В поисках утерянного смысла.

Псковская традиция

Игры на гуслях.

Забытый строй.

В поисках утерянного смысла.

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

Аверченков Дмитрий (Семён Скрипкин)

Начну с того, что в уроках Ахрамеева я давно заподозрил закравшуюся ошибку. В результате этой ошибки, традиция шла в разрез с музыкальной грамотой. Сама традиция не имеет никакого отношения к древней гармонии, и относится скорее всего к концу 19-ого века (т.к. относится к шестиаккордовой гармонии). Какой-то гусляр в Псковской области придумал оригинальный способ игры, который быстро распространился по всей области…

« « Маленькое отступление.

Сам способ игры «через струну» очень схож с принципом игры на губной гармошке. Схожи и приемы игры. Так, например, прием «подергивания» на гуслях, на губной гармошке выполняется серией выдох-вдох-выдох на одних и тех же отверстиях.

Губная гармошка была придумана в Германии в начале 19-ого века. Изначально строй был хроматический, и гармошка использовалась как камертон. Затем строй был изменен на диатонику, а после была придумана система вдох-выдох

В поисках утерянного смысла. - student2.ru Конструктивно гармошка позволяла извлекать звуки из сразу трех-четырех расположенных рядом отверстий. Три звука давали трезвучие С (до ми соль) или G (соль си ре), четыре – септаккорд С7 (до ми соль сиЬ) или G7 (соль си ре фа). Возможно именно эта возможность и сформировала Псковскую традицию гусельной игры.

До середины века конструкция гармошки бурно развивалась.

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

Музыканты разных направлений изменяли строй, добавляя в него разные (не диатонические) тона. В это творчество очевидно включились и Псковские гусляры. » »

… Способ действительно интересный, но с годами (как в игре «испорченный телефон») в него закрались ошибки. Мне удалось их выявить. Прежде всего это касается строя – он должен быть G#AHCDEFGABC, где H – просто си, а B – сиЬ (си бемоль). Этот строй позволяет при традиционном смещении пальцев (просунутых меж струн) вверх – вниз, получать все шесть аккордов тональности ля минор. В урезанном виде HCDEFGABC, строй позволяет брать три аккорда тональности до мажор.

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

То же самое можно изобразить без нотного стана

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

Начнем с 9-ти струнного варианта.

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

При традиционном положении инструмента (басовой струной вниз) большой палец левой руки просовывается между 8-ой и 7-ой струной, указательный – между 5-ой и 6-ой, средний – между 3-ей и 4-ой, безымянный – между 1-ой и 2-ой.

Получаем три (четыре) аккорда

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

Вот тут надо объяснить суть открытия –то, о чем я знал, но не замечал.

Если в аккорде G7 (соль си ре фа) убрать ноту соль, то этот аккорд все равно будет звучать как соль септ (G7). Если в аккорде Е7 (ми соль# си ре) убрать ноту ми, то он все равно будет звучать как ми септ (Е7).

Вот это я знал, но не заметил раньше.

Шестиаккордовая гармония предполагает три аккорда непосредственно минора и три аккорда параллельного мажора. Для тональности ля минор, тональность до мажор является параллельным мажором. Так что три аккорда параллельного мажора (C, G7 и F) мы освоили на укороченном строе (HCDEFGABC), непосредственно три аккорда минора (Am, E7 и Dm) рассмотрим на полном (11-ти струнном) строе G#AHCDEFGABC.

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

Теперь при традиционном положении инструмента (басовой струной вниз) большой палец левой руки просовывается между 9-ой и 10-ой струной, указательный – между 7-ой и 8-ой, средний – между 5-ой и 6-ой, безымянный – между 3-ей и 4-ой, мизинец – между 1-ой и 2-ой.

Получаем три аккорда минора

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

Вот собственно и вся теория. Тем, кто разобрался в этом, и у кого есть инструмент с нужным строем, предлагается закрепить все на практических упражнениях.

Практические упражнения:

1. Сначала освоим мажор

C F C G7

C F G7 C

2. А теперь так же минор

Am D Am E7

Am D E7 Am

Тональность Ре минор.

Молодым девушкам с высоким, звонким голосом, трудно петь частушки в до мажоре и шестиаккордовые песни в ля миноре. Им нужна тональность повыше. Переход из одной тональности в другую называется транспонированием. Поговорим просто о сложном.

Не получится перестроить гусли, сделанные под ля минор в тональность ре минор. У гуслей под ля минор нижняя (самая длинная) струна должна иметь длину 65 см, под ре минор – 58 см. Так что заказывая гусли, надо знать какая тональность вас интересует.

Под ре минор строй будет C#DEFGABCDEЬF, где B – сиЬ.

При том же положении пальцев, ударяя по тем же струнам, мы получим аккорды на много (на пять полутонов) выше. Несмотря на похожее звучание, названия у аккордов будут другие.

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

Так выглядят три аккорда мажора

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

А так три аккорда минора

В поисках утерянного смысла. - student2.ru

Несмотря на те же положения пальцев, ударяя по тем же струнам, практические упражнения будут записаны по другому:

В мажоре

F B F C7

F B C7 F

В миноре

Dm Gm Dm A7

Dm Gm A7 Dm

Наши рекомендации