Значение проблематики межгрупповых отношений

Все сказанное позволяет обсудить в бо­лее широком плане вопрос о соотно­шении когнитивных и социальных ас­пектов межгруппового взаимодействия. Как мы видели, вывод об универсаль­ности внутригруппового фаворитизма, полученный Тэшфелом, в зна­чительной мере обусловлен тем, что эти два аспекта не были доста­точно четко разведены. Это хорошо осознают сторонники концепции социальных представлений во французской социальной психологии. Так, в примыкающих к этому направлению работах В. Дуаза, хотя и подчеркивается влияние субъективного фактора на процессы межгруп­повых отношений, признается социальное содержание когнитивных ка­тегорий. Пытается выйти за узкие рамки когнитивизма и М. Кодол, ко­торый рассматривает не просто когнитивные структуры, возникающие в процессе межгрупповых отношений, но влияние этих структур на из­менение самих отношений. Особенности формирования представлений о другой группе в условиях объективно существующего конфликта изу­чал М. Плон. Обобщая эксперименты этих исследователей, С. Москови­си близко подходит к выводу о том, что межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любых меж­групповых отношений [Донцов, Емельянова, 1987].

Разработка проблемы межгрупповых отношений на основе прин­ципа деятельности вносит существенный вклад в развитие этих идей: теперь можно констатировать не просто тот факт, что социальные отношения могут способствовать развитию межгрупповой дискрими­нации лишь при определенных условиях, но и назвать средство, при помощи которого она вообще может быть снята. Таким средством выступает совместная деятельность групп. При ее наличии межгруп­повая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий между «своей» и «чужой» группами, со­всем не обязательно в реальном взаимодействии приводит к аутгруп-повой враждебности.

Введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения знаний о самих группах. Становится очевидным, что характер межгруппового взаимодействия влияет и на внутригрупповые процессы: удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений, точность их восприятия членами группы, групповые решения и др. Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характерис­тики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого груп­пой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (т.е. от субъективной оценки меры собственного успеха). Соот­ветственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отно­шений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, уве­личивается число негативных выборов, наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отноше­ний более интенсивно выражен в «неуспешных» группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы со­вместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: вни­мание членов группы концентрируется не столько на отношениях де-ятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим сред­ством для определения уровня группового развития [Агеев, 1983].

В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что малая группа не может ни при каких обстоятель­ствах рассматриваться как изолированная система: для объяснения лю­бого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой груп­пы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отно­шения между группами. Возникает своеобразный «межгрупповой кон­текст», который есть разновидность социального контекста.

Этими принципами необходимо руководствоваться, решая прак­тические проблемы межгрупповых отношений. Так, на уровне малых групп может быть усовершенствован поиск оптимальных форм со­трудничества, на уровне больших групп ― сняты некоторые вопросы межэтнических конфликтов. Может быть вычленен и своеобразный «средний» уровень рассмотрения проблемы ― взаимоотношение про­фессий, различных ведомств между собой и др.

Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений должна включить в себя два сечения: отношения между группами «по горизонтали», т.е. между группами, не связанными отношениями под­чинения, а существующими как бы «рядом» (школьный класс со школь­ным классом, команда с командой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической груп­пой, если речь идет о больших группах). Вариант этого сечения ― взаи­моотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т.д. Второе сечение ― отношения между группами «по вертикали», т.е. в системе некоторой их иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т.п. Этот второй случай логично позволит включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психологии ― психологию организации (рис. 15).

Значение проблематики межгрупповых отношений - student2.ru Рис. 15. Два направления исследований психологии межгрупповых отношений

Реализация такой перспективы будет важным фактором «достраи­вания» социальной психологии, поскольку расширит в значительной мере сферу ее практического применения, включит ее в более широ­кий круг социальных проблем. В условиях современного этапа разви­тия нашего общества это ― важная социальная функция науки, спо­собствующая стабилизации общественных отношений.

Литература

Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологичес­кие проблемы. М., 1990.

Аронсон Э. Общественное животное / Пер. с англ. М., 1998 (Гл. 4).

Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.

Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психоло­гии/ Пер. с англ. М., 1999.

Хьюстон М., Штребе В., Стефенсон Дж. Перспективы социальной пси­хологии / Пер. с англ. М., 2001 (Гл. 17).

Раздел IV

Наши рекомендации