Фокусирование на поисках смысла
Франкл подчеркивает, что вопрос о смысле — это индивидуальный вопрос. Логотера-певты должны и индивидуализировать свои методы работы, и импровизировать. Лого-терапия не является ни учением, ни проповедью, ни моральным увещеванием. Франкл (Frankl, 1963) проводит аналогию с офтальмологом, который дает людям возможность видеть мир таким, каков он есть на самом деле. Точно так же задачей логотерапевтического консультанта является расширение полей зрения клиентов таким образом, чтобы весь спектр жизненных смыслов и ценностей оказался видимым для них.
Ниже приведены некоторые методы, с помощью которых Франкл фокусирует внимание клиентов на проблемах, связанных со смыслом.
Оказание клиентам помощи в осознании ими важности взятия на себя ответственности за нахождение смысла. Франкл считает своей задачей оказание помощи клиентам в достижении ими высочайшей из возможных «активаций» их жизни. Он делится своими представлениями, согласно которым человеческая жизнь никогда, ни при каких обстоятельствах не теряет смысл. Клиенты должны усвоить, что они всегда ответственны за нахождение смысла в любой ситуации, сложившейся в их уникальной жизни. Логотерапия учит клиентов рассматривать свою жизнь как некое предопределение. Религиозные логотерапевты, работающие с религиозными клиентами, могут продвинуться на одну ступень дальше — такие консультанты могут помочь клиентам осознать, что они не только ответственны за выполнение своих жизненных задач, но также ответственны перед тем, кто ставит задачи. /
Оказание клиентам помощи в выслушивании ими голоса своего сознания. Франкл часто повторяет, что смысл должен быть найден и не может быть дан. Клиенты руководствуются в поисках смысла голосом своего сознания. Клиенту необходимо бдительное сознание, если он должен «выслушивать десять тысяч различных требований и заповедей, скрытых в десяти тысячах ситуаций, с которыми сталкивает его жизнь, и повиноваться этим требованиям» (Frankl, 1975a, р. 120). Хотя консультанты не могут давать клиентам смысл, они могут приводить экзистенциальные примеры своих личных неустанных поисков смысла.
Постановка перед клиентами вопросов о смысле. Консультанты могут спрашивать клиентов о том, каких творческих успехов они могли бы добиться, и помогать им искать ответы на заданные вопросы. Кроме того, консультанты могут помогать клиентам обнаруживать смысл в их отношениях и в их страдании.
Увеличение числа источников смысла. Логотерапевтические консультанты могут помогать клиентам приобретать более широкое представление об источниках смысла. Франкл (Frankl, 1955) цитирует клиентку, которая заявляла, что ее жизнь была бессмысленна и что ей станет лучше только в том случае, если она найдет работу, которая сможет удовлетворить ее запросы, например работу, связанную с лечением больных людей. Франкл помог этой клиентке увидеть, что не только работа, которую она выполняла, но и соответствующее отношение к своей работе могли бы дать ей уникальную возможность для реализации потенциальных возможностей. Кроме того, в личной жизни, не связанной с работой, она могла бы найти смысл в роли жены и матери.
Выявление смысла через сократический диалог. Франкл (Frankl, 1988) приводит следующий пример. Одну его клиентку постоянно мучило ощущение мимолетности жизни. Франкл попросил женщину назвать человека, которого она уважает и чьи достоинства она высоко ценит, и она вспомнила семейного доктора. Затем с помощью ряда вопросов Франкл подвел клиентку к признанию того, что, хотя доктор умер и некоторые неблагодарные пациенты, возможно, не помнят, чем они ему обязаны, жизнь этого доктора не потеряла смысл.
Выявление смысла через логодраму. Франкл (Frankl, 1963) приводит пример выявления смысла через «логодраму» в группе консультирования. Женщина, помещенная в его клинику после попытки самоубийства, потеряла младшего сына, который умер в возрасте 11 лет, и осталась одна со старшим сыном, пораженным детским параличом. Франкл сначала попросил другого члена группы, женщину, вообразить, что ей 80 лет, и оглянуться на прожитую жизнь, в которой не было детей, но было много финансовых успехов и престижа. Эта женщина в итоге признала свою жизнь бесцельной. Затем Франкл попросил мать сына-инвалида таким же образом оглянуться на свою жизнь. Отвечая, клиентка поняла, что ее жизнь была наполнена смыслом, потому что она сделала жизнь своего искалеченного сына более полной и легкой.
Предложение смысла. Франкл приводит следующий пример. Пожилой доктор, находящийся в состоянии жестокой депрессии, не мог в течение двух лет справиться с горем после смерти любимой жены. Прежде всего Франкл спросил клиента, что случилось бы, если бы сначала умер он сам. Доктор ответил, что, оставшись одна, жена ужасно страдала бы. После чего Франкл сказал: «Вы видите, доктор, от такого страдания она была избавлена, и это вы ее от него избавили; но теперь вы должны платить за это, пережив жену и оплакивая ее» (Frankl, 1963, 178-179).
Анализ сновидений. Логотерапевты могут работать со сновидениями клиентов, чтобы извлечь духовные явления на уровень сознания. Франкл (Frankl, 1975) приводит следующий пример. Женщине приснилось, что вместе с грязным бельем она взяла в прачечную грязного кота. Когда она пришла забирать белье, то нашла кота мертвым. У этой женщины возникли следующие свободные ассоциации: «кот» был символом «ребенка», а «грязным бельем» была «грязь» сплетен, окружавшая личную жизнь дочери и ее любовный роман, к которому мать относилась очень критически. Франкл увидел в этом сновидении предупреждение матери, призыв к женщине перестать мучить дочь, ведь иначе она может ее потерять. Религиозные логотерапевты могут также анализировать сновидения с целью перевода религиозного бессознательного в сознательное. Франкл полагает, что многие люди скрывают и подавляют свою религиозность из-за того, что «подлинной религиозности свойственна интимность» (Frankl, 1975a, р. 48).