Задания для самостоятельной работы студентов. ´Вопросы и задания:
´Вопросы и задания:
1. Раскройте значение понятия «возраст».
2. Обоснуйте необходимость различения паспортного (хронологического), биологического, психологического и социального возрастов.
3. Рассмотрите периодизацию З. Фрейда, раскройте механизм развития личности.
4. Выделите основные отличия периодизации Э. Эриксона от других периодизаций развития.
5. Проведите сравнительный анализ развития личности по Э.Эриксону и З.Фрейду.
6. Расскажите о периодизации Л. Колберга.
7. Какие особенности протекания критических периодов развития выделил Л.С. Выготский?
8. Что такое психологическое новообразование?
9. Каковы критерии ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву?
10. Установите соответствие между понятиями и их определениями
1. Развитие | №______ |
2. Возраст | №______ |
3. Социальная ситуация развития | №______ |
4. Ведущий тип деятельности | №______ |
5. Новообразования личности | №______ |
6. Сензитивный период развития | №______ |
7. Кризис развития | №______ |
8. Онтогенез | №______ |
9. Зона ближайшего развития | №______ |
10.Экстериоризация | №______ |
11.Стабильные стадии развития | №______ |
12.Биологическое созревание | №______ |
13. Филогенез | №______ |
14. Интериоризация | №______ |
а Специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.
б Характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности.
в Последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.
г Деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.
д Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития.
е Оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов, присущий определенному возрастному периоду ребенка.
ж Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, которые составляют большую часть детства.
з Краткие, но бурные стадии, сопровождаемые значительными сдвигами в развитии ребенка.
и Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей.
к Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий. Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего во внутреннее.
л Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.
м Формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.
н Процесс порождения внешних действий на основе преобразований ряда внутренних структур, сложившихся на основе внешней социальной деятельности человека.
о Становление структур психики в ходе биологический эволюции вида или социокультурной истории человечества.
?Заполните таблицу:
Стадии развития личности по Э.Эриксону
Стадии | Возраст | Общая характеристика периода | Область социальных отношений | Полярные качества личности |
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже
Стадии | Возраст | Новообразования |
&Список литературы:
Основной ‑ рекомендуемые учебники:
1. Кулагина, И.Ю.Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.
2. Обухова, Л.Ф.Детская (возрастная) психология: Учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 2004, 2010. – 448 с.
3. Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Академия, 2005, 2008. – 528 с.
Дополнительный
1. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.
2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994. – 680 с.
3. Сапогова, Е. Е.Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов – М.: Академия, 2006. - 384 с.
5. Эриксон Э.Г. Детство и общество / ред. А.А.Алексеев.– СПб.: Летний сад, 2000. – 416с.