Основные цели управления МТС:
- своевременное обеспечение производства необходимыми видами ресурсов по качеству и количеству;
- рациональное использование ресурсов;
- разработка организационно-технических мероприятий по экономному использованию ресурсов.
Формы МТС.
1. транзитная. Организации получают материалы друг от друга непосредственно. Повышается оперативность получения ресурсов, сокращаются затраты. Оправдывает себя тогда, когда потребное количество материальных ресурсов равно или больше транзитной нормы. Транзитная норма – норма, установленная в соответствии с грузоподъемность транспортных средств.
2. складская. Организации получают материалы с баз или складов. Т.е. имеется промежуточное звено. Применяется, когда потребность в ресурсах меньше транзитной нормы. Хороша тем, что она не увеличивает складские запасы.
Методы МТС.
1. закупка товара одной партией. Материальные ресурсы поставляются большим количеством. Применяются на биржах, конкурсах.
2. регулярная покупка мелкими партиями. Потребитель делает заказ и поставка осуществляется в течении определенного периода времени.
3. ежедневные, месячные партии. Используется для товаров и ресурсов, которые дешевы и быстрорасходуемы.
Управление сбытом
Сбыт – процесс продвижения готовой продукции на рынок и организация товарного обмена. Его главная цель – максимизация прибыли.
Задачи управления сбытом:
- поставка продукции в сроки и в соответствии с заключенными договорами в необходимом количестве и с необходимым качеством;
- увязка производственных мощностей с заказом потребителей;
- выбор канала товародвижения;
- минимизация затрат на сбыт.
Методы и формы сбытовой деятельности
1. прямой. Продукция идет напрямую от производителя к потребителю без посредников
2. косвенный. Организация сбытовой деятельности осуществляется через посредника.
3. комбинированный. В качестве посредника может выступать организация со смешанным капиталом. (напрм. «Нижегородская ярмарка»)
Концепция управления сбытом.
В концепцию управления сбытом включаются:
- задачи и инструменты;
- организационная структура управления сбытом;
- информационное обеспечение;
- система планирования;
- кадры;
- нормативная документация.
Направления системы управления сбытом:
- сфера деятельности
- цели
- стратегии сбыта.
Для эффективного управления сбытом необходима информационная система сбыта (ИСС). Она включает:
1. результаты деятельности организации. (показатели: оборот; издержки на сбыт; прибыль (убытки) от сбытовой деятельности)
2. позиция организации на рынке. (показатели: удельный вес фирмы на рынке по конкретным товарам; региональная деятельность организации; имидж фирмы и его оценка)
3. отношения на рынке. (объем продаж, резервы сбыта, потенциальные действия покупателей, изучения желания покупателей, торговля, конкуренция ).
Управление маркетингом
Маркетинг – система управления производственно-сбытовой деятельностью в целях получения максимальной прибыли и для удовлетворения потребностей конкретных потребителей.
Эволюция маркетинга.
1. маркетинг, ориентированный на производство. Охватывает рынок производителя. Планирование сводится к повышению качества товаров.
2. маркетинг, ориентированный на сбыт. Рассматривается как метод сбыта- любой ценой сбыть товар. Охватывает рынок продавца. Предложение превышает спрос. Бедность товарного ассортимента, нет жесткой конкуренции.
3. маркетинг, охватывающий все сферы. Предложение превышает спрос. Жесткая конкуренция, свободное ценообразование, рациональное использование ресурсов.
Задачи, решаемые маркетингом:
-изучение потребительского спроса;
- приспособление к спросу производственных мощностей.
Классификация маркетинга:
1. внутренний – ограничен рамками;
2. экспортный (внешний) – экспорт товаров и услуг;
3. импортный – импорт товаров и услуг;
4. научно-технический – научные идеи, научно-технические разработки;
5. маркетинг прямых инвестиций ;
6. маркетинг по видам товаров и услуг;
7. маркетинг производственной сферы.
Процесс управления маркетингом – процесс планирования и реализации политики ценообразования, продвижения и распределения идей, продуктов и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидов, так и организации.
Маркетинг охватывает следующие стадии:
- планирование
- организация
- мотивация
- контроль
Этапы маркетинговой деятельности:
1. маркетинговые исследования
2. разработка программы
3. реализация программы
4. контроль
Система маркетинговой информации включает:
1. систему внутренней отчетности
2. систему маркетинговых исследований
3. систему внешней информации
4. систему анализа маркетинговой информации.
Требования к информации:
- точность
- экономичность
- полнота
- своевременность
- достоверность